logo search
Тема 3

Основные положения христианской политической доктрины

На смену античной политической философии, которая ограничивалась в анализе политики тем, что доступно человеческому разуму, приходит политическая теология, т.е. политические учения, основанные на божественном откровении. Политическая мысль развивалась усилиями богословов, что отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. И все же христианская политическая мысль стремилась подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Это было обусловлено теоцентричностью христианского мировоззрения, в котором Бог выступает в качестве исходного и конечного пункта человеческих суждений и действий.

Исходным тезисом в обосновании божественной природы глобального порядка и политического устройства в концепции Аврелия Августина (354­430) является положение о «естественной греховности» человека. По этой причине природа и человек полностью зависят от Бога: именно Он создал универсальный порядок, частью которого является общество. Олицетворением божественной воли и мудрости на земле выступает государство в лице монарха, которому предписано реализовать божественный промысел. На земле власть монарха абсолютна и наделена моральным авторитетом и непререкаемостью. Император и государство заботятся о всех и являются гарантами христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. В силу этого христианская мораль требовала беспрекословного подчинения государственной власти и лояльности по отношению к ней. Однако отсутствие в Западной Европе сильной светской власти способствовало росту влияния римских епископов, которые с тех пор присвоили себе титул главы церкви - папы. Ставший в 1073г. папой под именем Григория VII монах Гильдебрант посвятил свою деятельность тому, чтобы освободить церковь от подчинения светской власти и утвердить папскую теократию - господство папы над королями и импе­раторами, чему должны были способствовать и крестовые походы.

С этого времени претензии католической церкви не только на духовное, но и на политическое господство заметно возросли. Идеологическим обоснованием притязаний церкви на политическое господство стали идеи Фомы Аквинского (l226 - 1274). Он завершил систематизацию христианской теологии, а в 1879 г. его учение - томизм - стало официальной доктриной Римской католической церкви, которой догматы веры опирались на положения аристотелевской логики. Гегемонию религиозной власти он обосновывал божественным характером королевской власти, которую благословляет церковь. Только поэтому власть монарха должна пользоваться авторитетом. Однако при несоблюдении монархом заповедей христианской Морали при злоупотреблении властью Фома Аквинский отстаивал право подданных на неповиновение и даже цареубийство. Следовательно, светские правители не должны забывать, что их власть имеет пределы, указываемые римско-католической церковью.

Однако в противоположность политической теологии культивируется принципиально новый взгляд на политику. Процесс формирования централизованных национальных государств и развитие с XIV в. рыночных отношений окончательно разрушили претензии папства на политическое господство. Становление рыночных отношений постепенно снимало покрывало таинства и сверхъестественности с общественных отношений, некогда наброшенное религией, и обнажало реальные механизмы взаимоотношений людей. Одновременно с этим вызванный эпохой Возрождения (XIV - XVI вв.) процесс обособления индивида и становления его в качестве самостоятельного субъекта исторического творчества создал предпосылки для формирования гражданского общества, противостоящего государству. Теперь участниками политического процесса становятся государство - общество - личность. Более того, Реформация (XVI в.) обосновала активную и творческую сущность самостоятельного индивида, вдохнула веру в его преобразующие способности через создание протестантской этики. Начался процесс секуляризации (освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии) и разделения сфер государственной и церковной властей. Указанные изменения повлияли на развитие политической мысли позднего Средневековья и ознаменовали собой начало радикальной трансформации существовавших подходов к политике.