30. Афинская демократия
Классическим образцом античной демократии является древнегреческий город-государство Афины. Там в VII–VI вв. до н.э. были проведены реформы, которые оказали существенное влияние на становление и развитие афинской демократии: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на классы по имущественному признаку, что нарушило замкнутость родовой знати; предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда; ликвидация долгового рабства.
Существование афинской демократии стало возможным благодаря следующим предпосылкам:
небольшая территория города-государства. Она не должна была расширяться, т.к. невозможно бы было личное участие граждан в народном собрании;
рабская экономика, создающая «свободное время» для свободных граждан;
домашняя прислуга, женский труд, освобождающий мужчин для выполнения государственных обязанностей;
ограничение гражданства относительно небольшим количеством52. Каждый гражданин имел право на пользование земельным участком, находящимся в собственности общины. Количество наделов было ограничено, поэтому число полноправных граждан не могло увеличиваться свыше некоторого предела.
Античный демос состоял только из свободнорожденных в Афинах мужчин. Женщины, дети, рабы, метеки53, даже если они были знатными и богатыми (рабовладельцы, торговцы и т.п.) людьми, гражданскими правами не обладали.
Основным совещательным и законодательным органом было народное собрание (экклесия), в работе которого принимало 5–6 тыс. граждан (рис. 10.1). Простое большинство путем поднятия рук принимало важнейшие решения по вопросам законодательства, внутренней и внешней политики: выбирало должностных лиц, определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств, объявляло войну и заключало мир. Принятым законам подчинялось и народное собрание. Существовал сложный порядок пересмотра принятых законов, что в определенной степени гарантировало независимость закона от колебаний общественных настроений.
Исполнительная власть была в руках избранных должностных лиц – магистратов. Они входили в Совет пятисот и решали вопросы текущего управления, в том числе готовили дела к рассмотрению в народном собрании.
Высшая судебная власть находилась в руках народного суда (гелиэя). Суд олицетворял власть закона, которая была выше власти народного собрания. Судьи были объединены в 10 секций по 500 человек в каждой. Только в день суда определяли путем жеребьевки, в какой секции будет рассматриваться дело. Тем самым афиняне пытались свести к минимуму возможность подкупа судей.
Военная власть была в руках 10 генералов (избирались сроком на 1 год, но могли переизбираться).
Рис. 10.1. Афинская демократия
Признаки афинской демократии:
1) Афинская демократия – модель прямой демократии. Для нее характерен высокий уровень политического участия.
2) Выборность, многоступенчатые методы отбора (жребий54, прямые выборы55, ротация56).
3) Верховенство закона и равенство всех перед законом. Афинские граждане считали себя свободными, потому что повиновались только закону.
4) Политическое равенство граждан. Слитность прав и обязанностей гражданина участвовать в управлении государством. Гражданин не только имел право, но и был обязан участвовать в политической жизни, даже если его интересы находились вне сферы политики. За уклонение от служения государству гражданина могли изгнать из полиса.
5) Единство прав государства и прав гражданина. Государство – политическая общность. Нет разделения гражданского общества и государства.
6) Решение вопросов по большинству.
7) Одна и та же должность (за исключением военных) не могла быть занята одним и тем же человеком дважды. Короткие сроки службы для всех.
Эпоха расцвета афинской демократии приходится на время правления Перикла (ок. 500–429 до н.э.). При нем за государственную службу ввели вознаграждение, что сделало ее общедоступной и для малоимущих граждан. Ранее государственная служба считалась почетной обязанностью и, следовательно, не оплачивалась. Позже была введена плата и за посещение народного собрания. Для многих неимущих граждан это было единственным источником дохода.
С IV в. до н.э. афинская демократия начинает клониться к упадку. В это время увеличивается имущественное неравенство, появляется большое количество бедных и разорившихся граждан. Городская казна пополняется, прежде всего, за счет конфискации имущества состоятельных граждан. Обычными стали доносы, падает уважение к закону, распространяется падение нравов и т.п.
Ограниченность афинской демократии проявилась в том, что такая форма правления была неприемлема для больших в территориальном плане государств, гражданскими правами пользовались немногие, была высокая степень контроля государства за частной жизнью индивида, его убеждениями и верованиями.
В то же время ее значение трудно переоценить. Это была первая в истории человеческой цивилизации форма демократической организации общества, которая прошла длительный путь развития – более 250 лет. Многие символы античной демократии вошли в современные демократические модели общественного устройства: верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, равенство политических прав, решение вопросов по большинству.
- 1. Предмет политологии и характер политических знаний
- 2. Основные парадигмы и школы политологии
- 3. Сущность и основные свойства власти
- 4. Политика как общественное явление
- 5. Политическая власть
- 6. Легитимность политической власти
- 7.Проблема личности в политике. Психологич. Составляющие политического поведения личности
- Биологическая подструктура
- 8.Политическая социализация
- 9. Политическое участие
- 10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
- 11. Типология государств
- 12. Правовое государство
- 13. Государство и гражданское общество
- 14. Понятие политической элиты и ее функции
- 15. Механизм формирования политической элиты
- 16. Элитарные теории
- 17.Политическое лидерство: понятие, функции
- 18. Теории политического лидерства
- 19. Типологии политического лидерства
- 20. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 21. Понятие и структура политических партий
- 22. Типология политических партий их функция
- 23.Партийные системы и их типология
- 24. Группы интересов
- 25. Понятие политической системы, ее структура
- 26. Функционирование политической системы в обществе
- 27. Понятие политического режима. Характеристика тоталитарного режима.
- 28. Авторитарный режим
- 29. Демократический режим. Понятие демократии
- 30. Афинская демократия
- 31. Классическая и современная либеральная демократия
- 32. Основные современные модели демократии а) Плюралистическая демократия
- Б) Элитарная демократия
- В) Партиципаторная демократия
- Г) Полиархия
- 33.Проблема перехода к демократии
- 34. Понятие политической культуры, функции
- 35. Структура политической культуры
- 36. Типология политических культур
- 37. Основные пути формирования политической культуры
- 38. Понятие политической идеологии, особенности и функции
- 39. Либеральная идеология
- 40. Консервативная идеология
- 41. Социализм
- 42. Анархизм
- 43. Фашизм
- 44. Понятие политического развития и его критерии
- 45. Понятие политической модернизации и ее типы
- 46. Кризисы политического развития