Политическая идеология, понятие и типология.
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.
И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.
Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
— теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых «совершаются государственные перевороты <...> умирают и возрождаются общества».
— программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».
— актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики.
- Взаимоотношения государства и гражданского общества при разных политических режимах.
- Избирательная система современной Украины.
- Избирательные технологии: содержание и современные формы.
- Виды политической стабильности.
- Глобальные проблемы современности и их влияние на мировую политику.
- Основные функции политических систем.
- Основные характеристики традиционных политических систем.
- Гражданское общество: сущность и структурные компоненты.
- Демократические политические режимы: общая характеристика.
- Источники и виды легитимности власти.
- Средства борьбы с терроризмом.
- Содержание системного подхода для изучения политики.
- Внешнеполитические приоритеты Украины. Информационное общество: общая характеристика.
- Критерии общего избирательного права: история и современность. Голосование. Цензы.
- Легальность и легитимность политической власти: сущность и соотношение понятий.
- Методы решения политических конфликтов и виды политических решений.
- Модернизация: понятие и теории модернизации.
- Объединение граждан: виды и методы влияния на власть.
- Признаки политического напряжения и политического кризиса.
- Основные элементы политической культуры.
- Основные концепции возникновения государства.
- Основные подходы к определению сущности государства и его признаки.
- Основные субъекты политики.
- Основные теории возникновения тоталитаризма.
- Основные формы правления.
- Основные функции политики.
- Личность как субъект политики.
- Партийный спектр в Украине.
- Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.
- Политическая этика: определение и содержание.
- Политическая идеология, понятие и типология.
- Политическая психология: определение, содержание, основные проблемы.
- Политический процесс: содержание понятия, субъекты политического процесса.
- Политический режим: определение и смысл понятия.
- Понятие стратегии и тактики.
- Понятие и признаки партии.
- Предмет политологии.
- Принципы правового государства.
- Проблемы политической элиты в науке: вклад в изучение элиты Конфуция, Аристотеля, Платона, Макиавелли.
- Ресурсы политической власти: разновидность и типология.
- Роль сми в политике. Их основные функции.
- Роль идеологии в тоталитарном политическом режиме.
- Система международных политических отношений: общая характеристика.
- Способы рекрутирования в элиту: антрепренерская система и система гильдий.
- Стили лидерства. Определение и типология.
- Структура политических партий.
- Структура политической власти.
- Структура и организация политического процесса.
- Структурные компоненты политической системы.
- Субъекты и объекты политики.
- Общественно-политические движения: определение, типология, особенности.
- Сущность политики: основные теоретические подходы.
- Сущность системного подхода к исследованиям политической сферы.
- Сущность и формы авторитаризма.
- Сущность, структура и уровни политического сознания.
- Компоненты политического сознания
- Уровни политического сознания
- Современный радикализм. Проявления, истоки, перспективы развития.
- Теории демократии.
- Теории элит.
- Теории лидерства.
- Терроризм как фактор современной политики.
- Типы избирательных систем в мировой практике. Достоинства и недостатки каждой избирательной системы.
- Типы партийных систем, их характеристика.
- Типы политической культуры.
- Типология политических партий. Перспективы развития партийных типов.
- Типология политических конфликтов.
- Формы демократии.
- Формы государственного устройства.
- Формы тоталитарных режимов.
- Функции политической власти.
- Функции политической элиты.
- Характерные черты многопартийности Украины.