10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения в их руках управленческих функций, ресурсов власти, социальных привилегий. В историческом плане государство есть институт политического выражения общественной потребности упорядочения и централизации. Государство, с одной стороны, представляет собой важнейший политический институт, посредством которого осуществляется управление обществом, с другой стороны – организацию, которая объединяет все население, проживающее на данной территории. Государство можно определить и как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении прежде всего порядка.
Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Как основной субъект политики государство наделено особыми признаками, отличающими его от других политических субъектов:
1) Всеобщность. Государственная власть – это «всеобщая» верховная власть, выступающая от имени всего общества и распространяющая свое воздействие на всю данную территорию. Однако государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Ее осуществление требует создания специального аппарата.
2) Наличие публичной власти. К ней относится совокупность взаимосвязанных институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, надзорно-контрольные институты и учреждения, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы и т.п. Только государство может издавать законы и осуществлять правосудие.
3) Принудительность. Государство обладает аппаратом принуждения и имеет легальное право применять насилие по отношению к своим гражданам.
4) Суверенность17. Только государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип.
5) Право на взимание налогов и сборов с населения. Обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций необходимы для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций. В этом заключается возможность экономической самостоятельности государства.
6) Обязательность членства в государстве. Гражданство человек получает с момента своего рождения. Оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, материальное и моральное благополучие.
Для характеристики сущности государства с точки зрения международного права необходимо знать его атрибуты:
территория государства, определяемая границами (недра, воздушное пространство, территориальные воды защищаются от вторжения других государств и частных лиц);
население государства, на которое распространяется его власть (население может состоять из одной или нескольких народностей, наций);
государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается (через систему государственных органов государство непосредственно и действенно осуществляет свою власть);
государственная символика (флаг, герб, гимн и т.п.).
Сущность государства наиболее полно раскрывается через его функции. Традиционно их принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
политическое управление обществом;
охрана существующего политического строя, общественного порядка и законности, защита прав человека;
регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан, выполнение социальных программ;
регулирование хозяйственной деятельности, частичное управление экономикой, поддержание экономической стабильности;
культурно-воспитательная, идеологическая, пропагандистская и т.п. деятельность;
национальная интеграция.
Необходимо отметить, что в разные периоды существования государства значение каждого из этих видов деятельности может возрастать или, наоборот, падать.
Внешние функции государства направлены на защиту его суверенитета и международное представительство:
обеспечение обороноспособности, национальной безопасности;
развитие отношений, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
участие в международном разделении труда;
развитие различных форм интеграции на общечеловеческой, региональной, политической основе.
Таким образом, государство – самый влиятельный и организованный политический институт, управляющий обществом, обеспечивающий его целостность и определенный порядок в нем. Оно должно обеспечивать политическую стабильность общества, выявлять и предотвращать столкновение различных интересов, защищать права и свободы своих граждан, их внутреннюю и внешнюю безопасность.
Как политическая структура государство имеет сложное строение. В структурном, институциональном плане государство представляется как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти18:
законодательная власть (парламент разрабатывает и утверждает новые законы, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие; парламент осуществляет функцию принятия важнейших политических решений; будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине легитимирующим органом);
исполнительная власть (правительство и административно-управленческие органы – министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.п. – осуществляют основные политические решения, принятые парламентом; правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций);
судебная власть (судебные органы и институт независимых и подчиняющихся только закону судей играют главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни).
Три ветви государственной власти в России представлены на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Ветви государственной власти в Российской Федерации
Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную разграничивает сферы деятельности и властные полномочия, что исключает монополию на власть какого-либо одного органа. Кроме того, оно служит своеобразной гарантией прав и свобод человека, потому что ему противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Власть чиновников в государстве также уравновешивается разделением властей. От перечисленных факторов во многом зависит демократичность и стабильность политического строя.
- 1. Предмет политологии и характер политических знаний
- 2. Основные парадигмы и школы политологии
- 3. Сущность и основные свойства власти
- 4. Политика как общественное явление
- 5. Политическая власть
- 6. Легитимность политической власти
- 7.Проблема личности в политике. Психологич. Составляющие политического поведения личности
- Биологическая подструктура
- 8.Политическая социализация
- 9. Политическое участие
- 10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
- 11. Типология государств
- 12. Правовое государство
- 13. Государство и гражданское общество
- 14. Понятие политической элиты и ее функции
- 15. Механизм формирования политической элиты
- 16. Элитарные теории
- 17.Политическое лидерство: понятие, функции
- 18. Теории политического лидерства
- 19. Типологии политического лидерства
- 20. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 21. Понятие и структура политических партий
- 22. Типология политических партий их функция
- 23.Партийные системы и их типология
- 24. Группы интересов
- 25. Понятие политической системы, ее структура
- 26. Функционирование политической системы в обществе
- 27. Понятие политического режима. Характеристика тоталитарного режима.
- 28. Авторитарный режим
- 29. Демократический режим. Понятие демократии
- 30. Афинская демократия
- 31. Классическая и современная либеральная демократия
- 32. Основные современные модели демократии а) Плюралистическая демократия
- Б) Элитарная демократия
- В) Партиципаторная демократия
- Г) Полиархия
- 33.Проблема перехода к демократии
- 34. Понятие политической культуры, функции
- 35. Структура политической культуры
- 36. Типология политических культур
- 37. Основные пути формирования политической культуры
- 38. Понятие политической идеологии, особенности и функции
- 39. Либеральная идеология
- 40. Консервативная идеология
- 41. Социализм
- 42. Анархизм
- 43. Фашизм
- 44. Понятие политического развития и его критерии
- 45. Понятие политической модернизации и ее типы
- 46. Кризисы политического развития