46. Кризисы политического развития
Процесс политического развития стран проходит через самые разнообразные кризисы: идентичности, легитимности, участия, «проникновения» (управления), распределения. Эти кризисы были описаны современными америкаскими исследователями Джеймсом Коулманом, Люсьеном Паем, Майроном Вайнером и др. («Кризисы и последовательности в политическом развитии», 1971).
Кризис идентичности. Происходит распад идеалов и ценностей, лежащих в основе прежней политической культуры. Граждане заняты поиском новых духовных ориентиров для осознания своего места в обществе и государстве. Они должны осознавать себя как единое политическое сообщество, что в переходный период крайне сложно.
Способы обретения идентичности:
Через национальное самосознание. Это опасный путь, поскольку в переходный период национальное самосознание может приобретать любые формы: от национализма до шовинизма. Потребности в освоении культурных ценностей этноса могут вытеснять и отрицать равные права других наций в этом государстве. Кроме того, могут возникнуть такие явления, как этнические чистки, террор, насильственные формы решения национальных противоречий.
Поиск харизматического лидера, способного взять на себя всю тяжесть существующих проблем, в т.ч. политического выбора, а с граждан – снять индивидуальную ответственность. Правление харизматического лидера дает людям время для оценки ситуации, адаптации к новым политическим реалиям, включения в новые связи с государством.
Кризис легитимности. Возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части населения о методах и средствах деятельности политической власти. В результате граждане отказывают власти в поддержке, не считают ее легитимной.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях степень поддержки власти населением не зависит от эффективности управления. Так, например, в Индии (колониальный период), ряде африканских государств население отказывало в поддержке эффективно действующим властям только по причине их колониального происхождения.
Режимы могут быть неэффективными, но легитимными (например, советский период) и наоборот (Индия, африканские государства и т.п.).
Основные способы, обеспечивающие поддержку режима правления со стороны населения:
Эффективно проводимые экономические и социальные реформы. В то же время достичь эффективного развития экономики в переходный период бывает крайне сложно (некоторые политологи считают, что это даже в принципе невозможно).
Нередко правящие режимы пытаются объединить общество и обеспечить себе легитимность через борьбу с внутренним и/или внешним врагом, стимулируя патриотические чувства, гражданское самопожертвование. Это путь опасный и не может носить долговременный характер.
Существуют условия, которые власти должны соблюдать для того, чтобы в переходный период вопрос легитимности не стоял так остро:
реформы необходимо проводить постепенно;
по основным демократическим ценностям с политическими оппонентами должно быть достигнуто соглашение;
для поддержания гражданского мира использовать такие демократические институты, как политические коалиции, согласительные комитеты и т.п.;
имидж политических лидеров (особенно представляющих высшие органы власти в стране) должен быть позитивным и привлекательным для большинства граждан.
Кризис участия. Он означает ломку привычных норм и механизмов вовлечения граждан в политику.
Увеличивается число политически активных граждан, стремящихся оказывать влияние на принятие решений как на местном уровне, так и в масштабах всей страны. Растет количество групп интересов, соревнующихся за доступ к власти и перерастающих в политические партии. Задачи политической системы в этот сложный период – согласовать их противоречивые интересы (PR) и удовлетворить основные требования; вовремя пресекать агрессивные действия, формы политического участия, направленные на отстаивание интересов.
В силу недостаточно развитой политической культуры широкие слои населения не желают и не умеют отбирать достойных и компетентных представителей своих интересов в органы власти.
В этот период также усиливаются такие явления, как сопротивление оппозиции, национально-территориальные конфликты, бюрократизация элиты. Отдельные представители элиты пытаются закрепить за собой несвойственные им функции в процессе принятия решений (например, совмещение постов, монополизация власти и т.п.).
Значительная роль в преодолении данного кризиса связана с деятельностью политической элиты. Она должна обеспечить следующие условия для преодоления данного кризиса:
не форсировать события, вызывающие взрывные реакции больших групп населения;
предоставить равенство политического участия различным группам населения;
не доводить социальные или политические разногласия граждан до политических (особенно, насильственных) форм их разрешения.
Кризис «проникновения» (управления). Снижается способность правящих сил (прежде всего, высших органов власти) реализовывать принимаемые решения во всех сферах общественной жизни.
Политические решения верховной власти не принимаются населением в желательном для нее виде. В результате резко снижается эффективность политических решений и их выполняемость.
В период модернизации усиливается роль местных органов власти, которые также способны «искажать» в свою пользу содержание управленческих решений (законов, постановлений) центральных органов власти.
На изменение характера политических решений влияние может оказать и оппозиция.
Пытаясь любой ценой, во что бы то ни стало провести в жизнь необходимые политические решения, центральная власть допускает следующие серьезные ошибки: делает недопустимые уступки оппозиции; заигрывает с массами; формирует теневые механизмы власти; способствует нарастанию коррупции.
Основные способы преодоления кризиса:
Центральное правительство в переходный период должно брать на себя лишь те функции и обязательства, которые оно способно выполнить. Например, обеспечение национальной безопасности, равенства всех перед законом, поддержание стабильной валюты, создание условий для свободного перемещения товаров, услуг и людей на всей территории страны.
Перераспределить полномочия между центром и местами, возложить на территориальные (региональные) органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реализации реформ в регионах.
Выработать и обеспечить выполнение надежных форм контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений.
Кризис распределения материальных и культурных благ. Поддержка или отрицание населением происходящих в обществе изменений во многом зависит от объема и характера потребляемых благ. Обеспечить в переходный период устойчивый рост материального благосостояния крайне сложно.
Первоначальный этап становления рыночных отношений приводит к росту неравенства в доходах, массовому распространению бедности. В обществе растет чувство социальной несправедливости, способное привести к массовым протестам и выступлениям.
Типичным явлением в этот период является лицемерие власти, которая может публично заявлять о своем стремлении к обеспечению народного благосостояния, а реально – заботиться только о собственных интересах. Это, в свою очередь, приводит к массовому цинизму населения, выражающемуся в утрате значимых социальных норм и идеалов.
Все перечисленные проявления данного кризиса отрицательно сказываются на политической стабильности в стране
Основным способом для решения этого кризиса являются структурные изменения в экономике. Для этого необходимо:
разработать эффективную систему налогообложения, поощряющую отечественного производителя;
организовать переобучение работников, что снизит безработицу и социальную напряженность в обществе;
оказывать адресную социальную помощь, направленную не столько на сокращение разрыва в доходах, сколько на сохранение статуса этих категорий населения;
поощрять развитие мелкого и среднего бизнеса и т.п.
Если социальный протест наложится на сферу национальных отношений да еще в условиях углубляющегося экономического кризиса, это может привести к установлению в государстве авторитарного режима правления.
1 Трактат Аристотеля назывался «Ta politika» – «то, что относится к государству».
2 Необходимо различать понятия «субъект политики» и «политический субъект». Под субъектами политики принято понимать людей и организации, которые обладают политической (государственной) властью или стремятся к ней. К политическим субъектам относятся люди и организации, для которых политическая деятельность не является основной, но они участвуют в политической жизни и имеют возможность влиять на нее.
3 «Идеальный тип» для Вебера – это средство, методологический инструмент познания, выполняющий классификационные, терминологические и т.п. функции. При мысленном конструировании идеального типа нужно сознательно абстрагироваться от всей полноты реальности и выделять только некоторые ее аспекты.
4 Харизма (греч. kharisma – божественная милость, божья благодать) – необъяснимый, чудесный дар.
5 В англоязычной традиции принято использовать термин «политический актор», т.к. слово «субъект» (subjtct) в английском языке традиционно означает «подданный».
6 Субстанция (лат. substantia) – сущность.
7 Ряд политологов утверждают, что жестокость И. Сталина была обусловлена потребностью оградить травмированную самооценку от любых сравнений с выбранным им самим образцом (В.И. Лениным). Именно поэтому он активно избавлялся от конкурентов, выдвигал грандиозные проекты по переустройству страны.
8 Например, акция протеста в поддержку своих товарищей, уволенных администрацией предприятия.
9 Самореализация – стремление добиться более высокого социального статуса, признания в обществе.
10 Самоактуализация – реализация высших духовных потребностей личности, ее свобода, творческий потенциал.
11 Мотив (лат. moveo, фр. motif – двигаю) – обстоятельство, которое побуждает человека к действиям, ради чего они совершаются.
12 Аффилиация (фр. affiliation – присоединение к …) – стремление быть с другими.
13 К политическому участию не относится уплата налогов, служба в армии, обязательная праздничная демонстрация при тоталитарном режиме.
14 Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов путем всеобщего голосования.
15 Швейцария является родиной референдумов. Там они проводятся с XV в. На сегодняшний день их уже проведено более 250. Редко референдумы проводятся в Германии и Великобритании.
16 Депривация (фр. deprivation) – лишенность, угнетенность.
17 Суверенитет (фр. souverainete – верховная власть) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.
18 Принцип разделения властей («власть останавливает власть») был сформулирован Ш. Монтескьё (1689–1755). Равноправие трех ветвей власти, по его мнению, это средство против вырождения демократии в тиранию: «Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» («О духе законов», 1748).
19 Вето (лат. veto – запрещаю) – отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето – окончательное отклонение законопроекта, отлагательное (суспензивное) – повторное утверждение парламентом законопроекта (с доработкой или без), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства.
20 Республика (лат. respublica) – общественное дело.
21 Импичмент (англ. impeachment) – особый порядок привлечения к ответственности и суду высших должностных лиц государства в случае нарушениями ими закона (США, Великобритания, Япония, Россия и др.).
22 Унитаризм (лат. unitas – единство) – централизованное управление административно-территориальными единицами и отсутствие обособленных (самостоятельных) государственных образований.
23 Децентрализация – способ передачи государством административно-территориальным единицам некоторых полномочий при контроле над их осуществлением. Децентрализация может быть представлена как ограниченным самоуправлением (Франция), так и широкой автономией (Испания, Дания, Португалия).
24 В последние десятилетия говорят о возможности создания гражданского общества на Востоке. Этот процесс будет отличаться от западных форм, иметь свои особенности. Гражданское общество на Востоке будет в конечном итоге существенно отличаться от гражданского общества на Западе.
25 В Англии, Франции, Австрии и других западноевропейских странах 4/5 всех предприятий – негосударственные. В США вообще нет государственных промышленных и торговых предприятий, коммерческих банков.
26 Например, кондоминимумы.
27 Так, например, во Франции существуют заводские комитеты. Ни один предприниматель не имеет права принять какие-либо производственные шаги, не проинформировав об этом заранее заводской коллектив. Заводские комитеты образуются и на государственных предприятиях. В данном случае это пример того, когда гражданское общество «вторгается» в государственный сектор.
28 В США долгие годы действовал Комитет по общественной информации, в период второй мировой войны преобразованный в Рекламный совет. Он обеспечивал граждан объективной информацией о событиях внутри страны и за рубежом, решал задачу сплочения нации во время борьбы с фашизмом, реализовывал многочисленные социальные программы, например кампании по формированию негативного отношения в обществе к нетрезвым водителям, по борьбе с неграмотностью населения, курением, наркотиками, СПИДом и т.д. Работу данного Совета финансируют американские деловые круги.
29 В условиях многопартийности те политические партии, которые не находятся у власти, отвечают критериям субъектов гражданского общества. Те политические партии, которые являются правящими, хотя при этом и считаются оппозиционными, не могут быть субъектом гражданского общества.
30 Так, во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и др. при парламентах и правительствах существуют социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители органов государственной власти, так и представители общественных организаций экономической и социальной сфер.
31 Существует явление отрицательного лидерства (например, А. Гитлер), связанное с отсутствием нравственного начала в деятельности лидера.
32 Марионетка (франц. marionnette – первоначально означало название небольших фигурок, изображавших деву Марию в средневековом кукольном представлении) – 1) театральная кукла; 2) лицо, государство, правительство и т.п., являющиеся послушным орудием в чужих руках.
33 Стиль деятельности – это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями.
34 Паранойя (греч. paranoia – умопомешательство) – психическое заболевание, которое сопровождается тяжелыми бредовыми переживаниями.
35 Нарциссизм (греч. narkissos – название растения, обладающего наркотическими свойствами, способного вызвать narke – оцепенение) – самовлюбленность, самолюбование. Здесь: политик больше любит не политику как серьезную и ответственную работу по регулированию взаимоотношений между людьми, а себя в ней.
36 Компульсия (лат. compelle(re) – заставлять, принуждать) – навязчивое влечение.
37 Пессимизм (лат. pessimus – наихудший) – мрачное мироощущение, проникнутое неверием в будущее, унынием и безнадежностью; склонность во всем видеть только плохое.
38 Шизоид (лат. schizo – раскалываю и eidos – вид) – склад личности человека, отстраненной от внешнего мира и погруженной в себя и в абстрактные размышления.
39 Термин партия (лат. pars – часть, группа) получил распространение еще в древности.
40 Примерно 60 партий были общероссийскими, остальные – региональными (например, тульская партия «За царя и Отечество») или национальными.
41 Электорат (лат. elector – выбирающий, избиратель) – круг избирателей, голосующих за ту или иную партию.
42 Существует три типа избирательных систем: мажоритарный – избранным считается тот депутат, который набрал большинство голосов в своем округе; пропорциональный – выборы проходят по партийным спискам; смешанный – часть депутатов избирается по мажоритарному принципу, часть – по пропорциональному.
43 Социальные интересы (лат. interest – имеет значение) – реальные причины действий социальных групп в зависимости от их положения и роли в общественно-политической жизни. В процессе взаимодействия людей происходит выработка интересов и требований именно группы как целого. Демократическая политическая система создает реальные возможности для наиболее полной артикуляции интересов самых широких и разнообразных социальных групп, а также для выбора в соответствии с ними политические и иные приоритеты.
44 Режим (лат. regimen) – направление, в переносном смысле кормило, правитель.
45 Тоталитаризм (позднелат. totalis) – весь, целый, полный.
46 Авторитаризм (лат. autoritas) – власть, влияние.
47 Хунта (исп. junta) – собрание, объединение; военное правительство, пришедшее к власти после государственного переворота.
48 Он изменил структуру Национально-революционной партии, монопольно правившей многие десятилетия, разделив ее на четыре сектора – рабочий, крестьянский, народный и военный, чем увеличил партийные ряды и обеспечил более тесную связь элиты и граждан.
49 Демократия: греч. demos – народ, толпа, чернь, люди и kratos – сила, власть, могущество, правление, победа.
50 «Тираном» в античную эпоху называли человека, добивавшегося власти не по праву рождения.
51 По данным экспертов за все время существования человеческой цивилизации действительно демократических государств было немного – 20–30 стран.
52 Число граждан не превышало 20–40 тыс. человек (это примерно около 1/10 всего населения Афин).
53 Метеки – в Древней Греции ими были чужеземцы, вольноотпущенники (рабы, отпущенные на волю).
54 На рис. обозначение «А».
55 На рис. обозначение «В», могли переизбираться.
56 На рис. обозначение «С», периодическое чередование.
57 В этих городах были сосредоточены ремесла, банки, мануфактуры, а демократия зарождалась как стремление к свободе бизнеса.
58 Всенародное голосование по какому-либо вопросу.
59 Право граждан выносить на голосование обсуждение какого-либо вопроса.
60 Досрочное прекращение полномочий какого-либо лица или органа.
61 Полиархия (гр. polys – многочисленный, многий; archi – старший, главный) – дословно переводится как «много главных», «многовластие».
62 За подъемом демократизации обязательно следует ее спад (откат от демократизации).
63 Данные неокончательные.
64 Например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий жизнедеятельность институт.
65 Например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему.
66 Например, понимание необходимости или случайности тех или иных политических событий, определение качества принятого политического решения.
67 Например, отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности, отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе и т.п.
68 Девианты (позднелат. deviatio – отклонение) – люди с поведением, отклоняющимся от принятых в данном обществе норм.
69 Диссиденты (лат. dissidens – несогласный) – инакомыслящие граждане в социалистических странах, чьи взгляды и убеждения были направлены на борьбу с господствующей идеологией, за соблюдение прав и свобод человека.
70 «Вход»–«выход» политической системы.
71 Либерализм (лат. liberalis) – свободный.
72 Меритократия (лат. meritus) – достойный.
73 Консерватизм (лат. conservo – охраняю, сохраняю) – приверженность к старому, негативное отношении е ко всему новому.
74 Социализм (лат. socialis) – общественный.
75 Анархизм (лат. anarchia) – безначалие, безвластие.
76 Фашизм (итал. fascismo, от fascio) – пучок, связка, объединение.
- 1. Предмет политологии и характер политических знаний
- 2. Основные парадигмы и школы политологии
- 3. Сущность и основные свойства власти
- 4. Политика как общественное явление
- 5. Политическая власть
- 6. Легитимность политической власти
- 7.Проблема личности в политике. Психологич. Составляющие политического поведения личности
- Биологическая подструктура
- 8.Политическая социализация
- 9. Политическое участие
- 10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
- 11. Типология государств
- 12. Правовое государство
- 13. Государство и гражданское общество
- 14. Понятие политической элиты и ее функции
- 15. Механизм формирования политической элиты
- 16. Элитарные теории
- 17.Политическое лидерство: понятие, функции
- 18. Теории политического лидерства
- 19. Типологии политического лидерства
- 20. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 21. Понятие и структура политических партий
- 22. Типология политических партий их функция
- 23.Партийные системы и их типология
- 24. Группы интересов
- 25. Понятие политической системы, ее структура
- 26. Функционирование политической системы в обществе
- 27. Понятие политического режима. Характеристика тоталитарного режима.
- 28. Авторитарный режим
- 29. Демократический режим. Понятие демократии
- 30. Афинская демократия
- 31. Классическая и современная либеральная демократия
- 32. Основные современные модели демократии а) Плюралистическая демократия
- Б) Элитарная демократия
- В) Партиципаторная демократия
- Г) Полиархия
- 33.Проблема перехода к демократии
- 34. Понятие политической культуры, функции
- 35. Структура политической культуры
- 36. Типология политических культур
- 37. Основные пути формирования политической культуры
- 38. Понятие политической идеологии, особенности и функции
- 39. Либеральная идеология
- 40. Консервативная идеология
- 41. Социализм
- 42. Анархизм
- 43. Фашизм
- 44. Понятие политического развития и его критерии
- 45. Понятие политической модернизации и ее типы
- 46. Кризисы политического развития