Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.
1. Важное влияние на государство, партии и политическую жизнь в целом оказывают группы интересов. Они возникли в процессе индустриализации общества, плюрализации, роста разнообразия его социальной структуры и развития демократии. Появление самого этого понятия, а также его осмысление в политической науке связано с трактовкой политического процесса американским исследователем Артуром Бентли. В книге «Процесс управления» (1908 г.) он вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исходить из реальности, исследуя не только политические нормы и идеи, но и группы, реально контролирующие власть.
В ходе соперничества и соглашений различных групп достигается баланс интересов, выражением которого и являются важнейшие государственные решения и политические изменения. Выявление заинтересованных групп позволяет увидеть источник политической динамики, понять истинные цели политических действий, обычно скрываемые за различного рода благозвучными декларациями.
Группа – это относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии, социальной психологии и политологии. В основе объединения группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей.
Лоббизм означает непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, а группы давления – это организации, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.
В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях, как с другими группами, так и внутри самих этих организаций.
Под группами интересов обычно понимаются любые преимущественно добровольные объединения людей, стремящиеся реализовать свои расходящиеся с другими группами интересы через воздействие на государственную политику. Главным объектом такого воздействия являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления. Политическое влияние групп интересов на государственные решения может быть опосредовано партиями или же СМИ.
Группы интересов отличаются от партий тем, что они сами не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Однако они влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.
Группы интересов – преимущественно добровольные организации. Хотя некоторые из них объединяют в обязательном порядке всех представителей определенной профессии. Так, в США каждый врач должен быть членом Врачебной палаты, а каждый студент – платить взносы Всеобщей студенческой ассоциации университетов. Обязательная принадлежность к определенной профессиональной организации обычно связана с корпоративизмом.
Группы интересов очень разнообразны. Для их характеристики используются различные понятия: «объединение», «ассоциация», «союз», «организация», «совет», «клуб», «акция», «движение», «кружок», «комитет» и др.
Сложность феномена групп интересов обусловлена многообразием выполняемых ими функций:
артикуляция интересов различных социальных групп, то есть группы интересов преобразуют расплывчатые взгляды и мнения в конкретные формулы и требования к конкретным органам, и таким путем интересы участников какого-либо объединения входят как конкретные требования в политический процесс;
агрегация интересов, то есть согласование посредством консультаций, дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Для групп интересов это означает необходимость выбирать лишь те требования, которые имеют особое значение для достижения поставленной группой цели и обладают наилучшими шансами для их выполнения;
интеграция, то есть приближение интересов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями;
информирование органов, принимающих политические и административные решения по конкретным вопросам.
Группы интересов эффективно выполняют свои функции тогда, когда они представляют все разнообразие существующих в обществе интересов (экономические, социальные, идеологические, культурные, этнические, отраслевые). Такое широкое представительство интересов не только гарантирует влияние на принятие политических решений, но и обеспечивает поток информации и поддержку, в которой нуждаются органы государственной власти и управления.
2. В зависимости от целей и методов презентации социальных интересов, используемых ресурсов и способов влияния на власть, а также других параметров своей деятельности группы интересов существенно различаются друг от друга. Так, среди многочисленных классификаций можно отметить разделение групп интересов по характеру деятельности на одноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с достижением определенной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). С подобной классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего специальные (занимающиеся только политической деятельностью) и частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т. д.) группы интересов.
Весьма распространено деление групп интересов по территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти). Можно выделить еще две распространенных типологии групп интересов:
по степени их организации и специализации:
аномические группы – стихийные и недолговременные группы, нередко применяющие насилие;
неассоциативные группы – неформальные, непостоянные формирования на основе родства, религии и т. п., которые часто не имеют четкой организационной структуры;
институциональные группы – формальные организации;
ассоциативные группы являются высшим уровнем организации и специализации.
в зависимости от общественных сфер деятельности:
организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовой деятельности (союзы предпринимателей, потребителей);
организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, инвалидов, общественные союзы);
в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы по интересам);
в сфере религии, науки, культуры;
в политической сфере (движения за мир, за права национальных меньшинств, женщин и т. д.).
Влияние групп интересов может носить как открытый, так и скрытый (латентный) характер. Опасность скрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и могут начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов.
Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные и связанные с ними информационные и некоторые другие ресурсы. Политические ресурсы распределены среди различных групп общества неравномерно. В первую очередь это касается финансовых ресурсов. Они необходимы для организации практически любых мероприятий и пропагандистских акций. Количество материальных ресурсов во многом определяет возможности участия группы в социальных конфликтах, продолжительность и результаты ее соперничества с другими группами или правительством. Так, например, не имеющие значительных денежных фондов и поддержки со стороны общественности профсоюзы обычно не способны к длительной забастовочной борьбе с предпринимателями и особенно их объединениями.
Кроме того, денежные ресурсы широко используются для скрытого (например, в форме взносов в избирательный фонд определенных кандидатов в обмен на их будущие услуги в области законотворческой деятельности или распределения государственных заказов) или явного (в форме взяток) подкупа политиков и чиновников. Организации, представляющие интересы крупного капитала, военно-промышленных и некоторых других групп, располагают большими материальными ресурсами, что создает угрозу доминирования их требований среди различных общественных объединений.
Важным ресурсом политического и общественного влияния групп интересов являются численность, мобилизационная способность и активность их членов. Через сбор членских взносов и добровольных пожертвований во многом определяются материальные возможности организации. Численность и электоральная мобилизационная способность ассоциации – важный аргумент при учете ее требований партиями, в том числе правящими, поскольку от поддержки массовыми общественными организациями той или иной партии нередко зависит ее победа на выборах.
Наиболее важные ресурсы – количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, однако, он может быть компенсирован другими факторами, например, организационной сплоченностью. Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация и опыт.
3. Общественное движение – одна из форм проявления политической или гражданской инициативы личности, которая обеспокоена тем, что официальные государственные или партийные структуры не могут или не желают реализовывать в своей политике позитивные ценности личности, социальной группы, нации, страны и человечества в целом.
Для общественного движения характерны следующие признаки:
организационная рыхлость;
многообразие идейного сектора;
разнообразие и пестрота социальной базы;
разнообразие целей и задач.
Причины появления общественных движений:
ухудшение материального положения людей;
неудовлетворенность целями общественного развития и политическим строем;
распад старого мировоззрения и становление новых идеалов общества, коренные сдвиги в духовной жизни общества.
У общественного движения, как у любого явления в мире есть свой жизненный цикл. Польский политолог Е. Вятр сформулировал следующие этапы развития общественного движения:
создание предпосылок движения, оно может идти спонтанно снизу или сверху;
стадия артикуляции (идеи и организационные основы);
стадия агитации;
стадия активного развития политической деятельности;
стадия затухания политического движения.
- Политология: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения содержание
- Вступление
- Тема 1. Политология как наука
- Возникновение и развитие политической науки.
- Понятие политического. Предмет и язык политологии.
- Методы политической науки и ее функции.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политическая сфера общества Политические потребности, интересы
- Свобода
- Политическая власть
- Культура
- Тема 2. Основные вехи истории политической мысли
- Политическая мысль древности.
- Политические идеи Средневековья.
- 3. Политическая мысль хv – XVIII вв.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Зарождение политичесакой мысли в Древнем мире
- Политические воззрения средневековья
- Концепция религиозной
- Тема 3. Развитие политической мысли в Украине
- Истоки политических идей в Украине.
- Основные направления общественно-политической мысли в
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Тема 4. Политика как социальное явление
- Происхождение, сущность и структура политики.
- Функции политики. Виды и направления политики.
- Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни (политика и экономика, политика и право, политика и мораль).
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Аспекты политики отношения между субъектами политики главным образом по поводу власти
- Тема 5. Власть
- Вопросы и задания к теме:
- Механизм осуществления власти включает следующие моменты
- Традиционная
- Правовая
- Патриархальная
- Сословная
- Харизматическая
- Идеологическая
- Религиозная
- Тема 6. Политический режим
- Содержание политического режима.
- Классификация основных политических режимов.
- Темы рефератов:
- Политические режимы
- Олигархический
- Фашистский
- Особенности тоталитаризма как политического режима
- Характерные черты
- Основные типы
- Тема 7. Политическая система общества
- Модель политической системы Истона
- Модель Алмонда
- Вопросы и задания к теме:
- Функции политической системы:
- Тема 8. Государство – основной институт политической системы
- Вопросы и задания к теме:
- Парламентарная
- Дуалистическая
- Президентская
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Вопросы и задания к теме:
- Тема 10. Политическая культура и политическая социализация личности
- Вопросы и задания к теме:
- Политические
- Тема 11. Политическое лидерство
- Понятие и природа политического лидерства.
- 2. Основные теории лидерства.
- Типы политического лидерства.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Типы политических лидеров
- Нахождение и принятие оптимальных политических решений
- Социальный арбитраж и патронаж, защита от беззакония, поддержка порядка и законности
- Коммуникация власти и масс, упрочение политичес-кой и эмоциональной связи граждан и политического руководства
- Тема 12. Политические элиты
- Вопросы и задания к теме:
- Правящая
- Средняя
- Назначение кадрового аппарата органов управления
- Выдвижение политических лидеров
- Создание корреляции институтов политической системы
- Тема 13. Группы интересов и общественные движения
- Понятие групп интересов и их функции.
- Типология групп интересов, их характер и ресурсы влияния.
- Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.
- Вопросы и задания к теме:
- Нет единой
- Демократические движения современности
- Тема 14. Политические партии и партийные системы
- Генезис, сущность и функции политических партий.
- Типологии партий и партийных систем.
- Формирование многопартийности в Украине.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политический спектр партий Общепринятое «линейное размещение»
- Партии и блоки, преодолевшие 3 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 1998 г.
- Партии и блоки, преодолевшие 4 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 2002 г.
- Тема 15. Избирательные системы и политический процесс
- Понятие выборов. Основные принципы свободных, демократических выборов.
- Основные типы избирательных систем.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Литература по курсу Основная
- Дополнительная