Духовная связь элитарных и неэлитарных слоев
При этом надо отдавать себе отчет, что российское общество в его нынешнем состоянии просто не в силах противостоять такого рода порядкам. И не только по причине низкой активности гражданских ассоциаций (или сегментов зарождающегося вопреки всему гражданского общества), а в основном из-за духовной солидарности элитарных и неэлитарных слоев в их отношении к криминальной этике. По сути российское общество культурно оправдывает и поддерживает криминализированные формы и стиль использования власти. Ведь среднестатистический россиянин — это человек, который живет "по совести и по правде", не доверяя "закону" и "начальству", но за определенную мзду готовый поступиться значительной частью своих прав, даже честью и совестью. Потому он не столько осуждает, сколько завидует коррупционерам, думая не о пресечении такого рода явлений, а о том, чтобы самому занять какое-нибудь "хлебное" местечко. Прошу понять меня правильно: разумеется, данный пассаж нельзя отнести ко всем без изъятия россиянам, однако мало кто из нас на протяжении жизни проявлял исключительно духовную бескомпромиссность или, как это издавна называли на Руси, чистоплюйство.
Впрочем, надо признать, что и помыслы элиты переполнены фетишами обыденного сознания, которые весьма последовательно обесценивают значение правовых ориентации в структуре ее политике-социально го мышления. В этом смысле следовало бы указать на довольно широкое распространение в элитарной среде мировоззренческих приоритетов, в корне противоречащих рациональной организации жизни, следовательно, и власти тоже. Пресловутая российская психея (или, как ее привычно именуют, — духовность) в качестве мировоззренческой величины оказывает разрушительное влияние на деятельность элитарных слоев. Ведь вне своих содержательных моментов лишь при переходе из мировоззренческого, философско-концептуального измерения в политико-административное она всегда ориентирует управляющих на сохранение в их профессиональном сознании норм и стандартов не публичного, а бытового характера. Тем самым она побуждает управляющих пренебрегать своими ролевыми приоритетами, способствуя доминированию неформальных отношений над служебными. Следовательно, облагораживающая, казалось бы, индивида система духовных ориентации, призывающая его всегда и везде оставаться человеком, руководствоваться возвышенными, а не приземленными идеями, в сфере публичной власти оказывает весьма негативное воздействие. Эта российская "духовность" (как точнее именовал ее Бердяев — "душевность"; см.: 11) есть тот самый идейный продукт, который не укрепляет, а разрушает рационально-ролевые структуры поведения в сфере власти.
В России "возвышенность" национального духа, а по сути — сознательная отрешенность от всего земного (и в первую очередь, от якобы низменных политических страстей), уже породила в свое время страшный вакуум в общественном сознании, который закономерно привел к утверждению и принятию обществом тоталитарных порядков. Несмотря на этот грозный урок,
российская политическая культура, даже бравирующая превосходством абстрактно-спекулятивного сознания над рациональным отношением к власти и, стало быть, по-прежнему отмеченная властным безволием и отрешенностью от жизни, так не нашла сил для преодоления своей "духовности" даже на вершинах государства, в сфере правящих кругов.
Строго говоря, такого рода наблюдения лучше других убеждают, что элита, при нарастающей ее социальной удаленности от широких слоев населения, продолжает оставаться носителем многих заблуждений и предрассудков массового сознания. Другими словами, культура элиты не только подпитыва-ется традиционализмом, но и сама воспроизводит его нормы и стандарты в практике руководства государством и обществом. Тем самым в конце XX в. (!) при решении судьбоносной для России задачи модернизации на высшие этажи ее власти транслируются стереотипы массовой культуры. Легитимизируя же в своей деятельности многие черты этого досовременного, по сути варварского, культурного круга (антисемитизм, ксенофобия, шовинистическая нелюбовь к "чужакам" и пр.), элита фактически способствует резонансу реакционных социальных и политических идей в обществе. А такие мировоззренческие связи между массовым и элитарным сознанием нивелируют многие аристократические (от греческого aristos — наилучший) черты самого элитарного мировидения, провоцируя порой даже восстановление уникальных для эпохи модерна языческих (впрочем, характерных и для советской традиции) тенденций в сфере власти (например, примогенитуры, т.е. выработанного еще московскими князьями механизма передачи власти по наследству, — известно, как до последнего времени при республиканской форме правления президент Ельцин открыто и настойчиво искал своего политического "наследника"). Понятно, что подобные действия свидетельствуют о понимании высшими руководителями власти как привилегии даже не всей элиты и тем более не конституционного носителя суверенитета — многона-5 ционального народа Российской Федерации (ст. 3, 1 Конституции РФ), а определенного лица.
Если согласиться с вышеприведенной аргументацией, то можно увидеть, что сегодня правовые приоритеты и нормы конституционализма не являются ни ведущими, ни хотя бы значимыми установками профессиональной деятельности российской элиты; тем более они не оказывают серьезного воздействия на процесс рекрутирования высших управленцев и нормы их отношений с обществом. Право как ценность было и остается фикцией элитарной культуры, риск-рефлексией ее социального мышления, не укорененной в ее смыслозначимых ориентирах. А поскольку правовая определенность политической игры всегда сопряжена с неопределенностью ее последствий для конкретных акторов в сфере власти, то те, кто контролирует власть, и те, кто претендует на нее, скорее согласятся на использование любых — следовательно, par excellence неправовых — средств, которые гарантировали бы им властные преимущества. Кажется, ничто, кроме силы, не способно сегодня заставить российских политиков начать придерживаться правовых норм при восхождении к власти и при ее отправлении, равно как только силой можно побудить их к отказу от скрытых методов управления, от неформального и бюрократического сговора при согласовании интересов и целей, от нарушения законов, если они входят в противоречие с их корыстью. Поэтому звучащие сегодня со всех сторон призывы политиков самого разного идеологического толка к конституционализму по большей части являются не чем иным, как средством манипулирования массовым сознанием, приемом мистификации и дезориентации даже не конкурентов, а всего общества.