logo search
методички из библиотеки 5 курс / 3968

Тема 8.Славянская, русская и российская культуры.

В развитии русской культуры выделяют несколько этапов:

- древнерусский (начало формирования древнеславянской культуры – сер. XIII в.), в рамках которого можно выделить языческий этап ( до принятия на Руси христианства в 988 году) и этап развития культуры с принятия христианства до сер. XIII века

- средневековый (сер. XIII-конец XVII вв.)

- этап нового времени (конец XVII – нач. XX вв.), в рамках которого можно выделить XIX век – «золотой век» и конец XIX – начало XX вв. – «серебряный век» русской культуры

- культура советской эпохи (1917 – 1991 гг.)

- культура России на современном этапе (с 1991 – до наших дней)

В VI-VIII вв. формируется восточное славянство, заселившее территорию между Балтийским и Черным морями. Здесь в IX веке возникает первоначальное ядро древнерусской народности и государственности с центром в Киеве. Культура древних славян – языческая, связана с земледельческими культами, поклонением солнцу и природным стихиям. Пантеон включал в себя Рода – божество вселенной, Стрибога – бога неба, воздуха, ветра, Дажьбога – бога, дарующего благо, Хорса – бога солнца, Волоса – покровителя богатства и скотоводства, Перуна – бога молнии и грома, Симаргла – бога подземного мира, Макошь – богиню хорошего урожая и др. Языческий культ осуществлялся в специальных местах – капищах и был связан с жертвоприношениями(в том числе человеческими). Огромное значение имели праздники, связанные с сельскохозяйственными работами и природными циклами. Основными занятиями древних славян были земледелие, скотоводство, ремесло, охота, бортничество, торговля. На территории, занятой восточными славянами, существовало много городов (Киев, Полоцк, Смоленск, Новгород и др.). Для семейно-брачных отношений характерна полигамия. После принятия христианства язычество еще долго проявлялось в виде фольклорных форм (народные праздники, обряды, сказки и т.д.).

Принятие христианства – важнейшее событие русской истории. Оно становится духовным достоянием русского народа, важнейшей сущностной характеристикой русской культуры. Христианство способствовало приобщению Руси к европейской культуре и придало мощный стимул для развития русской культуры. XI - cер.XIII вв. – время первого блестящего взлета, который когда-либо переживала русская культура. В этот период Русь стояла в одном ряду с развитыми странами Западной Европы.

Важная роль после принятия христианства отводилась церквям и монастырям, ставшим культурными центрами. При них открывались школы, осуществлялись переписка и оформление книг, появлялись библиотеки. В искусстве этого периода на первый план выходит храмовое строительство. В отличие от византийских пятикупольных соборов на Руси первоначально утверждаются многокупольные (киевский храм св. Софии имеет тринадцать куполов), а в XII веке был выработан простой кубический однокупольный храм (Покрова на Нерли, Дмитриевский собор и др.). Храмы являлись средоточием многих искусств – живописи (фресковой и иконописи), мозаики, музыки). Крупнейшим памятником древнерусской культуры является литература этого периода («Повесть о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др.), для которой характерно отсутствие вымышленных персонажей, обращение к историческим событиям, острая публицистичность. Блестящее развитие древнерусской культуры было прервано в 1237 году монголо-татарским нашествием.

Развитие русской культуры в период средневековья определялось уже несколько иными факторами. Длительное господство Золотой Орды вывело Русь из общеевропейского единства, способствовало ее многовековой изоляции от Запада. С другой стороны и политика самой Руси, отстаивавшей православные традиции перед лицом католического Запада, приводила к отказу от многих европейских культурных достижений (все западное ассоциировалось с католическим). Хотя, следует отметить, что и в этот период на Руси работали иностранные специалисты, но по жестким канонам православия (самый известный из них – итальянец Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Московском Кремле). Важнейшая роль по прежнему принадлежит церкви, которая способствовала и консолидации русских земель, и созданию централизованного государства, и распространению образования. В 1589 году было учреждено патриаршество (до этого главой Русской Церкви был митрополит). Но главная задача русской церкви в этот период – защита православия. Монах Филофей выдвинул тезис «Москва – третий Рим», где история выступает как процесс смены мировых цивилизаций: первый Рим погиб в результате нашествия варваров; второй Рим – Константинополь захвачен мусульманами; третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства, который будет существовать вечно. В XVII веке просветительская роль церкви снижается, в ней возобладали консервативные тенденции.

Отношения с Востоком строились несколько иначе. Расширение границ русского государства за счет территорий, где утвердился ислам (в Поволжье он был принят еще в IX веке) и исламская культура, способствовало привнесению в русскую культуру восточного элемента (проявляется в сфере быта, в декоративно-прикладном искусстве).

Немаловажными факторами развития русской культуры в этот период являются самодержавие и крепостничество. Процесс формирования русского централизованного государства продолжался достаточно долго – с XIV до XVI вв. В 1549 году изменился статус государства, Иван Грозный объявил себя царем (до этого Русь – великое княжество). Власть постепенно приобретала форму самодержавия, и скорее восточного, чем западного типа. В XVI-XVII вв. происходит закрепощение крестьянства.

Искусство эпохи средневековья носило преимущественно религиозный характер. Утверждается достаточно строгий канон. Развитие получают элементы, связанные с православным культом: храмовое зодчество, религиозная живопись, религиозная литература, музыка. Русская архитектура все более отходит от форм, выработанных в Древней Руси. Но, несмотря на строгую каноничность, не обходится без инноваций. Так, в XVI веке в светском и церковном зодчестве утверждается шатер; строятся купольно-шатровые храмы (собор Василия Блаженного). Блестящего расцвета достигает иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев), в XVII веке в живописи появляется объемность изображения, перспектива (Симон Ушаков, Кирилл Уланов). Выдающееся событие русской культуры этого периода – появление книгопечатания. В 1564 году издана первая русская книга – «Апостол».

В XVII веке в культуре увеличиваются светские элементы. В искусство проникает влияние барокко, получившее название «московского» или «нарышкинского» и проявившееся в дворцовом и храмовом строительстве (церковь Покрова в Филях) и в литературе (Симеон Полоцкий). Появляется парсуна – ранняя форма портретного жанра. В 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позднее – академия), где, кроме богословия, изучались иностранные языки, естественные и гуманитарные науки. В России повышается интерес к западной культуре, появляются первые западники.

Петровские реформы привели к коренным преобразованиям в русской культуре. В результате деятельности Петра I культура оказалась расколотой на дворянскую, ориентированную на западноевропейскую, и этническую, развитие которой было во многом связано с прежними тенденциями. В XVIII веке завершается процесс секуляризации, светская культура становится доминирующей. Церковь была окончательно подчинена государству. В 1721 году вместо упраздненного патриаршества был учрежден Святейший правительствующий Синод – государственный орган, ведавший церковными делами.

Ускорились темпы культурного развития. Были созданы первые светские профессиональные школы (артиллерийская школа, инженерная школа, медицинское училище). В 30-40-х гг. XVIII в. создаются сословные учебные заведения (кадетский корпус, Морская академия, Смольный институт и др.), возникают гимназии. В 1755 году в Москве открыт университет. Появляется русская наука. Деятельность М.В.Ломоносова положила начало многим естественным и гуманитарным наукам. В 1724 году открыта Академия наук.

В XVIII веке качественные изменения происходят и в искусстве, куда вновь проникает влияние барокко (подразделяется на петровское и елизаветинское) и, позднее, классицизма. Высокого уровня достигает русская портретная живопись (И.Никитин, А.Матвеев, И.Аргунов, В.Боровиковский, Д.Левицкий, Ф.Рокотов), появляется жанр исторической живописи (А.Лосенко). Блестящий расцвет переживает архитектура. В России в это время творили Д.Трезини, Ж.-Б. Леблон (петровское барокко), Б.Растрелли (елизаветинское барокко), М.Казаков, В.Баженов, А. Кваренги, Р. Ринальди (классицизм). Формируется светская литература, большую роль в становлении которой сыграли А.Кантемир, В.Тредиаковский, А.Сумароков, М.Ломоносов, позднее – Д.Фонвизин и Г.Державин. Возникает русский профессиональный театр (Ф.Волков), национальная композиторская школа (Д.Бортнянский, Е.Фомин).

XIX век –«золотой век» русской культуры. В это время культура России достигла мирового уровня и в некоторых сферах заняла лидирующие позиции. Завершился процесс формирования русской нации, сложилась русская национальная культура. Важное значение в XIX веке придается образованию. Сложилась система образования, состоящая из начальной школы (государственные и церковно-приходские), средних учебных заведений (гимназии, реальные училища) и вузов (университеты, технические институты). Русская наука в это время получает мировое признание. Русские ученые работают в различных областях науки: Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков (физика), Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская (математика), А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев (химия), И.М.Сеченов (физиология), К.А.Тимирязев (биология), В.В.Докучаев (почвоведение).

Искусство XIX века достигает невиданного прежде уровня. Его развитие в начале века связано с романтизмом (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов – в литературе, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов – в живописи). Приблизительно с сер. века в острой полемике с официальным академизмом утверждается реализм. Реалистическая литература этого периода по своей социальной значимости вышла далеко за пределы художественной литературы и приобрела мировое значение (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, А.П.Чехов и др.). Утверждение реализма в живописи во многом связано с Товариществом передвижных художественных выставок, образовавшимся в 1870 году (И.Н.Крамской, И.Е,Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин и др.). В русской живописи этого периода присутствуют разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанр. В архитектуре XIX века господствует ампир, подразделявшийся на петербургский (К.И.Росси, А.Д.Захаров, А.Монферран) и московский (О.И.Бове). XIX век – время блестящего развития национальной музыки (П.И.Чайковский и «Могучая кучка»).

«Серебряный век» русской культуры (сер. 1890-х гг. – 1917 г.) – время духовных исканий и переоценки ценностей; это – элитарное явление, недоступное широким массам и требующее специальных знаний для его постижения. В литературе «серебряного века» на первый план вышла поэзия, где сформировалось несколько идейно-художественных направлений: символизм (А.Блок, В.Брюсов), акмеизм Н.Гумилев, А.Ахматова), футуризм (В.Хлебников, В.Маяковский), имажинизм (С.Есенин, А.Мариенгоф). Художники в это время создают объединения, отстаивая свои эстетические позиции: «Мир искусства» (А,Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов), «Союз русских художников» (А.Васнецов, К.Коровин, К.Юон), «Голубая роза» (К.Петров-Водкин, М.Сарьян, Н.Крылов), «Бубновый валет» (П.Кончаловский, А.Лептулов, Н.Гончарова). В живописи находят яркое проявление символизм, модерн, кубизм, импрессионизм; с именами В.Кандинского и К.Малевича связано появление абстракционизма. Появляются новые виды искусства – эстрада (В.Панина, А.Вяльцева, А.Вертинский) и кино (А.Дранкин, А.Хонжонков).

В философии «серебряного века» присутствуют попытки творчески переосмыслить христианские (православные) догматы, осмыслить судьбу и пути развития России (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.). Появляется новое направление – космизм (В.Вернадский, Н.Федоров), отстаивавшее единство человека, природы и космоса.

Развитие культуры «серебряного века» было прервано в 1917 году. Но оно продолжилось уже за границей, куда эмигрировали многие культурные деятели, вплоть до середины XX века.

В советский период оказались разрушены культурные связи России с Западом. Культура развивается в относительной изоляции. В результате социалистических преобразований сформировалась тоталитарная культура, в которой важнейшую роль играет идеология. Свобода творческого проявления по существу упраздняется. Деятели искусства были объединены в творческие союзы (писателей, кинематографистов, художников), утверждается единственное художественное направление – социалистический реализм, где действительность изображается сквозь призму идеологических установок. На первый план выходит кинематограф и литература, самый распространенный вид живописи – плакат, в музыкальном искусстве – песня. Но, несмотря на многие негативные тенденции, культура этого периода связана со многими достижениями. Фильм С.Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» был признан лучшим фильмом всех времен и народов. Советский кинематограф (В.Шукшин, А.Тарковский и др.) заслужил мировое признание. Целый ряд писателей стремились продолжить лучшие традиции русской литературы (Ф.Абрамов, Г.Бакланов, В.Астафьев, В.Белов и др.). Огромным достижением было творчество композиторов Д.Шостаковича и С.Прокофьева. Советская власть огромное значение придавала развитию науки. Выдающиеся ученые этой эпохи (Н.И.Вавилов, И.В.Курчатов, С.П.Королев, Н.Г.Басов и др.) своими открытиями способствовали развитию не только советской, но и мировой науки.

Кроме того, важно понимать, что в развитии культуры этого периода, несмотря ни на что, всегда существовало и «неофициальное» направление (М.Булгаков, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак, позднее – Н.Коржавин, В.Аксенов, Г.Владимов).

Культурная ситуация в современном мире оценивается как кризисная. В России культурный кризис был углублен экономическим, политическим, социальным. Крушение системы социализма и распад СССР привели к сложнейшей ситуации. Материальная база культуры оказалась подорванной. Россия опять оказалась перед выбором своего пути развития и перед решением сложнейших задач. Ориентация России на Запад привела к разрушению или отказу от ряда позитивных достижений прошлого. И только в самое последнее время в обществе повысилось обращение к российскому культурному наследию. Возможно, это обеспечит преемственность в развитии духовной культуры России.