logo search
lektsii_N_N_Semke

Истоки социально-политических учений в Украине

Развитие политической мысли непосредственно связано с историей украинского народа, его борьбой за свободу и независимость. На протяжении IХ–Х столетий происходил процесс объединения восточнославянских племен вокруг Киева и формировалось общество феодального типа – Киевская Русь. С этого времени начинается формирование государства, развитие права и отражающих этот процесс политических взглядов, литературное творчество, философия, история и т.п. Важным этапом в духовно-культурной и политической жизни Киевской Руси было принятие христианства. Князь Киевский Владимир Святославович (?–1015) понимал, что укрепление государства возможно лишь при условии мощной религиозной централизации. Его религиозная реформа окончательно утвердила христианство в роли государственной религии Киевской Руси. Это имело большое значение для расширения международных связей Киевского государства, вхождения его в число мощных государств раннего средневековья.

Основными общественно-политическими идеями Киевской Руси были воззрения об объединении удельных княжеств вокруг великого князя Киевского, самостоятельности и независимости Руси. Наряду с этим теоретическая мысль пытается осознать сущность христианского мировоззрения, раскрыть социально-политические истоки становления государственности Киевской Руси.

В документах, свидетельствующих о значительном развитии политико-правовой мысли в Киевской Руси, определено разрешение наиболее существенных проблем – происхождения государства; становления правящей династии; единства и суверенности политической власти; организации наиболее целесообразных форм правления (возможности и даже необходимости ограничения власти великого князя с помощью совета дружины, совета бояр и т.п.); законности и реализации высших властных полномочий; отношений между церковью и государством.

Одним из древнейших памятников русско-украинской письменности, в котором автор пытается раскрыть многие из названных выше проблем, является "Слово о законе и благодати" (ХI в.) митрополита Киевского Иллариона, отстаивавшего равноправие всех христианских народов.

В развитии политико-государственной мысли в Киевской Руси ведущее место принадлежит бессмертному "Слову о полку Игореве", в котором подчеркивается идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы.

Во второй половине XII в. Киевская Русь распалась на отдельные княжества и земли. В этот же период на территории Руси начинается формирование трех отдельных народностей: на северо-востоке – русской, получившей название Великая Русь, на юго-западе – украинской, которая получила название Малая Русь, или Украина (название “Украина” встречается в письменных источниках с 1187 г.), на западе формировалась белорусская народность с названием Белая Русь.

В XII-XVII вв. украинские земли были разделены и разграблены – сначала татаро-монголами, затем Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, крымскими татарами.

История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным движением.

В начале XVII в. в условиях господства польской шляхты в Украине украинцы не имели собственной государственности, власть на землях украинских принадлежала польскому королю. Единственной тогда силой, противостоящей польскому владычеству, была православная церковь. В 1620 г. гетман Войска Запорожского Петр Сагайдачный восстановил Киевскую метрополию и всю православную иерархию. Тогда же возрастает роль Киево-Печерской Лавры – средоточения ученых и политических деятелей, духовенства. Позже создаются Братская школа, Киевская Лаврская школа, Киевский коллегиум, основателем которого стал архимандрит Петр Могила (позже был преобразован в Киево-Могилянскую академию).

В творческом наследии Петра Могилы (1597–1647 гг.) значительное место занимают социально-политические проблемы и учения. Рассматривая государство и общество, Петр Могила не отделяет их друг от друга. Государство возникает из необходимости обеспечения естественных потребностей людей на базе закона, наделяет граждан материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и защищает их своими средствами.

Взгляды Петра Могилы на соотношение церкви и государства по-разному воспринимали и развивали деятели Киево-Могилянской академии – Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Стефан Яворский – профессор Киево-Могилянской академии, а позже – блюститель патриаршего престола в России. В его трудах находят отражение события, происходящие в общественной жизни в Украине и России, решительный протест против социального и национального угнетения. Под влиянием идей Платона и Аристотеля он рассматривает проблему государственности и права, наблюдается его отход от теологии светской власти.

Значительное место в творчестве Феофана Прокоповича занимали проблемы государства, абсолютной монархии, соотношения светской и церковной власти. Сущность разработанной этим ученым теории просветительского абсолютизма состояла в аргументации приоритета светской власти, подчинения церкви государству, секуляризации, то есть превращении церковных и монастырских поместий в светские. Модифицируя теорию естественного права и общественного договора, Ф. Прокопович приспосабливает ее к условиям Украины и России.

Просветительская философия в Украине XVIII в. отражала изменения в общественно-политической и экономической жизни.

Просветительство – общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний.

Среди просветителей Украины заметной фигурой на политическом небосклоне выступал Григорий Сковорода (1722–1794 гг.).

В своих философских концепциях и просветительской деятельности Григорий Сковорода уделяет главное внимание человеку и его сущности, резко осуждает пороки современного ему общества, клеймит царизм как оплот зла, критикует духовенство, чиновников феодального государственного аппарата, страстно отстаивает равенство между людьми, право каждого, независимо от социального положения, на счастье, считая свободу наивысшим достижением человека.

Просветителями были также Яков Козельский, Владимир Капнист, Петр Лодий, Василий Каразин и др.

Просветительство в Украине XVIII в. развивалось в русле требований общественно-политической жизни, осмысливая самые острые и важные проблемы.