logo search
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Политическая власть и властные отношения

  1. История понятия «власть»;

  2. Система и структура власти;

  3. Легитимность власти

Общество буквально пронизано властными отношениями. Например-, они имеют место в семье, поскольку роди­тели могут оказывать воздействие на своих детей до тех пор, пока те не достигнут определенного возраста; в соот­ветствии с традиционными представлениями все члены семьи должны подчиняться отцу, а это также властные отношения. То же касается и учебных заведений, поскольку в них есть люди, которые принимают решения, и люди, которые этим решениям подчиняются. Какую бы сферу человеческих взаимоотношений мы ни взяли, мы все рав­но столкнемся с теми или иными властными отношения­ми. Даже лучшие друзья нередко могут стремиться воздействовать друг на друга в своих интересах, для чего в их распоряжении также имеются средства; вопрос в том, насколько в дружеских отношениях допустимо использо­вание средств давления, а также в том, как часто приме­няются эти средства.

Власть — это едва ли не самый главный объект полито­логии. Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отра­жение в различных учениях о власти. В настоящее время под властью принято понимать возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, эконо­мические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. При этом важно учитывать, что власть может осуществ­ляться не только отдельными человеком, но и более круп­ными образованиями, например, объединениями людей, институтами и государством в целом..

Древнегреческие философы, как Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Ари­стотель, Полибий, в той или иной степени интересовались проблемой власти, и до нас дошли некоторые из их идей. Социальная теория Платона носит во мно­гом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию — власть небольшого числа богачей; 5) демократию, край­ней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности. Аристо­кратия и монархия были отнесены Платоном к правиль­ным типам государственного устройства, следующие че­тыре формы — к неправильным.

Демократию (буквально «власть народа») Платон рас­сматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая являет­ся основным благом демократии, станет причиной ее ги­бели: по мнению философа, именно из демократии посте­пенно рождается тирания, так как тиран обычно прихо­дит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: филосо­фы, осуществляющие управление государством; воины, или стражи, обеспечивающие безопасность государства; зем­ледельцы и ремесленники, обеспечивающие жизнь госу­дарства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам — мудрость, воинам — храбрость, ремесленни­кам и земледельцам — рассудительность. Лишь четвертая добродетель — справедливость — присуща всему обществу.

Аристотель (384—322 до н. э.) — ученик Платона, ко­торый впоследствии оказался его противником, став ос­новоположником материализма. Аристотель сыграл огром­ную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изме­нений сохраняется до сих пор.

Социальные взгляды Аристотель изложил в своем трак­тате «Политика». Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» формы прав­ления. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым — тиранию, олигархию и демокра­тию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке реально суще­ствующих форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

У истоков политологии как науки стоял Никколо Ма­киавелли (1469—1527) — итальянский политик и дипло­мат эпохи Возрождения. Конечно, политологом Макиа­велли еще не был, поскольку эта наука возникла только в XX веке. Однако его теория государственной власти уже не зависела от религии.

Его трактат «Государь» был своего рода поворотом в понимании власти, общества и государства. По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Государство имеет самостоятельные цели, а пото­му и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых лю­дей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жес­токого правителя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указы­вают принципы (законы), которыми должен руководство­ваться правитель в своей деятельности:

1) в основе любых человеческих действий лежит честолю­бие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой;

2) умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим подданным. Этот принцип Ма­киавелли обосновывает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем.

3) добро следует творить постепенно, а зло — сразу. Чело­веку свойственно помнить хорошее и забывать о пло­хом. Жестокость считается более справедливой и лег­че переносится, если она совершается сразу, а не по­степенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти на­грады редки.

Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что государство существует для общего блага, то есть обеспе­чивает порядок, безопасность и благосостояние граждан.

Макиавелли предложил свою типологию форм государ­ственного устройства:

а) монархия — одна из основных форм; она может быть ограниченной, деспотической и тиранической;

б) республика — вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины);

в) олигархия;

г) плебисцитная монархия.

Последние две формы государственного устройства Ма­киавелли рассматривал как переходные между монархией и республикой. Республика является наиболее правиль­ным государственным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситуациях, когда государство нуждается в установлении порядка.

С

Система и структура власти

труктура власти достаточно сложна. В политологии, говоря о структуре вла­сти, принято выделять ее субъекта, ее объект и ресурсы (средства).

Субъектом власти могут быть государство, политиче­ская партия, отдельный человек. Структура субъекта оказывается состоящим как бы из нескольких уровней. На нижнем уровне нахо­дятся отдельные люди, которые обладают властью и со­вершают действия, направленные на изменения в полити­ческой сфере. На втором уровне находятся более слож­ные образования — государство и политические партии, и от их имени обычно действуют отдельные люди.

Можно выделить и третий уровень субъек­тов власти — народ. Дело в том, что и партии, и госу­дарство как особый орган общества должны в той или иной степени учитывать интересы народа, рядовых граж­дан. Однако ни партия, ни государство не могут претендовать на полный успех в своей деятельности, если они не учитывают волю народа. Любой субъект политической жизни действует так или иначе в том рус­ле, на которое ему указывает общественное мнение. Не случайно в современном обществе наиболее важные реше­ния, касающиеся политической жизни и назначения лю­дей на должности, принимаются с учетом мнения населе­ния, которое выявляется при помощи референдумов и выборов. Не случайно также и то, что во многих случаях народ при помощи восстания свергал власть, которая его не устраивала.

Субъект власти должен быть компетентным, он должен всегда быть в курсе событий - знать настроение под­чиненных, владеть ситуацией, умело использовать ре­сурсы, обладать авторитетом. Указанные качества, конечно же, только желательны, в действительности далеко не все носители власти обладают ими.

Объект власти (те, на кого власть направлена, те, кто подчиняется власти) — не менее существен и важен для власти, чем ее субъект. Власть — это всегда двустороннее отношение, в котором воля властителя воздействует на объект власти. Любая власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Качества объекта властвования определяются полити­ческой культурой, которая существует в данном обще­стве.

Власть можно классифицировать по разным основани­ям. Например, таким основанием может служить сфера, в которой имеют место властные отношения. С этой точки прения выделяются:

- экономическая власть;

- политическая власть;

- идеологическая власть;

- психологическая власть и т.д.

По характеру субъекта, который обладает властью, можно выделить индивидуальную и коллективную власть. Под индивидуальной властью понимают власть одного лица, под коллективной властью — власть группы лиц, слоя, класса.

Б

Легитимность власти

азовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является леги­тимность — признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Проблема легитимности в значительной мере свя­зана с проблемой участия общества в управлении госу­дарством. Если система не способна обеспечить такое уча­стие, ее легитимность подрывается.

Исторически сформировались несколько типов легитим­ности. Необходимо иметь в виду, что в чистом виде эти типы не встречаются, легитимность власти в каждом кон­кретном случае представляет собой сочетание нескольких типов.

1. Легальная легитимность предполагает узаконенность власти конкретными правовыми нормами и конституци­ей, которая подкрепляется деятельностью соответствую­щих институтов, включая ресурсы принуждения. В осно­ве легальной легитимности лежат одинаково понимаемые нормы закона.

2. Идеологическая легитимность основывается на при­знании власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. В ее основе лежат в первую оче­редь идеологические ценности.

3. Традиционная легитимность имеет в своей основе признание власти в силу того, что власть действует в со­ответствии с традициями и традиционными ценностями масс. Другими словами, опорой власти в этом случае яв­ляются традиции и традиционное сознание.

4. Структурная легитимность предполагает, что пра­вомочность власти возникает из убеждения в том, что установленные структуры и нормы, регулирующие поли­тические отношения, законны и правильны.

5. В основе персональной (харизматической) легитим­ности лежит признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Такая легитимность основана на личном авторитете правителя.

6. Легитимность, основанная на политической целе­сообразности, то есть на соглашении или навязывании обществу власти в силу того, что она является уместной и необходимой в данных условиях, характерна для пере­ходных периодов, связанных с формированием новой по­литической системы.

О том, что легитимность власти снижается, свидетель­ствуют некоторые признаки:

а) рост степени принуждения;

б) ограничение прав и свобод;

в) запрет на деятельность политических партий и неза­висимой прессы;

г) рост коррумпированности всех институтов власти, сра­щение с криминальными структурами;

д) неспособность власти справляться с экономическими проблемами, ее низкая экономическая эффективность, проявляющаяся в снижении уровня жизни различных групп населения.

Учебники; 1-й – раздел 3-, пар.1.

Лекция № 12