logo search
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Основные признаки тоталитарного государства

Насильственное

политическое господство в обществе

(диктатура) группы

«избранных» лиц из партийно-государственной элиты

Организация всей общественной жизни на принципах чрезвычайного положения в сочетании с запугиванием населения и милитаризацией общества

Запрещение конституционных прав и свобод - и демократических организаций, поощрение взаимной слежки и до носительства, массовые репрессии

Тотальный (полный) контроль

за всеми сферами жизни об,

щества, особенно за

средствами массовой информации

Господство в обществе единой- общеобязательной идеологии, абсолютная нетерпимость к ина комыслию

Схема № 5. Основные признаки тоталитарного государства

В отличие от тоталитарного авторитарный режим обычно носит более «мягкий» характер: действуют некоторые права и свободы граждан, возможно существование ограниченного числа партий и других организаций, нет тотального контроля над обществом, в частности, государство избегает вмешательства в неполитические сферы (особе но в экономику), необязательны массовые репрессии и т.п.

Главный признак авторитарного государства - сильная, неограниченная впасть одного человека (диктатора) или группы лиц (военной хунты). При этом правящая верхушка занимается прежде всего обеспечением собственной безопасности и порядка в обществе, внешней политикой и обороной страны. Политическая оппозиция не допускается. Опорой власти служит армия.

Авторитарный режим чаще всего возникает в переломные моменты жизни общества, когда оно стоит перед необходимостью национального возрождения или проведения радикальных реформ. И действительно, авторитаризм подчас - эффективное средство общественных преобразований. Не случайно основанные на нем политические системы самые распространённые в истории человечества. Причём бывает, что авторитарные правители пользуются популярностью среди больших слоев населения. Однако авторитарное государство обычно носит временный, переходный характер с перспективой перерастания в тоталитаризм, либо в демократию. Так, авторитарный режим Фиделя Кастро, (родился в 1927), установленный на Кубе в 1959 году, позднее выбрал коммунистическую ориентацию и перерос в тоталитаризм. В других же государствах (Южной Корее, Чили, Аргентине и т. д.) авторитаризм постепенно эволюционизировал в демократию.

Демократическое государство

Как известно, в переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Но как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку.

Ответы на эти непростые вопросы человечество ищет уже более двух тысячелетий.

К примеру, античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлократию – власть толпы, и привела, по свидетельству Платона, к наглости и своеволию черни, ущемлению прав меньшинства и насилию над отдельной личностью. (Последние события на Ближнем Востоке, Малой Азии…)

Другой негативный опыт дала так называемая «социалистическая |демократия» в СССР и других странах. Она означала полное подавление отдельной обществом и официальной идеологией. Однако и «индивидуалистические» (или «либеральные») демократии тоже имеют свои недостатки, так как усиливает социальное неравенство, кризисы в экономике.

Таким образом, во-первых, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». Во-вторых, любая её модель имеет свои «плюсы» и «минусы» и не может быть идеальной. Как говорил извест­ный политический деятель Великобритании Уинстон Черчилль (1874- -1965): «У демократии много недостатков, но... до сих пор никто не изобрёл ничего лучшего». И всё же практический опыт демократии высветил следующие основные черты ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государства:

НАРОД является источником власти в обществе. Это означает, что он:

* либо непосредственно участвует в разработке и в принятии законов - путём их открытых обсуждений, формули­рования, одобрения на референдумах и т.д.(ПРЯМАЯ демократия);

- либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ демократия);

Гарантия основных ПРАВ и СВОБОД для каждого члена общества и равноправие граждан (как минимум - равенство избирательных прав);

Подчинение меньшинства БОЛЬШИНСТВУ при принятии и выполнении решений (вместе с тем уважение прав МЕНЬШИНСТВА иметь и отс­таивать своё мнение)

Учебники: 1-й – раздел 3, пар.2-3; 2-й – тема 5, пар. 1.

Лекция № 13

Политические партии и общественно-политические движения.

  1. Политические партии и их основные функции;

  2. Основные типы партий;

  3. Партийные системы;

  4. Партийные идеологии;

  5. Общественно-политические движения.

Политические партии и

их основные функции

Вторым (после государства) важнейшим звеном политической системы" общества является партии. Политическая партия - это добровольная, негосу­дарственная организация, объединяющая активных сторонников тех или иных идеологических и поли­тических взглядов. Партии выполняет многочисленные и разнообраз­ные ф у н к ц и и. Хотя все они тесно переплетаются, их можно сгруппировать по следующим пяти главным направлениям (схема № 6 ):

Социальная Электоральная

Идеологическая Управленческая

Политическая

Схема № 6 . Основные функции политических партий

Социальная функция. Она заключается в том, что партия обобщённо выражает и защищает интересы той или иной социальной груп­пы, доводит до уровня государственной власти её требования. При этом в последние десятилетия, стремясь расширить свою социальную базу, многие партии стараются представлять в обществе запросы не одной, а нескольких близких социальных групп.

Идеологическая функция партии проявляется в разработке пар­тийной идеологии (теоретических концепций, партийной программы, социально-экономических и политических стратегий, лозунгов и т. п.), а также в распространении, пропаганде этой идеологии, поли­тической информации и воспитательной работе. При этом принципиально важно для любой партии быть способной к идеологическому об­новлению в соответствии с изменениями условий жизни общества.

Политическая функция состоит прежде всего в овладении госу­дарственной властью. Для выполнения этой главной задачи партии подбирают и "выращивают" своих политических лидеров, специалистов по различным проблемам общественной жизни, выдвигают кандидатов на выборные должности, активно работают в парламентах и других го­сударственных органах.

Управленческая функция характерна для партий, стоящих у вла­сти (особенно в коммунистических обществах). Такие партии превра­щаются в своего рода государственные, ибо они организует и направ­ляют действия государства, генерирует социальные и политические изменения в обществе, руководят различными сферами общественной жизни.

Наконец, электоральная функция партий проявляется в том, что они организует избирательные кампании, готовят бюллетени для голосования, проводят информационно-пропагандистскую работу со сво­им потенциальным электоратом, выступают с предвыборными програ­ммами, контролируют ход выборов и т.д.

П

Основные типы партий

олитология выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по самым различным признакам. Основ­ные из них представлены в схеме 22. Так, по харак­теру функционирования широко распространено деление партий на кадровые и массовые. КАДРОВЫЕ партии отличаются немно­гочисленностью, свободным членством, отсутствием чёткой структуры к членских взносов. Они действуют преимущественно в период пред­выборных кампаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан. МАССОВЫЕ партии, напротив, многочисленны, чётко организованны, имеют членские взносы и действуют постоянно, выполняя главным об­разом идеологическую и воспитательную функции. Примером первых могут служить демократическая и республиканская партии в США, а вторых - социал-демократические партии в Швеции, ФРГ и некоторых других странах.

По характеру политического поведения в обществе тоже можно выделить два основных типа партий. (I) ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ партиям присущи уважительное отношение к политическому разномыслию и плю­рализму* в обществе, терпимость (или, как иногда говорят, толера­нтность**) к другим партиям и межпартийной конкуренции, готовность к компромиссам и сотрудничеству с другими социальными силами. (2) В отличие от этого ТОТАЛИТАРНЫЕ партии стремятся к монополь­ному положению и господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов, к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они стара­ются объединить всех недовольных в обществе и направить все виды социальных протестов в одно русло.

По характеру функционирования

  • кадровые

  • массовые

По характеру политического поведения в обществе

  • демократические

  • тоталитарные

По месту в политической системе

  • правящие

  • оппозиционные

    • легальные

    • полулегальные

    • нелегальные

По взглядам на характер развития общества

  • эволюционные

  • реформистские

  • революционные

  • радикальистические

По идеологическим направлениям

  • правые

    • консерваторы

    • либералы

    • и др.

  • левые

    • социалисты

    • коммунисты

    • и др.

Схема № 7 . Основные типы политических партий

По месту в политической системе, или в зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяют на правящие (властву­ющие) и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на легальные (разрешённые и зарегистрированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещённые) и нелегальные, которые запрещены государством и часто действует в условиях конспирации и подполья.

Оппозиционным партиям часто свойственно своеобразное поведе­ние: не обладая властью и ни за что не отвечая, они катего­рически отмежёвывается от «пагубного курса» правящих кругов, нещадно критикуя его. Так зарабатываются голоса будущих из­бирателей. Однако придя к власти, бывшие оппозиционеры со­вершает подчас всё те же «пагубные ошибки»...

Наконец, что касается идеологических направлений, то по ним можно выделить множество партий самых различных "цветов и оттенков". Не вдаваясь в детали идеологий, назовём лишь несколько главных партийных течений, наиболее часто фигурирующих ка политической арене. К примеру, широко известны такие из них, как консервативные и либеральные. Оба они основывается на идеях частного предпринимательства и свободного рынка. Однако, если КОНСЕРВАТИВНЫЕ* партии выступает за неизменность традиционных устоев жизни капиталистического общества, то ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ориен­тируется на социальные изменения и общественный прогресс, на де­мократизацию общества, обеспечение свободы личности и равноправия граждан, достижение согласия между управляющими и управляемыми.

В ходу у политологов и деление партий на левые и правые. ЛЕВЫМИ обычно считает тех, кто защищает интересы трудящихся, вы­ступает за социализацию производства и ограничение частного пред­принимательства, за перемены в обществах. ПРАВЫМИ - партии, от­стаивающие незыблемость частной собственности и существующего по­рядка в обществе. Левых иногда называют «партиями движения» (за их нацеленность на реформы и революции), а правых – «партиями по­рядка» (за их сопротивление изменениям статус-кво).

Разумеется, подобное размещение партий справа-налево, или наоборот, весьма условно. Скажем, если определённая параллельность консервативного и правого течений заметна, то куда отвести либера­лов? Или, например, христианско-демократические партии, которые связывают вместе элементы либерально-консервативных идеологий и нормы религиозной морали?

Ещё одним часто упоминаемым партийным течением является ра­дикализм. РАДИКАЛИСТСКИЕ партии могут быть самого разного толка - правого, левого, коммунистического, фашистского и так далее. Их объединяет то, что все они настроены на непримиримую вражду, конфронтацию в обществе, предлагают "хирургические" методы решения социально-политических противоречий и склонны к использованию незаконных, насильственных средства.

С

Партийные системы и

и их основные типы

овокупность действующих в стране политических партий образует партийную систему. Партийная си­стема (особенно когда она состоит не из одной па­ртии) - важный элемент жизни общества: она даёт выход различным запросам граждан, поддерживает равновесие между социальными группами и представляющими их политическими силами, даёт возможность многим людям реально участвовать в политике.

Наиболее распространённая типология партийных систем основана на количе­ственном критерии - числе партий, реально борющихся за власть или оказывающих на неё влияние. В ходе ис­тории сформировались четыре основных типа партийных систем:

.....►однопартийная

.....► двухпартийная

.... ►двухсполовинойпартийная

.... многопартийная

Схема № 8 . Основные типы партийных систем

О первой, из них - однопартийной системе - как о системе можно говорить лишь условно, поскольку здесь существует только одна пар­тия, монополизировавшая всю политическую власть в стране. Однопар­тийный режим характерен для тоталитарных и авторитарных государств. Партия и государство там - по сути одно целое.

При двухпартийной системе власть оказывается у одной из двух партия. Классический пример - британская- система с консервативной и лейбористской партиями, которые с той или иной степенью очерёд­ности имеют в парламенте абсолютное большинство и формируют пра­вительство. При этом не исключено наличие других партий, но не имеющих реальных шансов прийти к власти.

Система двух с половиной партий имеет место, когда рядом с двумя основными партиями появляется третья - относительно слабая, но способная помочь первой или второй получить власть. В этом слу­чае одна из основных партий и третья образуют коалицию . Тот же принцип создания партийных коалиций для прихода к власти действует и при многопартийных системах, то есть, когда в стране существуют три и более партий, каждая из которых собирает на выбо­рах значительное число голосов.

Партийные системы

Число партий в обществе

Распределение парламентских мест

Партийный состав правительства

одно­партийный

одно­партийная

единственная партия

абсолютное большинство у единственной партии

двух­партийная

две партии

абсолютное большинство у одной из двух партий

одно­партийный

система двух с

половиной партий

две основные партии + одна относительно слабая

относительное (реже - абсолютное) большинство у одной из ведущих партий

чаще коалиционный

много-партийная

три и более партий

относительное (как ис­ключение - абсолютное) большинство у одной из ведущих партий

почти всегда коалиционный

Таблица № 2. Характеристика партийных систем

Таким образом, коалиционные правительства - признак системы с более чем двумя партиями, а однопартийные правительства - одно-или двухпартийных систем, МНОГОПАРТИНЫЕ системы существует в десятках государств мира - прежде всего там, где национальные, ре­лигиозные и социально-экономические различия в обществе наиболее ощутимы. Преимущество таких систем в том, что они создают серьёз­ную конкуренции сил, претендующих на власть, симулируя тем самым поиск более эфйективного управления обществом и оберегая его от застоя.

Представители политических партий (а также так называемые независимые кандидаты), избранные в законодательный орган страны, становятся парламентскими депутатами. С целью согла­сования своих действий они образуют партийные фракции, межпартийные блоки и коалиции. Для всесторонней подготовки буду­щих законов и решений создаются рабочие органы парламента - комитеты и комиссии по конкретным направлениям социально-экономической жизни (например, по госбюджету, развитие агропромышленного комплек­са, по науке, культуре и т.д.).

Значительное влияние на позиции парламентариев оказывает сис­тема так называемого л о б б и з м а, т.е. система продвижения, «проталкивания» в органах власти нужных кому-то решений. Лобби, лоббисты - это агенты, или «группы давления», деловых или военная кругов, rex или иных отраслей и сфер экономики, крупных фирм, ре­гионов и т.д. Активно действуя в парламенте или правительстве, они добиваются принятия или отклонения определённых законодатель­ных или административных проектов. При этом используются такие средства и методы, как выступления в парламенте, предоставление не­обходимой информации, организация пропагандистских кампаний и «да­вления с мест», финансирование избирательных кампаний кандидатов, а то и прямой шантаж.

Учебники: 1-й – раздел 3, пар. 3;

2-й – тема 6, пар. 1-2.

Лекция № 14