Истоки социально-политических учений в Украине
XII в. – это время формирования и развития древнерусской государственности и утверждения на международной арене самостоятельного государства Киевская Русь. Теоретическая мысль этого периода в сфере политики была направлена на утверждение сильной монархической власти киевского князя, величия и независимости Руси как единого государства всех восточных славян.
Во второй половине XII в. Киевская Русь распалась на отдельные княжества и земли. В этот же период на территории Руси начинается формирование трех отдельных народностей: на северо-востоке – русской, получившей название Великая Русь, на юго-западе – украинской, которая получила название Малая Русь, или Украина (название “Украина” встречается в письменных источниках с 1187 г.), на западе формировалась белорусская народность с названием Белая Русь.
В XII-XVII веках украинские земли были разделены и разграблены – сначала татаро-монголами, затем Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, крымскими татарами.
История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным движением.
История социально-политической мысли в Украине периода XVI – начала XVII вв. определяется развитием прогрессивного движения, связанного с социально-экономической жизнью и освободительным движением украинского народа.
В конце XVI – начале XVII вв. по Украине прокатилась волна крестьянско-казацких восстаний, которые впоследствии переросли в освободительную войну украинского народа под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого.
В начале XVII в. в условиях польско-шляхетского господства в Украине украинцы не имели собственной государственности, власть на землях украинских принадлежала польскому королю. Единственной тогда силой, противостоящей польскому владычеству, была православная церковь. В 1620 г. гетман Войска Запорожского Петр Сагайдачный восстановил Киевскую метрополию и всю православную иерархию. Тогда же возрастает роль Киево-Печерской лавры, из которой вышли многие ученые, политические деятели, видные представители духовенства. Позже создаются Братская школа, Киевская Лаврская школа, Киевский коллегиум, основателем которого стал архимандрит Петр Могила (позже был преобразован в Киево-Могилянскую академию).
В творческом наследии Петра Могилы (1597–1647 гг.) значительное место занимают социально-политические проблемы и учения. Рассматривая государство и общество, Петр Могила не отделяет их друг от друга. Государство возникает из необходимости обеспечения естественных потребностей людей на базе закона, наделяет граждан материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и защищает их своими средствами.
Взгляды Петра Могилы на соотношение церкви и государства по-разному воспринимали и развивали деятели Киево-Могилянской академии – Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Стефан Яворский – профессор Киево-Могилянской академии, а позже – блюститель патриаршего престола в России. В его трудах находят отражение события, происходящие в общественной жизни в Украине и России, решительный протест против социального и национального угнетения. Под влиянием идей Платона и Аристотеля он рассматривает проблему государственности и права, наблюдается его отход от теологии светской власти.
Значительное место в творчестве Феофана Прокоповича занимали и проблемы государства, абсолютной монархии, соотношения светской и церковной власти.
Просветительская философия в Украине в XVIII веке отражала изменения в общественно-политической и экономической жизни.
Просветительство – общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний.
Среди просветителей Украины заметной фигурой на политическом небосклоне выступал Григорий Сковорода (1722–1794 гг.).
В философских концепциях и просветительской деятельности Григорий Сковорода уделяет главное внимание человеку и его сущности, резко осуждает пороки современного ему общества, клеймит царизм как опору зла, критикует духовенство, чиновников феодального государственного аппарата, страстно отстаивает равенство между людьми, право каждого, независимо от социального положения, на счастье, считая свободу наивысшим достижением человека.
Просветителями были также Яков Козельский, Владимир Капнист, Петр Лодий, Василий Каразин и др.
Просветительство в Украине в XVIII веке развивалось в русле требований общественно-политической жизни, осмысливая самые острые и важные проблемы.
- Практикум по курсу «Политология»
- Предисловие
- Тема 1 Политология – наука и учебная дисциплина План
- Объект и предмет политологии
- 1.2. Методы политологии
- 1.3. Категории и функции политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Возникновение и основные этапы развития
- Политической науки
- 2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
- 2. Политические учения Средневековья и Нового Времени
- 3. Политическая наука хх века и ее основные школы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Идеи народовластия и государственности в
- Истории политической мысли Украины
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в.
- Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4 политическая власть
- 4.1. Определение власти и особенности политической власти
- 4.2. Структура политической власти.
- 4.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 5 Политическая система общества План
- 1. Сущность и структура политической системы общества
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая система современной Украины
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 6 Политические режимы План
- 1. Политический режим: понятие и структура
- 2. Характеристика основных политических режимов
- Трансформация политических режимов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 7 Государство как политический институт План
- 1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции
- 2. Формы политического правления и государственного устройства
- 3. Тенденции развития современного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 8 Гражданское общество и правовое государство План
- Понятие гражданского общества и условия его становления
- 2. Правовое государство: сущность и основные принципы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 9 Политические партии и партийные системы План
- 1. Сущность, генезис, функции политических партий
- 2. Классификация политических партий
- 3. Основные типы партийных систем
- 4. Политические партии в Украине
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 10 Политическая культура общества План
- 1. Структура и функции политической культуры
- 2. Типология политических культур
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 11 Политическая элита План
- Понятие элиты. Основные теории элит
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Механизм формирования политической элиты
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 12 Политическое лидерство План
- 1. Понятие политического лидерства и его необходимость.
- 2. Основные теории лидерства
- 3. Функции и типы политических лидеров
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 13 Личность и политика План
- Личность как субъект и объект политики.
- 2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
- 3. Политическое участие и его типы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 14 Мировая политика и международные отношения План
- Геополитика и мировой политический процесс
- 2. Геополитические центры мира и система международных отношений. Внешнеполитические ориентации Украины
- 3. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления Мировым сообществом
- Вопросы для самоконтроля
- Литература