8.2. Конфликт идеологий и образование «трех миров»
Как отмечал К.Мангейм, признание того факта, что «мысль всех партий во все эпохи носит идеологический характер», способствовало разрушению «доверия человека к человеческой мысли вообще». Идеологизация внешней политики и созданные на ее основе стереотипы, которые после второй мировой войны неизменно подкреплялись трудными, порой драматическими отношениями между Востоком и Западом, увеличивали взаимную подозрительность, недоверие и даже враждебность, способствовали возведению «железного» или иных занавесов, стен психологического противостояния.
В период биполярного миропорядка сами понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеологическое измерение и, по сути дела, перестав быть чисто географическими, превратились в идеолого-политические. Именно идеологическое измерение служило одним из стержневых элементов, составляющих ось двухполюсного мира. Именно оно в значительной мере обеспечивало тот стратегический императив, который заставлял большинство стран сгруппироваться вокруг того или иного полюса. По этому признаку расположенная на Дальнем Востоке Япония стала частью Запада.
Определенные коррективы в такой расклад внесло то, что мировое сообщество оказалось разделенным на три разных мира, отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни, мировоззрению. К первому относится группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и Северной Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны, достигшие определенных успехов в экономическом развитии. В основном это страны первого эшелона капиталистического развития, составившие «центр». Первым он назывался потому, что возник уже в Новое время и вплоть до образования СССР занимал господствующее положение на всем пространстве евроцентристского мира. Хотя Советский Союз появился на политической карте после большевистской революции 1917 г., говорить о втором мире, включающем в себя группу социалистических стран, стало возможным лишь после второй мировой войны.
Дело в том, что реальные вес и влияние мирового масштаба СССР приобрел лишь в самом конце 30-х годов. Длительная экономическая разруха после кровавой гражданской войны, многочисленные эксперименты в сфере экономики, на которые растрачивались огромные материальные и людские ресурсы, репрессии, которые отрицательно сказывались на социальном и экономическом развитии страны, не позволяли руководству СССР подкрепить свои идеолого-политические притязания действенным экономическим и военно-техническим потенциалом.
Однако, сыграв решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, СССР вышел из второй мировой войны могущественной военно-политической державой. В результате, если в 20–30-х годах Советский Союз представлял для капиталистического мира прежде всего идеологическую угрозу, то теперь он превратился еще и в реальную военную угрозу. К тому же в межвоенный период СССР был единственной социалистической страной. После войны в результате освобождения от фашистского ига страны Восточной Европы — Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Албания, Болгария и Югославия — избрали социалистический путь развития. Определяющую роль в их выборе сыграло то, что в ходе переговоров по послевоенному урегулированию Восточная Европа вошла в сферу влияния СССР, который осуществлял довольно жесткий контроль за развитием событий в данном регионе. В результате в течение нескольких послевоенных лет во всех этих странах победу одержали коммунистические и рабочие партии.
За восточно-европейскими странами последовали некоторые страны Азии. В 1949 г. в Китае произошла народно-демократическая революция, результатом которой явилось образование Китайской Народной Республики (КНР). Затем были образованы Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) и Народная Республика Кампучия. В начале 60-х годов о выборе социалистического пути развития заявило руководство Кубы во главе с Ф.Кастро, пришедшее к власти в 1959 г. В итоге возникла мировая социалистическая система во главе с СССР, объединившая все страны с социалистическими и народно-демократическими режимами.
В то же время в результате распада колониальных империй, как выше говорилось, на мировую авансцену вышла группа новых независимых стран, которые по множеству признаков, как социально-экономических, так и особенно идеолого-политических, в полной мере не могли принадлежать и не принадлежали ни к одной их двух группировок. В совокупности с Латинской Америкой они составили особую группу стран, которых объединял целый ряд общих системообразующих признаков: отсталость экономики, слаборазвитость социально-классовой структуры, преобладание крестьянства, слабость национального предпринимательства, незрелость рабочего класса, сохранение в широких масштабах традиционных патриархальных, племенных, клановых, патерналистских структур и элементов и т.д. Чтобы отличить их от двух упомянутых выше групп, они были названы странами третьего мира.
Вслед за завоеванием странами третьего мира политической независимости на первый план выдвинулись задачи достижения подлинной экономической независимости. А это предполагало прежде всего преодоление экономической отсталости и перевод народного хозяйства на рельсы ускоренного развития. В силу необходимости первоочередного решения именно этой задачи они были названы развивающимися странами. Проблема развития приобретала все большую актуальность по мере осознания того, что формальная политическая независимость остается лишь благим пожеланием без основополагающей экономической независимости.
В поисках экономической и финансовой помощи между различными странами третьего мира развернулась своеобразная конкуренция за завоевание благосклонности Запада и стран социалистического содружества, прежде всего СССР. А для последних они, в свою очередь, стали ареной ожесточенной идеологической и политической борьбы за сферы влияния, которая нередко выливалась в локальные и региональные войны, как это было, например, в 60–начале 70-х годов в Юго-Восточной Азии или в 70–80-х годах в Анголе. Не случаен тот факт, что именно по линии приверженности или близости к одной из противоборствующих блоков произошла дифференциация стран данной группы.
Необходимо отметить, что советская идеология и в более широком смысле марксизм оказали немаловажное влияние на политическую экономию и международные отношения в середине и второй половине ХХ столетия. Особенно большое влияние марксизм имел среди западной интеллигенции, разработавшей различные варианты неомарксизма. Нельзя отрицать и то, что в период перехода от колониализма к постколониализму мировоззрение и установки политической элиты развивающегося мира были окрашены в марксистские и марксистско-ленинские тона. Дж.Неру, например, признавал: «изучение трудов Маркса и Ленина оказало серьезное влияние на мое мышление и помогло мне увидеть историю и текущие события в новом свете».
Политическую элиту привлекали в марксизме-ленинизме революционный пафос, разоблачение связанных с угнетением и эксплуатацией империализма и колониализма, призывы к равноправию народов и социальной справедливости. Показательно, что среди значительной части политической элиты и творческой интеллигенции преобладало убеждение, что все беды стран третьего мира вызваны колониалистской и неоколониалистской политикой индустриально развитых стран. Они рассуждали примерно по такой схеме: третий мир беден, потому что развитой мир богат. Эту мысль предельно четко изложил руководитель Сенегала Л.Сенгор, который в 1959 г. утверждал: «общественным фактом сегодня является то, что подъем жизненного уровня европейских масс мог быть достигнут только за счет ухудшения жизненных стандартов народных масс Азии и Африки».
Очевидно, что советские руководители и идеологи недооценили потенции и возможности западного капитализма, неверно восприняли реальные умонастроения и установки элит развивающегося мира и жестоко обманулись в трактовке настроений рабочего класса развитого мира. Постепенно становилось ясно, что бедные страны бедны вовсе не потому, что богатые страны богаты. Как справедливо отмечал Дж.Пучала, «самыми бедными странами в мире являются те, которые не были замечены западным капиталом; наоборот, многие из тех, кто экономически преуспевает, оказываются как раз наиболее обхаживаемыми западным капиталом. Незападные страны, делающие большие экономические успехи, это именно те, которые сами выбрали путь капиталистического развития и обрели все связи с той международной системой, которая способствует подобному развитию».
Что касается богатства Запада, то главным его источником является не только и не столько сырье, сколько достижения научно-технического прогресса.
В целом вплоть до конца 70–начала 80-х годов на основе базовых капиталистических институтов действовали в основном страны первого, т.е. индустриального мира. Это примерно 1/4 часть современного мира. Социалистический лагерь включал 26 стран с общей численностью населения в 1986 г. около 1,7 млрд человек, или 37% населения всего земного шара. Остальные страны составляли третий мир.
- Гаджиев Камалудин Серажудинович
- Предисловие
- 1.Геополитика как самостоятельная научная дисциплина
- 1.1. Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
- 1.2. Формирование и эволюция традиционной геополитики
- 1.3. Германская геополитика
- 1.4. Основные направления геополитических разработок после второй мировой войны
- Контрольные вопросы
- 2. Формирование и эволюциЯ геополитиЧеских идей в России
- 2.1. Геополитические построения второй половины XIX в.
- 2.2. Идеи евразийцев
- 2.3. Развитие геополитических идей в новой России
- 2.4. Проблема разработки новой геополитики
- Контрольные вопросы
- 3. Формирование и утверждение гегемонии евроцентристского мира
- 3.1. Основные этапы формирования и эволюции евроцентристского мира
- 3.2. Идея Европы
- 3.3. Гегемония западоцентристского мира
- 3.4. Особенности социально-экономического развития Запада в конце XIX — начале хх века
- 3.5. Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Контрольные вопросы
- 4. «Закрытие» ойкумены
- 4.1. Основные тенденции социального и политического развития во второй половине хх в.
- 4.2. Формирование единого мирового пространства
- 4.3. Проблема ускорения времени
- 4.4. Формирование единого информационо-телекоммуникационного пространства
- Контрольные вопросы
- 5. Глобализация социальных и экономических процессов
- 5.1. Что такое глобализация?
- 5.2. Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- 5.3. Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- 5.4. Глобализация экологических проблем
- 5.5. Демографический императив
- Контрольные вопросы
- 6. Международная система: основные вехи эволюции
- 6.1. Внешняя политика
- 6.2. Принцип суверенного равенства
- 6.3. Основные характеристики Вестфальской системы
- 6.4. От империй к национальным государствам
- 6.5. Система баланса силы
- Контрольные вопросы
- 7. Основные направления глобализации политики
- 7.1. Центростремительные тенденции в мировой политике
- 7.2. Основные направления деятельности оон
- 7.3. Изменение места и роли национального государства
- 7.4. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- Контрольные вопросы
- 8. Хх столетие — «век идеологии»
- 8.1. Место идеологии во внешней политике
- 8.2. Конфликт идеологий и образование «трех миров»
- 8.3. Сущность идеологической борьбы между двумя блоками
- 8.4. Идеология в постконфронтационном мире
- 8.5. Национализм как идеология
- Контрольные вопросы
- 9. Кризис евроцентристского мира
- 9.1. Понятие парадигмы
- 9.2. Проблема энтропийности цивилизации
- 9.3. Что понимается под кризисом евроцентристского мира?
- 9.4. Пути выхода из кризиса
- Контрольные вопросы
- 10. Синтез двух начал
- 10.1. Понятие цивилизации
- 10.2. Параметры греко-римской цивилизации
- 10.3. Проблема пассивности Востока
- 10.4. На путях синтеза двух начал
- 10.5. Проблема единства в многообразии
- Контрольные вопросы
- 11. Вестернизация или особый путь модернизации
- 11.1. Демократия как народовластие
- 11.2. Совместима ли демократия с незападными культурами?
- 11.3. Ценности органических культур как основа восточной демократии
- 11.4. Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии
- 11.5. О выживаемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- 12. Запад в новой конфигурации геополитических сил
- 12.1. Что такое двухполюсный миропорядок?
- 12.2. Распад ссср и его последствия для остального мира
- 12.3. Конец холодной войны
- 12.4. Позиции руководства сша в изменившихся геополитических реальностях
- 12.5. Об идее американского века
- 12.6. Действительно ли наступил единополярный миропорядок?
- 12.7. Европа как еще одна несущая конструкция нового миропорядка
- Контрольные вопросы
- 13. Будет ли XXI век веком азии?
- 13.1. Восточная Азия на марше
- 13.2. Новая азиатская идея
- Контрольные вопросы
- 14. Россия и запад
- 14.1. Параметры супердержавности в новых геополитических реальностях
- 14.2. Общая характеристика места и роли России в современном мире
- 14.3. Россия: региональная или мировая держава
- 14.4. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- 14.5. Причины сохранения и расширения нато
- 14.6. Нато как фактор испытания отношений между Россией и Западом
- 14.7. Дилеммы безопасности России в свете расширения нато
- Контрольные вопросы
- 15. Россия и азия
- 15.1. Россия в постсоветском пространстве
- 15.2. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы
- 16. От биполярного к многополярному миропорядку
- Контрольные вопросы
- 17. Проблемы национальной безопасности
- 17.1. Концепция национального интереса
- 17.2. Концепция национальной безопасности
- 17.3. Приоритеты национальной безопасности России
- Контрольные вопросы
- 18. Место конфликтов и войн в жизни мирового сообщества
- 18.1. Ведет ли расширение демократии к всеобщему миру?
- 18.2. Война как продолжение политики в ядерную эпоху
- 18.3. Демократия сама по себе не способна застраховать мир от войны
- 18.4. Война вытекает из самой природы человека
- 18.5. Война как социальный институт
- Контрольные вопросы
- 19. Конфликты и войны в современном мире
- 19.1. Концепция столкновения цивилизаций
- 19.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов
- 19.3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы