Политическая власть и властные отношения
История понятия «власть»;
Система и структура власти;
Легитимность власти
Общество буквально пронизано властными отношениями. Например-, они имеют место в семье, поскольку родители могут оказывать воздействие на своих детей до тех пор, пока те не достигнут определенного возраста; в соответствии с традиционными представлениями все члены семьи должны подчиняться отцу, а это также властные отношения. То же касается и учебных заведений, поскольку в них есть люди, которые принимают решения, и люди, которые этим решениям подчиняются. Какую бы сферу человеческих взаимоотношений мы ни взяли, мы все равно столкнемся с теми или иными властными отношениями. Даже лучшие друзья нередко могут стремиться воздействовать друг на друга в своих интересах, для чего в их распоряжении также имеются средства; вопрос в том, насколько в дружеских отношениях допустимо использование средств давления, а также в том, как часто применяются эти средства.
Власть — это едва ли не самый главный объект политологии. Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. В настоящее время под властью принято понимать возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. При этом важно учитывать, что власть может осуществляться не только отдельными человеком, но и более крупными образованиями, например, объединениями людей, институтами и государством в целом..
Древнегреческие философы, как Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, в той или иной степени интересовались проблемой власти, и до нас дошли некоторые из их идей. Социальная теория Платона носит во многом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию — власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности. Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы — к неправильным.
Демократию (буквально «власть народа») Платон рассматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, так как тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: философы, осуществляющие управление государством; воины, или стражи, обеспечивающие безопасность государства; земледельцы и ремесленники, обеспечивающие жизнь государства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам — мудрость, воинам — храбрость, ремесленникам и земледельцам — рассудительность. Лишь четвертая добродетель — справедливость — присуща всему обществу.
Аристотель (384—322 до н. э.) — ученик Платона, который впоследствии оказался его противником, став основоположником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор.
Социальные взгляды Аристотель изложил в своем трактате «Политика». Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» формы правления. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым — тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке реально существующих форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.
У истоков политологии как науки стоял Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политик и дипломат эпохи Возрождения. Конечно, политологом Макиавелли еще не был, поскольку эта наука возникла только в XX веке. Однако его теория государственной власти уже не зависела от религии.
Его трактат «Государь» был своего рода поворотом в понимании власти, общества и государства. По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Государство имеет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:
1) в основе любых человеческих действий лежит честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой;
2) умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим подданным. Этот принцип Макиавелли обосновывает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем.
3) добро следует творить постепенно, а зло — сразу. Человеку свойственно помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки.
Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что государство существует для общего блага, то есть обеспечивает порядок, безопасность и благосостояние граждан.
Макиавелли предложил свою типологию форм государственного устройства:
а) монархия — одна из основных форм; она может быть ограниченной, деспотической и тиранической;
б) республика — вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины);
в) олигархия;
г) плебисцитная монархия.
Последние две формы государственного устройства Макиавелли рассматривал как переходные между монархией и республикой. Республика является наиболее правильным государственным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситуациях, когда государство нуждается в установлении порядка.
С Система и структура власти
Субъектом власти могут быть государство, политическая партия, отдельный человек. Структура субъекта оказывается состоящим как бы из нескольких уровней. На нижнем уровне находятся отдельные люди, которые обладают властью и совершают действия, направленные на изменения в политической сфере. На втором уровне находятся более сложные образования — государство и политические партии, и от их имени обычно действуют отдельные люди.
Можно выделить и третий уровень субъектов власти — народ. Дело в том, что и партии, и государство как особый орган общества должны в той или иной степени учитывать интересы народа, рядовых граждан. Однако ни партия, ни государство не могут претендовать на полный успех в своей деятельности, если они не учитывают волю народа. Любой субъект политической жизни действует так или иначе в том русле, на которое ему указывает общественное мнение. Не случайно в современном обществе наиболее важные решения, касающиеся политической жизни и назначения людей на должности, принимаются с учетом мнения населения, которое выявляется при помощи референдумов и выборов. Не случайно также и то, что во многих случаях народ при помощи восстания свергал власть, которая его не устраивала.
Субъект власти должен быть компетентным, он должен всегда быть в курсе событий - знать настроение подчиненных, владеть ситуацией, умело использовать ресурсы, обладать авторитетом. Указанные качества, конечно же, только желательны, в действительности далеко не все носители власти обладают ими.
Объект власти (те, на кого власть направлена, те, кто подчиняется власти) — не менее существен и важен для власти, чем ее субъект. Власть — это всегда двустороннее отношение, в котором воля властителя воздействует на объект власти. Любая власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Качества объекта властвования определяются политической культурой, которая существует в данном обществе.
Власть можно классифицировать по разным основаниям. Например, таким основанием может служить сфера, в которой имеют место властные отношения. С этой точки прения выделяются:
- экономическая власть;
- политическая власть;
- идеологическая власть;
- психологическая власть и т.д.
По характеру субъекта, который обладает властью, можно выделить индивидуальную и коллективную власть. Под индивидуальной властью понимают власть одного лица, под коллективной властью — власть группы лиц, слоя, класса.
Б Легитимность власти
Исторически сформировались несколько типов легитимности. Необходимо иметь в виду, что в чистом виде эти типы не встречаются, легитимность власти в каждом конкретном случае представляет собой сочетание нескольких типов.
1. Легальная легитимность предполагает узаконенность власти конкретными правовыми нормами и конституцией, которая подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, включая ресурсы принуждения. В основе легальной легитимности лежат одинаково понимаемые нормы закона.
2. Идеологическая легитимность основывается на признании власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. В ее основе лежат в первую очередь идеологические ценности.
3. Традиционная легитимность имеет в своей основе признание власти в силу того, что власть действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс. Другими словами, опорой власти в этом случае являются традиции и традиционное сознание.
4. Структурная легитимность предполагает, что правомочность власти возникает из убеждения в том, что установленные структуры и нормы, регулирующие политические отношения, законны и правильны.
5. В основе персональной (харизматической) легитимности лежит признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Такая легитимность основана на личном авторитете правителя.
6. Легитимность, основанная на политической целесообразности, то есть на соглашении или навязывании обществу власти в силу того, что она является уместной и необходимой в данных условиях, характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
О том, что легитимность власти снижается, свидетельствуют некоторые признаки:
а) рост степени принуждения;
б) ограничение прав и свобод;
в) запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;
г) рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
д) неспособность власти справляться с экономическими проблемами, ее низкая экономическая эффективность, проявляющаяся в снижении уровня жизни различных групп населения.
Учебники; 1-й – раздел 3-, пар.1.
Лекция № 12
- Курс лекций по дисциплине «основы социологии и политологии»
- Введение
- Социология как наука
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности и группы
- Основные виды социальных общностей По степени устойчивости По размерам По содержанию
- Нации и межнациональные отношения
- Социальные институты и организации.
- Основные группы социальных институтов
- Личность, ее социальные роли и социальное поведение
- Социальные движения и конфликты
- Социальное неравенство и социальная мобильность
- Культура и цивилизация
- Часть II
- Политология - наука о политике. Предмет и методы политологии.
- Политическая власть и властные отношения
- Политическая система общества
- Основные признаки тоталитарного государства
- Политическое сознание и политическая культура
- Политическое сознание
- Избирательные системы; политические программы
- Основные виды избирательных систем
- Предвыборная программа
- Мировая политика и международные отношения
- Международных отношений
- Структура и основные принципы действий государств – членов оон
- Социально-экономические процессы в России
- Глобальные проблемы современности