Вопросы для самопроверки
Что такое выборы, и какие функции они выполняют в обществе?
Каковы права и обязанности избирательных комиссий?
Каковы основные отличия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
Какой тип избирательной системы законодательно закреплен в Республике Беларусь?
Каковы правила предвыборной агитации?
Имеют ли право кандидаты в депутаты использовать средства массовой информации для предвыборной агитации?
Кем финансируются выборы в Беларуси?
Литература
Выборы: правовые основы, избирательные технологии. – Мн., 2000.
Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. – Мн.: Оракул, 1997. 63 с.
Доклад о развитии человека за 2002 год / Издано по заказу ПРООН. – Нью-Йорк: Оксфорд юниверсити пресс, 2002. – 277 с.
Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000. – 167 с.
Лебедева М.М. "Воронка причинности" в электоральных исследованиях // Полис. 2002. №5.
Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1998.
Соловьев А.И. Политическая коммуникация // Полис. 2002. № 3, 6.
Сторожев Н. Избирательный закон // Судебный вестник. 2000. № 2.
Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
РАЗДЕЛIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
§ 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
Значение института президентства
Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях112. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США.
Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.
Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства113.
Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.
Учреждение института президентства в Беларуси
В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.
Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.
Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.
В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.
Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что
главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что
Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент.
К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.
Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.
На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа.
Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ,
Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент114.
Некоторые трудности процесса становления института президентства
Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную ответственность – перед Президентом и перед парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент.
При выборе модели президентства в Беларуси решающее значение имело то обстоятельство, что пост президента учреждался под конкретную личность – В.Ф. Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом. Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия президента с другими властными структурами. В номенклатурной системе сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие государственной машине работать на «старых оборотах». Избрание Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко – человека из другой «среды» – неминуемо привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий.
Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.
Концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам «социалистической» демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.
Положение усугубила сложная политическая обстановка, возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерами того времени. После поражения В. Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.
К сожалению, Конституция в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска парламента, а парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в их противостояние.
С целью его разрешения А.Г. Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.
На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом – упразднение поста президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа.
Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.
Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чем свидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первого Президента страны – 78,97% в I туре и 69,9% – во втором115.
Во-вторых, упразднение института президентства, учрежденного этим же парламентом всего 2 года назад, свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства – Конституции. Такие «революционные» изменения Основного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликт в свою пользу.
И наконец, согласно депутатскому проекту парламент становился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал и увольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их промульгировал; имел право выразить вотум недоверия правительству на любом основании, поскольку они не были зафиксированы в проекте.
«Содержание депутатского проекта свидетельствовало о концентрации полномочий у законодательного собрания, вопреки даже практике политической жизни республики до введения института президентства, когда Верховный Совет вынужден был делегировать часть полномочий Совету Министров»116. Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу парламента, к превращению его, по существу, в единый и бесконтрольный орган государственной власти.
Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века.
Законодательная власть более не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованную форму функционирования, что означает окончательный отказ от советской модели высших органов государственной власти.
- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9