5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
Платон (428 – 347 гг. до н.э.) – один из выдающихся древнегреческих мыслителей, ученик Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти своего учителя он много путешествовал, посетил Египет, Сицилию, Южную Италию. Изучение политического устройства греческих полисов и иностранных государств сформировало у Платона собственные политические взгляды, нашедшие отражение в его диалогах «Государство», «Политика», «Законы». В них Платон значи-тельное внимание уделяет толкованию понятий «власть» и «политика», которые определяет как искусство управления полисом ради общего блага, впервые проводит и анализирует классификацию типов государственного устройства.
По мнению Платона, правитель должен править не в своих собст-венных интересах, а на благо подданных. По его мнению, существующие в греческом мире типы государственного устройства (тимократия, олигархия, демократия, тирания) несовершенны и нуждаются в замене. Особенно критично отзывается Платон о демократии, которая, по его мнению, неизбежно ведет к тирании.
Платон выступает с предложением о создании собственной модели «идеального» государства, состоящего из свободных граждан. По мысли Платона, идеальное государство имеет иерархическую структуру. На вершине социальной пирамиды, во главе государства должны стоять мудрецы (философы). В их руках находятся все бразды правления, они руководят государством по своему усмотрению. Ступенькой ниже располагаются воины – сословие мужественных и волевых людей, призванных оберегать государство от внутренних и внешних врагов. В основании социальной пирамиды находятся ремесленники и земледельцы, которым свыше предсказано обеспечивать всем необходимым граждан первых двух высших разрядов.
В «идеальном» государстве не должно быть частной собственности, которая, по мнению Платона, портит душу человека, порождает стяжательство, конфликты между людьми, войны между государствами. Поэтому в «идеальном» государстве собственность может быть только общественной. Должны быть в государстве и рабы (из иноземцев). Таким образом, политической формой идеального государства Платон считает аристократическую республику, в которой верхушка господствующего класса диктаторскими методами правит населением.
Неудача Платона в построении «идеального» государства приводит к трансформации его взглядов. В более поздний период своей жизни Платон отходит от прежней концепции. В диалоге «Законы» он отходит от идеи «правления мудрых» и утверждает идею «правления законов».
В ХХ в. отношение к политической концепции Платона у современных исследователей нередко прямо противоположно. Так, некоторые из них видят в ней прототип правового государства (Е.И. Темнов), другие обвиняют Платона в тоталитаризме (К. Поппер).
Выдающимся мыслителем периода упадка греческого полиса был Аристотель (384 – 322 до н.э.) – крупнейший философ и ученый – энциклопедист. Он родился в г. Стагире, в богатой семье врача при дворе македонских царей. В 367 г. до н.э. приезжает в Афины, где поступает в платоновскую академию и становится учеником, а впоследствии и критиком Платона. Был воспитателем македонского царевича Александра. Впоследствии возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей.
Аристотель известен миру прежде всего как философ, однако он высказывал также и политические мысли, понимал и решал политические проблемы. Среди множества работ Аристотеля в самых различных областях знания следует выделить его труды в области политики и права «Афинская полития» и «Политика», в которых он глубоко и всесторонне исследовал этические, политические и правовые проблемы. Аристотель первым среди современников называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные общения.
Как и Демокрит, Аристотель утверждал, что государство возникло не как преднамеренное соглашение между людьми, а образовалось исторически, естественным путем в качестве наиболее совершенной формы общения людей. Аристотель выступает за строгое соблюдение законов, перед которыми должны быть равны все свободные граждане в государстве. Соблюдение законов является залогом справедливости. Само же государство (полис), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо.
Продолжая традицию, заложенную Платоном, Аристотель осуществляет детальную классификацию государственных устройств. На основе двух критериев: качественного, представляющего собой правление на общее благо или в интересах самих властвующих, и количественного, предполагающего правление одного, правление нескольких или правление большинства. Он выделяет правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного правления. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй (политию).
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и органах власти.
Аристотель был последовательным защитником частной собственности и рабства, без которых он считал немыслимым экономику полиса. Среди общественных классов особую роль он отводил «земледельческому демосу». По его мнению, именно этот класс наиболее ценен в этическом и политическом отношениях, поскольку привержен заведенным порядкам и благодаря этому классу, можно смягчать антагонизмы между бедными и богатыми, являющиеся причиной государственных переворотов. Аристотель одним из первых высказал также мысль о влиянии географических факторов на политическую жизнь общества, чем заложил основу географического детерминизма.
Несмотря на то, что Аристотель жил почти две с половиной тысячи лет назад, многие его идеи и сегодня звучат достаточно актуально и современно.
- 1. Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе.
- 3. Политика и экономика. Проблемы взаимоотношений
- 4. Политология как наука. Предмет, категории и методы исследования
- 25. Политические партии: происхождение, понятие, функции, типология. Партийные си-стемы.
- 5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 32. Политические конфликты.
- 6. Политические концепции эпохи английской буржуазной революции (т.Гоббс, Дж.Локк).
- 36. Политические коммуникации: понятие, теоретические модели.
- 7. Политические теории Эпохи Просвещения (ж.-ж.Руссо, Вольтер, ш.Монтескье).
- 27. Особенности формирования многопартийности в рф.
- 28. Политическая элита. Типология и механизмы отбора элит.
- 9. Политическая мысль в XX веке: парадигмы, школы, перспективы развития.
- 10. Субъекты политики: понятие, классификация.
- 13. Политическая власть: природа, признаки и ресурсы. Легитимность власти.
- 32. Политические конфликты. Технологии разрешения конфликтов.
- 14. Политическая система общества. Понятие, механизм функционирования и типология.
- 15. Политический режим: понятие и типологизация. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
- 33. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политической жизни общества.
- 17. Государство: происхождение, признаки и основные функции.
- 18. Формы государственного устройства. Республиканская и монархическая формы правления.
- 19. Президентская, полупрезидентская, парламентская республика: сравнительный анализ.
- 35. Политическая культура как общественное явление, её сущность и роль в политической жизни.
- 20. Система высших органов государственной власти в рф.
- 37. Внешняя политика: содержание, цели и механизмы реализации.
- 21. Административно-территориальное устройство государтсва. Унитарное и федеративное государство.
- 22. Федеративной устройство современной России. Проблемы российского федерализма.
- 24. Гражданское общество и проблемы его взаимоотношений с государством.
- 29. Политическое лидерство: природа, типология, функции.
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 31. Политическое развитие и модернизация. Процесс реформирования современной России.
- 32. Выборы и избирательные системы. Избирательная система в рф.
- 34. Традиционные политические одеалогии
- 2 Политика и мораль
- 8. Проблемы политики и власти в работах Вебера
- 11. Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.
- 12. Первичный субъект политики
- Раздел II. Политическая социализация личности
- 26. Партийные системы