32. Политические конфликты. Технологии разрешения конфликтов.
Политический конфликт – разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (государств, групп, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Виды политических конфликтов:
1. Межгосударственный.
2. Классовый.
3. Этнический.
4. Между ветвями власти.
5. Между политическими элитами.
6. Между политическими лидерами.
Способы урегулирования политических конфликтов, прежде всего, зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией).
Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:
• обращение в Конституционный суд;
• отставка правительства;
• роспуск парламента (Государственной Думы) и назначение досрочных парламентских выборов;
• организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б.Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта -- война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.
Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой -- оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов.
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер.
Для того чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы: Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности:
• составить прогноз возможного развития событий;
• определить возможные варианты урегулирования конфликта;
• разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1. уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
2. четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;
3. установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
4. организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
5. отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.
- 1. Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе.
- 3. Политика и экономика. Проблемы взаимоотношений
- 4. Политология как наука. Предмет, категории и методы исследования
- 25. Политические партии: происхождение, понятие, функции, типология. Партийные си-стемы.
- 5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 32. Политические конфликты.
- 6. Политические концепции эпохи английской буржуазной революции (т.Гоббс, Дж.Локк).
- 36. Политические коммуникации: понятие, теоретические модели.
- 7. Политические теории Эпохи Просвещения (ж.-ж.Руссо, Вольтер, ш.Монтескье).
- 27. Особенности формирования многопартийности в рф.
- 28. Политическая элита. Типология и механизмы отбора элит.
- 9. Политическая мысль в XX веке: парадигмы, школы, перспективы развития.
- 10. Субъекты политики: понятие, классификация.
- 13. Политическая власть: природа, признаки и ресурсы. Легитимность власти.
- 32. Политические конфликты. Технологии разрешения конфликтов.
- 14. Политическая система общества. Понятие, механизм функционирования и типология.
- 15. Политический режим: понятие и типологизация. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
- 33. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политической жизни общества.
- 17. Государство: происхождение, признаки и основные функции.
- 18. Формы государственного устройства. Республиканская и монархическая формы правления.
- 19. Президентская, полупрезидентская, парламентская республика: сравнительный анализ.
- 35. Политическая культура как общественное явление, её сущность и роль в политической жизни.
- 20. Система высших органов государственной власти в рф.
- 37. Внешняя политика: содержание, цели и механизмы реализации.
- 21. Административно-территориальное устройство государтсва. Унитарное и федеративное государство.
- 22. Федеративной устройство современной России. Проблемы российского федерализма.
- 24. Гражданское общество и проблемы его взаимоотношений с государством.
- 29. Политическое лидерство: природа, типология, функции.
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 31. Политическое развитие и модернизация. Процесс реформирования современной России.
- 32. Выборы и избирательные системы. Избирательная система в рф.
- 34. Традиционные политические одеалогии
- 2 Политика и мораль
- 8. Проблемы политики и власти в работах Вебера
- 11. Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.
- 12. Первичный субъект политики
- Раздел II. Политическая социализация личности
- 26. Партийные системы