logo search
lektsii_N_N_Semke

2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.

Для первой половины XIX в. характерно упрочение буржуазных прав и свобод, принятие соответствующих кодексов и конституций. Активизируется деятельность политических партий. Возникает современное представительное государство в форме конституционной монархии или республики.

В начале XIX в. проблемы науки о политике, политической власти и политических отношениях нашли разработку в трудах известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.). Политические вопросы функционирования государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. В наиболее цельном и систематическом виде они изложены в одном из самых значительных произведений истории политических учений “Философии права” (1820 г.). Основная задача философии права, согласно Гегелю, – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

Основные положения политической концепции Гегеля заключаются в следующем:

Во-первых, государство того времени – это конституционная монархия, обладающая сильной бюрократической исполнительной властью, уравновешенной участием граждан в управлении.

Во-вторых, правовая и институциональная структура государства находится в процессе изменений, вызванных приспособлением теоретических предпосылок к традиционным условиям.

В-третьих, политическая жизнь каждой эпохи формируется и предопределяется доминирующими духовными и материальными силами данной эпохи, ее культуры и цивилизации.

Гегель выделяет гражданское общество и политическое государство, дает их определение и указывает на различия.

Применительно к конкретно-историческому аспекту гегелевского учения следует обратить внимание на то, что в условиях полуфеодальной Германии Гегель при всей умеренности и компромиссности его воззрений занимал исторически прогрессивные позиции, обосновывал необходимость общественных преобразований, был сторонником конституционной монархии и законности ,буржуазных прав и свобод, частной собственности и свободы договоров и т.п.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политической мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, реакционных, так и критических, оппозиционных воззрений. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок его учения с различных идейно-теоретических позиций.

В XIX в. сформировалось марксистское политическое учение, оказавшее влияние не только на развитие теории, но и на судьбы многих народов. Основателями марксизма были Карл Маркс (1818–1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.).

Более полутора столетий не утихают споры вокруг теоретического наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. В отличие от гегельянства, марксизм выступает не только как направление теоретической мысли, но и как влиятельное течение социально-политической мысли, тесно связанное с массовыми общественными движениями XIX и ХХ вв. По мнению ряда политологов, марксистская концепция политики в ее классическом виде выступила в качестве некоего “моста”, обеспечивающего преемственность между классическими концепциями прошлого и современными ее интерпретациями. Многие современные концепции политики формировались под непосредственным влиянием марксизма или в борьбе с ним.

Основные политологические концепции марксизма:

1. Материалистическое понимание истории. Основной принцип этой концепции – признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Из сложной совокупности общественных явлений марксизм выделяет материальные отношения, которые определяют идеологические общественные отношения. В основе этого выделения лежит тот простой и естественный факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д. В процессе производства материальных благ они вступают в определенные, от их воли не зависящие производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологическая и политическая надстройка общества.

2. Классовый подход ко всем явлениям, происходящим в обществе. Например, обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д.

3. Учение о диктатуре пролетариата. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали необходимость завоевания политической власти пролетариатом для построения нового общества.

Политологические концепции марксизма нашли отражение в теоретической и практической деятельности В.И.Ленина (1870–1924 гг.). В ленинских работах особое внимание уделено происхождению, сути и будущности государства, вопросам диктатуры пролетариата как власти рабочего класса. В политологическом наследии Ленина значительное место принадлежит также учению о политической партии. Ленин разработал теоретические основы и создал политическую партию, которая сумела взять в руки политическую власть в государстве и долгое время оставалась единственной правящей партией.

Особая роль в развитии политической науки принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864–1920 гг.). Как и классики марксизма, М. Вебер считал, что политика – это область общественных отношений, касающихся власти или оказания влияния на распределение власти, то ли между государствами, то ли внутри государства между группами людей, которые она в себе заключает. Однако веберовский подход отличается от марксизма акцентированием внимания на социокультурных факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М. Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной с протестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.

Наиболее существенная идея веберовской концепции политики состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, затрагивающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в этом предприятии в зависимости от своего места делятся на три категории: первая – политики по случаю (рядовые избиратели); вторая – политики по совместительству (партийные активисты); третья – профессионалы. Значительный вклад был внесен Вебером в разработку теорий власти, бюрократии, лидерства. Этот материал будет рассмотрен в соответствующих разделах курса.