8.2. Формы государственного правления.
Форма правления представляет собой способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
Верховной государственной властью являются: глава государства (монарх или президент), законодательный орган (парламент), исполнительный орган (правительство).
В зависимости от положения главы государства принято различать две основные формы правления – монархию и республику (см. рис. 8.2).
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха ( короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
Высшая власть (власть монарха) передается по наследству.
Осуществляется бессрочно.
Не зависит от воли избирателей.
Различают монархию абсолютную и конституционную.
Рисунок 8.2 – Формы государственного правления
Для абсолютной монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительских органов, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития Средневековья. В различных странах абсолютизм имел свои модификации. В Англии и Франции абсолютизм был уничтожен в ходе ранних буржуазных революций ХVII–ХVIII вв. В России абсолютизм просуществовал до конца ХIХ в. В современных условиях абсолютная монархия существует в немногих странах (Бруней, Катар, Оман).
По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которую условно подразделяет на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия представляет собой такую разновидность формы правления, при которой государственная власть делится между монархом и парламентом. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента. Эта форма правления также характерна для ограниченного числа государств (Иордания, Марокко, Кувейт).
Наиболее распространенная форма монархии – парламентская. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. То есть при такой форме правления роль монарха чисто номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии – современная Великобритания. К таким государствам относятся также Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. Сохранение монархии в современных условиях объясняется историческими и национальными особенностями стран, расстановкой властных и социальных сил, а также другими факторами политической жизни.
Самой же распространенной формой правления в современных условиях является республиканская.
Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть производна от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
Выборность власти.
Выборность на определенный срок.
Зависимость власти от воли избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные (см. табл. 8.3).
Таблица 8.1 – Характерные особенности республиканской формы государственного правления
Критерии формы правления | Президентская республика | Парламентская республика |
Объем полномочий президента | Одновременно глава государства и глава правительства | Формально глава государства, но практически выполняет представительские функции |
Порядок формирования правительства | Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента | Правительство формируется парламентом по партийному принципу |
Ответственность правительства | Ответственность правительство несет перед президентом | Ответственность правительство несет перед парламентом |
В президентской республике:
президент избирается независимо от парламента (либо непосредственно народом, либо коллегией избирателей);
президент одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью;
президент не может распустить парламент;
парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов. В ряде случаев парламент может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление).
Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Такая же форма правления широко распространена в странах Латинской Америки – Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и других государствах.
В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партий, располагающих большинством мест в нижней палате парламента. Правление носит партийный характер. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией избирателей, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями. Реально государство возглавляет руководитель правительства.
Парламентская форма правления осуществляется в Германии, Швейцарии, Турции, Индии и других государствах.
Характерной чертой смешанных (президентско-парламентских или парламентско-президентских) республик является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Главой государства здесь выступает президент. Смешанная форма государственного правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективностью деятельности и контроля парламента за правительством. Эта форма правления не имеет таких устойчивых типичных черт, как президентская или парламентская республика, а в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. К странам со смешанной формой республиканского правления относятся Франция, Финляндия, Украина и др.
- Введение
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
- 1.2. Категории и функции политологии. Прикладная политология
- 1.3. Методы исследования, используемые в политологии
- Вопросы и задания:
- Литература
- Тема 2. История развития мировой политической мысли
- 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
- 2.2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
- 2.3. Политические идеи ранних буржуазных революций
- 2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.
- 2.5. Современные политические учения Запада
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Идеи народовластия и государственности
- Истоки социально-политических учений в Украине
- 3.2. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 3.3. Основные направления развития общественно-политической мысли в Украине XIX в.
- 3.4. Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Политика как общественное явление
- 4.1. Происхождение и сущность политики
- 4.2. Структура и функции политики
- 4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 5. Политическая власть
- 5.1. Определение власти и особенности политической власти
- 5.2. Структура политической власти.
- 5.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Политический режим
- Политический режим: понятие и признаки
- 6.2. Демократический режим
- 6.3. Тоталитарный режим
- 6.4. Авторитарный режим
- 6.5. Политический режим современной Украины
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 7. Политическая система
- Понятие политической системы.
- Структура и функции политической системы
- Типология политических систем
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 8. Государство как политический институт
- 8.1. Особенности государства как политической организации
- 8.2. Формы государственного правления.
- 8.3. Формы государственного устройства
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие и сущность гражданского общества
- 9.2. Структура и функции гражданского общества
- 9.3. Особенности формирования гражданского общества в Украине
- 9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема10. Выборы в органы политической власти
- 10.1. Социальные функции и виды выборов
- .Принципы выборов
- 10.3. Избирательные системы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 11. Политические партии
- Причины возникновения и признаки политической партии
- 11.2. Цели и функции политических партий
- 11.3. Типология политических партий
- 11.4. Сущность и разновидности партийных систем
- 10.5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.
- Тема 12 Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы
- 2. Типология политической культуры
- 3. Формирование политической культуры.
- Тема 13. Политическая элита
- Тема 14. Политическое лидерство
- 1. Природа и сущность лидерства
- 2. Типология политического лидерства
- 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- Тема 15. Политика и международные отношения
- 1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
- 2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы
- 3. Современные тенденции развития международных отношений
- 4. Украина в системе международных отношений.