2. Типология политического лидерства
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. Существуют различные основы для классификации и сравнения лидеров (см. схему 14.2).
Основания типологизации Типы
В зависимости от ресурсов подчинения Традиционное
(классификация М. Вебера) Рационально-легальное
Харизматическое
В зависимости от методов управления Авторитарное
Демократическое
В зависимости от целей лидеров и их Консервативное
воздействия на общество Реформаторское
Революционное
В зависимости от имиджа лидера Лидер-знаменоносец
Лидер-служитель
Лидер-торговец
Лидер-пожарный
Рисунок 14.2. Типы политического лидерства
Многие исследователи лидерства опираются на типологию, разработанную немецким философом и социологом М. Вебером. Его типология опирается на понятие “авторитет”. М. Вебер понимал под лидерством способность отдавать приказы и вызывать повиновение. В основе этой способности лежат различные ресурсы, которые обеспечивают подчинение лидеру со стороны населения. Добровольное подчинение лидеру (это и есть авторитет) достигается различными средствами. М.Вебер выделял три типа лидерства:
1. Традиционное лидерство – право на лидерство основано на существующих в обществе традициях. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерства в большей мере присущ доиндустриальному обществу.
2. Рационально-легальное лидерство – право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе формальных узаконенных процедур. Это по сути дела бюрократическое лидерство. В нем лидер-чиновник получает авторитет не в силу традиции или каких-то особых качеств, а как исполнитель определенной государственной функции.
3. Харизматическое лидерство – основано на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности. Оно имеет эмоциональную основу. Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и завит также не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним.
По М.Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие их вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки того, что принято в данном обществе, и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.
Сила харизмы лидера может быть столь велика, что его недостатки нередко воспринимаются в качестве достоинств (например, авторитарность), становятся частью эталонного образа вождя. Такому лидеру прощаются провалы в политике, нелигитимные действия. Ответственность за первые возлагается на окружение лидера, вторые воспринимаются как нечто оправданное обстоятельствами, заботой о благе народа.
Иногда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, языческого преклонения перед харизматической фигурой.
Возможна дифференциация и типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяют два стиля – демократический и авторитарный.
Демократический политический лидер инициирует максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрирует ответственность в своих руках, а старается распределить ее среди членов группы. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.
Авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Связи между членами группы при таком лидере сведены на нет или же проходят под жестким контролем лидера. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы.
Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.
Консерваторы направляют всю свою активность и все свои действия на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведе6ния широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур.
Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.
Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидерства является система американского ученого Маргарет Дж. Херманн. она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. “Имидж” в переводе с английского означает “образ”, а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. М. Хермани выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.); способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый образ (имидж) – лидер-знаменосец. Его отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований
Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели.
Третий образ – лидер-торговец. Существенная черта его состоит в способности привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
Четвертый образ – лидер-пожарный. Он отличается быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Лидер-пожарный способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.
Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.
З. Функции политических лидеров
Функции, выполняемые политическими лидерами, предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией (экономической и политической) в которой им приходится действовать.
В условиях кризисной ситуации политический лидер направляет свои усилия, прежде всего, на реализацию следующих функций:
Аналитическая или постановка диагноза. Ее выполнение предполагает глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Разработка программы действий. В ее реализации большую роль играют личностные качества политического лидера: решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
Мобилизация страны на выполнение принятой программы. Выполнение этой функции во многом зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами, убеждать, вдохновлять, привлекать на свою сторону колеблющихся.
Названные функции характерны для чрезвычайной ситуации. В условиях относительной стабильности общества круг функций политического лидера расширяется.
Прежде всего, политический лидер должен выполнять новаторскую функцию, то есть сознательно вносить новые конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур. Политический лидер формулирует новые социальные цели и задачи, обосновывает стратегические приоритеты и тактические способы и методы их достижения. Каждое политическое решение должно быть глубоко продумано, тщательно проанализировано на многовариантной основе, поскольку сфера политики – вид рисковой деятельности, затрагивающей судьбы миллионов людей. Выдвижение общенациональных целей и программ с необходимостью требует всестороннего анализа социальных, материальных, финансовых и политических ресурсов их реализации.
Коммуникативная предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности. Политический лидер должен следить за постоянно меняющимися общественными настроениями и мнением, отражающим динамику преобразующейся жизни. Политические лидеры должны обладать даром предвидения новых проблем и противоречий в обществе.
Из новаторской и коммуникативной логически вытекает организаторская функция, которая включает в себя умение направить и организовать действия масс, объединить усилия всех слоев общества на воплощение политических программ и решений в жизнь.
Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
Продолжением организаторской является координационная функция, которая направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание, и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в “хорошего царя” или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа личности обычно является огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной власти в руках одного человека. Также утверждению культа личности способствует тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.
- Введение
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
- 1.2. Категории и функции политологии. Прикладная политология
- 1.3. Методы исследования, используемые в политологии
- Вопросы и задания:
- Литература
- Тема 2. История развития мировой политической мысли
- 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
- 2.2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
- 2.3. Политические идеи ранних буржуазных революций
- 2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.
- 2.5. Современные политические учения Запада
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Идеи народовластия и государственности
- Истоки социально-политических учений в Украине
- 3.2. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 3.3. Основные направления развития общественно-политической мысли в Украине XIX в.
- 3.4. Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Политика как общественное явление
- 4.1. Происхождение и сущность политики
- 4.2. Структура и функции политики
- 4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 5. Политическая власть
- 5.1. Определение власти и особенности политической власти
- 5.2. Структура политической власти.
- 5.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Политический режим
- Политический режим: понятие и признаки
- 6.2. Демократический режим
- 6.3. Тоталитарный режим
- 6.4. Авторитарный режим
- 6.5. Политический режим современной Украины
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 7. Политическая система
- Понятие политической системы.
- Структура и функции политической системы
- Типология политических систем
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 8. Государство как политический институт
- 8.1. Особенности государства как политической организации
- 8.2. Формы государственного правления.
- 8.3. Формы государственного устройства
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие и сущность гражданского общества
- 9.2. Структура и функции гражданского общества
- 9.3. Особенности формирования гражданского общества в Украине
- 9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема10. Выборы в органы политической власти
- 10.1. Социальные функции и виды выборов
- .Принципы выборов
- 10.3. Избирательные системы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 11. Политические партии
- Причины возникновения и признаки политической партии
- 11.2. Цели и функции политических партий
- 11.3. Типология политических партий
- 11.4. Сущность и разновидности партийных систем
- 10.5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.
- Тема 12 Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы
- 2. Типология политической культуры
- 3. Формирование политической культуры.
- Тема 13. Политическая элита
- Тема 14. Политическое лидерство
- 1. Природа и сущность лидерства
- 2. Типология политического лидерства
- 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- Тема 15. Политика и международные отношения
- 1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
- 2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы
- 3. Современные тенденции развития международных отношений
- 4. Украина в системе международных отношений.