Античная политическая мысль
Платон (427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Древней Греции, вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человек, чей образ стал символом и легендой.
Человек являет собою единство души и тела, в основе которой лежит душа. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению.
Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой — тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.
Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.
Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.
Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.
Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.
Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; т. е. социальная справедливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.
Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.
Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).
Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе. Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей.
Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с «хорошей жизнью». «Счастлив тот, кто доволен», — говорил он. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.
Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию
Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом, если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон — в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.
- Политика как предмет политологии
- 1. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
- Природа и социальное назначение политики.
- Содержание мира политики
- Структура политики
- 5. Политика и мораль.
- Становление и основные этапы развития политической мысли
- Античная политическая мысль
- 2. Средневековая политическая мысль
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового Времени
- 5. Политическая мысль 20 века
- Теория рациональной бюрократии
- Проблема политической стабильности
- Становление и основные этапы развития политической мысли.
- Особенности развития политической мысли в России.
- 2. Политическая мысль России в 19 - нач. 20 вв. Славянофилы и западники
- 3.Развитие гуманизма в политической мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 4. Статут вкл
- 5. Политические взгляды представителей народного движения Беларуси.
- Политическая власть как социальный феномен.
- Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
- Ресурсы власти.
- Функционирование власти.
- 4. Легитимность политической власти.
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Политическая элита и политическое лидерство.
- Классические теории элиты.
- Теория «правящего класса» г. Моска.
- Теория "круговорота элит" в. Парето.
- Теория "железного закона олигархии" р. Михельса.
- Современная политическая элита.
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- 3. Сущность и природа лидерства. Понятие лидерства
- Определения лидерства
- Природа политического лидерства. Теория черт
- Ситуационная концепция
- Теория конституентов
- Психологические концепции и интерактивный анализ
- Типы лидеров и их функции. Типы лидерства
- Функции лидера
- Политическая система общества и проблема власти.
- Теория политической системы.
- 2. Политическая система как механизм власти.
- 3. Структура и функции политической системы.
- 4. Типы политической системы
- 5. Политическая система советского типа.
- Понятие и типология политических режимов.
- Понятие политического режима.
- Принцип легитимности
- Структура институтов
- Партии в структуре власти
- 2. Типы политических режимов Тоталитаризм и его разновидности
- Авторитаризм: типология форм
- Полиархия
- 3. Особенности политического режима постсоветского периода
- Гражданское общество и власть.
- Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.
- 2. Предпосылки возникновения гражданского общества
- 3. Структура гражданского общества.
- 4. Конституционализм как режим взаимодействия государства и гражданского общества
- Типы и формы конституционализма
- Модели конституционализма
- Государство как институт политической системы.
- 1. Понятие и теории происхождения государства.
- Формы политического правления
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Типы государств.
- Правовое государство
- Социальное государство
- Соотношение правового и социального принципа в государстве
- 5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству
- Избирательное право и выборы.
- Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- 2. Типология избирательных систем
- 3. Выборы как часть политического процесса.
- 4. Избирательная система Республики Беларусь Политические партии и партийные системы.
- Партия как разновидность политических сил.
- 2. Типы партий. Функции партии.
- 4. Непартийные политические силы. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- 5. Белорусские политические партии и общественные организации
- Политический процесс.
- 1. Субъекты и движущие факторы политического процесса.
- Структура и акторы политического процесса.
- 2. Социальная природа политического процесса. Политическая культура.
- Политическая культура: подходы и определения.
- Элементы политической культуры
- Типы политической культуры
- 3. Особенности политической культуры переходного типа Политическое сознание, поведение.
- 1. Политическое сознание
- 3. Понятие и сущность политической идеологии
- Уровни политической идеологии
- 4. Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Социализм
- Тема 14. Политическое развитие и модернизация.
- 1. Природа политических изменений
- 2. Место и роль конфликтов в политике
- Источники политических конфликтов
- 3. Типология политических конфликтов
- Этап возникновения конфликта
- Этап развития конфликта
- Этап окончания конфликта
- Международные политические отношения
- 1. Природа и закономерности международных политических отношений
- Закономерности международных отношений
- 2. Типология международных отношений
- 3. Внешняя политика
- Литература