logo search
Политология

Биологическая подструктура

Темпера-

мент

Рис. 3.1. Основные элементы структуры личности

Биологические основы личности – темперамент и внешние данные, здоровье – влияют на потребности, побуждения и импульсы человека, вызывают определенное поведение для их удовлетворения. С помощью характера индивид способен кореллировать свое социальное, в т.ч. и политическое, поведение. Интеллект позволяет оперировать полученной информацией и использовать ее в зависимости от ситуации. От социального опыта зависит, как конкретно поступит человек в той или иной ситуации. Направленность личности выполняет интегрирующую роль в личностной системе, не дает ей распадаться на отдельные элементы. Она определяет представления личности о свободе, справедливости, демократии, добре и зле, формирует иерархию потребностей.

В политической науке проблема личности может быть рассмотрена в трех аспектах:

1) Личность как индивидуальные, психофизиологические особенности человека. Прежде всего в этом своем проявлении исследуется личность политического лидера.

2) Личность как представитель группы (статусной, профессиональной, этнической, классовой, элиты, массы и т.п.)., а также как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена партии, парламентария, министра и т.п.). Данный подход как бы растворяет личность в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики. Воспринятая роль может сковать способности или даже уничтожить ее исполнителя. Но личность способна овладевать разными политическими ролями и таким образом реализовывать свою политическую (и одновременно человеческую) природу и потенциал.

3) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом контексте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом политики.

Жизнь человека – многогранна и разнообразна. Поэтому в реальной жизни возможно сочетание и взаимоналожение отдельных сторон человеческого бытия. Так, голосуя на избирательном участке, человек одновременно может выступать сразу в нескольких ипостасях – как гражданин своей страны, как субъект политики, определяющий будущий политический курс, как член политической партии и т.п.

-Совокупность проявлений внешней и внутренней активности индивидуальных и групповых субъектов, их реакции на деятельность политической системы проявляются через политическое поведение. Современные объяснения политического поведения исходят из того, что содержание поведения определяется тремя формами проявления человеческой активности: инстинктами, навыками и разумными действиями.

Значительное число форм поведения имеет инстинктивный характер. Инстинкты – это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление поведению. В политической сфере проявляются все человеческие инстинкты – от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения.

Инстинкт самосохранения толкает отдельных людей не только на борьбу за власть, но и вызывает нерациональные с точки зрения здравого смысла действия7. К инстинктивным видам поведения также относят жестокость, насилие, агрессию.

Люди, способные не только соперничать, но и сотрудничать друг с другом, демонстрируют такой вид инстинктивного поведения как солидарность8. Они идентифицируют себя с определенной группой (партией, организацией, нацией и т.п.) и объединяют усилия, направленные на достижение единых целей и интересов.

Следующая форма поведения – навыки – есть результат прижизненного научения. Навыки – это определенные умения, которые необходимы для выполнения своих ролей и функций участниками политического процесса; привычки, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре; стереотипы как следствия повторения политических действий.

Политические умения повышают компетентность и означают, что человек знает, что он должен делать в той или иной политической роли и как добиться желаемого результата.

Граждане должны обладать определенным набором навыков, а государство должно создавать условия, необходимые для их приобретения. Будущие политические лидеры как правило вначале получают необходимый опыт работы в молодежных и иных организациях. В некоторых странах избранных депутатов обучают, для того чтобы повысить их политическую компетентность.

Третья форма поведения – разумные действия. Они характеризуют степень осознанности человеком тех или иных политических действий. Их отличие от инстинктов и навыков заключается в целенаправленности. Свое выражение разумные действия находят в программах, доктринах, концепциях конкретных акций, кампаний и т.п. Однако поведение никогда полностью не совпадает с обозначенными в доктринах ориентирами.

В реальности политическое поведение включает в себя все три формы – инстинкты, навыки, разумные действия. Но кроме них есть еще конкретные психологические элементы, позволяющие более глубоко познать механизмы политического поведения.

На поведение личности оказывают влияние самые разнообразные факторы:

1) Внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения.

Политическая система и ее отдельные институты к поведению человека предъявляют свои требования, которые зависят от конкретной ситуации. В одних случаях от личности ждут высокой активности (например, голосование на выборах), в других – ее активность не поощряется (забастовки, демонстрации и т.п.).

2) Потребности действующего индивида или группы.

В политике действуют обычные человеческие потребности – удовлетворение материальных нужд, безопасность, любовь, самореализация9, самоактуализация10. Американский социолог Рональд Инглхарт (род. 1934) предложил их разделить на материалистические (потребности материальные – владение деньгами, домом, автомобилем, одеждой, достаточное питание и другие экономические достижения) и постматериалистические (потребности в любви, самореализации, самоактуализации и т.п.). Он утверждал, что в 60-х гг. ХХ в. молодежь в индустриально развитых странах, удовлетворив материальные потребности, почувствовала необходимость самовыражения вообще и в политике в частности.

3) Мотивы11, которыми руководствуется субъект.

Мотивация способствует формулированию цели и программы деятельности и является побудительной силой поведения. Американские политологи Дэвид Макклелланд (1917 – 1998) и Джон Аткинсон (род. 1923) выделили три самых важных, по их мнению, мотива, которые определяют политическое поведение:

Есть люди, у которых потребность во власти является доминирующей и они пытаются ее достичь во что бы то ни стало. Чрезмерное стремление к власти бывает обусловлено самыми разными обстоятельствами: низкой самооценкой, страхом пассивности, слабостью, опасением оказаться в подчинении, результатом развития агрессивных и деструктивных черт личности и т.п.

Мотив власти может дополняться мотивом контроля над людьми и ситуацией. По мере продвижения к социальной зрелости человек становится все более способным к контролю над собственным поведением. Это, в свою очередь, придает ему уверенность в себе, расширяет его возможности участвовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и политике.

Кроме перечисленных факторов – внешняя среда, потребности и мотивы – на политическое поведение значительно влияют:

Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками – массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.