9.1. Понятие парадигмы
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшая свою пригодность к истории, основывается на особом, присущем только ей идеале или центральной, осевой идее. Когда эти идеал или идея подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация, держава обречены на исчезновение либо радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни — основополагающие скрепы цивилизации, можно говорить о начале ее заката.
Социальные рамки любого сообщества людей, будь то национальное государство, религиозная деноминация, профсоюз, университет или что-либо другое, подпадающее под данную категорию, не просто обеспечивают нас средствами для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, но и придают определенный порядок жизни, устанавливают моральные нормы, обычаи, формы поведения и т.д. При всей множественности последних, люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в неком комплексе общих для них ценностей, норм, установок и т.д., которые в совокупности обеспечивают modus vivendi всех членов общества.
Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания и общественно-политической мысли, называют парадигмой. Под парадигмой понимается не социально-философская или какая-либо иная теория или течение мысли, а фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском, т.е. комплекс, составляющий как бы субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода. Парадигма — это модель «законной» общественно-политической системы, форм, целей и средств ее существования.
Человек как представитель определенной исторической эпохи имеет свои особые личностные параметры и характеристики, и именно через них он воспринимает остальных членов общества как своих современников и партнеров по общению и жизнедеятельности. Эти параметры и характеристики соответствующим образом интегрируются в общественно-политическую парадигму.
Главное предназначение парадигмы — интерпретация значимых для субъекта реалий социальной действительности, их оценка и ориентация в этой действительности. Формируясь и существуя в системе реальных общественных отношений, парадигма приобретает в определенной степени функции своего рода регулятора и координатора деятельности людей. Она призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей, их интегрирования в единые сообщества.
Сформировавшаяся и утвердившаяся в данном сообществе в конкретный исторический период парадигма включает в себя признанный всеми или большинством интеллектуальных и социально-политических сил понятийно-категориальный аппарат, важнейшие элементы которого более или менее адекватно отражают и интерпретируют существующие экономические, социальные, политические и иные реалии. Парадигма формируется и развивается путем выдвижения альтернативных гипотез и теорий, концепций и идей, преодоления одних и синтеза других основоположений.
Каждая общественно-историческая эпоха вырабатывает собственную, характерную только ей парадигму. При смене парадигм происходит пересмотр всех ценностей, норм и установок, всей системы миропонимания людей. Иначе говоря, суть появления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций выражается в ницшеанской формуле: «переоценка всех ценностей».
Великая трансформация, которая привела к формированию капиталистической системы, пришедшей на смену феодализму, естественно имела своим следствием возникновение и утверждение новой системы миропонимания, или Weltanschauung, которая перевернула все представления о человеке, обществе, государстве, их сущности и взаимоотношениях. Эта система начала формироваться на территории бывшей Западной Римской империи, охватив затем весь англосаксонский мир, в том числе и Северную Америку.
Ее основу составили западное христианство, ренессансная и реформационная культурные традиции, Просвещение и связанные с ними социально-философские и общественно-политические учения. Эта система в процессе своего формирования вобрала в себя самые разнородные и зачастую, казалось бы, несовместимые друг с другом элементы: переработанные в свете научных достижений конца средневековья и Нового времени идеи античного и средневекового республиканизма, естественного права, рационализма, laissez faire, принципы рыночных отношений и т.д. Главная же суть новой системы миропонимания в рассматриваемом здесь контексте состояла в утверждении и легитимизации качественно новых отношений между человеком, обществом и государством. Социально-философские и идейно-политические аспекты данной проблемы довольно подробно изучены в нашей литературе. Здесь отметим лишь то, что под видом концепции модернизации идея прогресса, выдвинутая Просвещением, была принята всей совокупностью социальных и гуманитарных наук. Идея модернизации и соответственно прогресса воспринималась как неизбежный и необратимый феномен сначала евроцентристской цивилизации, а затем и всего современного мира.
С учетом изложенного в предыдущих разделах можно сказать, что сейчас мы переживаем процесс переоценки ценностей и самой парадигмы, разработанных в рамках евроцентристского мира, и формирования новой парадигмы, соответствующей реальностям современного многополярного мира, равновеликими субъектами которого выступают как Запад, так и Восток, как Север, так и Юг. Одновременно и одной из важнейших причин, и результатом, и важнейшим проявлением этих трансформаций является кризис еврооцентристского мира.
- Гаджиев Камалудин Серажудинович
- Предисловие
- 1.Геополитика как самостоятельная научная дисциплина
- 1.1. Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
- 1.2. Формирование и эволюция традиционной геополитики
- 1.3. Германская геополитика
- 1.4. Основные направления геополитических разработок после второй мировой войны
- Контрольные вопросы
- 2. Формирование и эволюциЯ геополитиЧеских идей в России
- 2.1. Геополитические построения второй половины XIX в.
- 2.2. Идеи евразийцев
- 2.3. Развитие геополитических идей в новой России
- 2.4. Проблема разработки новой геополитики
- Контрольные вопросы
- 3. Формирование и утверждение гегемонии евроцентристского мира
- 3.1. Основные этапы формирования и эволюции евроцентристского мира
- 3.2. Идея Европы
- 3.3. Гегемония западоцентристского мира
- 3.4. Особенности социально-экономического развития Запада в конце XIX — начале хх века
- 3.5. Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Контрольные вопросы
- 4. «Закрытие» ойкумены
- 4.1. Основные тенденции социального и политического развития во второй половине хх в.
- 4.2. Формирование единого мирового пространства
- 4.3. Проблема ускорения времени
- 4.4. Формирование единого информационо-телекоммуникационного пространства
- Контрольные вопросы
- 5. Глобализация социальных и экономических процессов
- 5.1. Что такое глобализация?
- 5.2. Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- 5.3. Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- 5.4. Глобализация экологических проблем
- 5.5. Демографический императив
- Контрольные вопросы
- 6. Международная система: основные вехи эволюции
- 6.1. Внешняя политика
- 6.2. Принцип суверенного равенства
- 6.3. Основные характеристики Вестфальской системы
- 6.4. От империй к национальным государствам
- 6.5. Система баланса силы
- Контрольные вопросы
- 7. Основные направления глобализации политики
- 7.1. Центростремительные тенденции в мировой политике
- 7.2. Основные направления деятельности оон
- 7.3. Изменение места и роли национального государства
- 7.4. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- Контрольные вопросы
- 8. Хх столетие — «век идеологии»
- 8.1. Место идеологии во внешней политике
- 8.2. Конфликт идеологий и образование «трех миров»
- 8.3. Сущность идеологической борьбы между двумя блоками
- 8.4. Идеология в постконфронтационном мире
- 8.5. Национализм как идеология
- Контрольные вопросы
- 9. Кризис евроцентристского мира
- 9.1. Понятие парадигмы
- 9.2. Проблема энтропийности цивилизации
- 9.3. Что понимается под кризисом евроцентристского мира?
- 9.4. Пути выхода из кризиса
- Контрольные вопросы
- 10. Синтез двух начал
- 10.1. Понятие цивилизации
- 10.2. Параметры греко-римской цивилизации
- 10.3. Проблема пассивности Востока
- 10.4. На путях синтеза двух начал
- 10.5. Проблема единства в многообразии
- Контрольные вопросы
- 11. Вестернизация или особый путь модернизации
- 11.1. Демократия как народовластие
- 11.2. Совместима ли демократия с незападными культурами?
- 11.3. Ценности органических культур как основа восточной демократии
- 11.4. Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии
- 11.5. О выживаемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- 12. Запад в новой конфигурации геополитических сил
- 12.1. Что такое двухполюсный миропорядок?
- 12.2. Распад ссср и его последствия для остального мира
- 12.3. Конец холодной войны
- 12.4. Позиции руководства сша в изменившихся геополитических реальностях
- 12.5. Об идее американского века
- 12.6. Действительно ли наступил единополярный миропорядок?
- 12.7. Европа как еще одна несущая конструкция нового миропорядка
- Контрольные вопросы
- 13. Будет ли XXI век веком азии?
- 13.1. Восточная Азия на марше
- 13.2. Новая азиатская идея
- Контрольные вопросы
- 14. Россия и запад
- 14.1. Параметры супердержавности в новых геополитических реальностях
- 14.2. Общая характеристика места и роли России в современном мире
- 14.3. Россия: региональная или мировая держава
- 14.4. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- 14.5. Причины сохранения и расширения нато
- 14.6. Нато как фактор испытания отношений между Россией и Западом
- 14.7. Дилеммы безопасности России в свете расширения нато
- Контрольные вопросы
- 15. Россия и азия
- 15.1. Россия в постсоветском пространстве
- 15.2. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы
- 16. От биполярного к многополярному миропорядку
- Контрольные вопросы
- 17. Проблемы национальной безопасности
- 17.1. Концепция национального интереса
- 17.2. Концепция национальной безопасности
- 17.3. Приоритеты национальной безопасности России
- Контрольные вопросы
- 18. Место конфликтов и войн в жизни мирового сообщества
- 18.1. Ведет ли расширение демократии к всеобщему миру?
- 18.2. Война как продолжение политики в ядерную эпоху
- 18.3. Демократия сама по себе не способна застраховать мир от войны
- 18.4. Война вытекает из самой природы человека
- 18.5. Война как социальный институт
- Контрольные вопросы
- 19. Конфликты и войны в современном мире
- 19.1. Концепция столкновения цивилизаций
- 19.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов
- 19.3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы