logo search
методички из библиотеки 5 курс / 3968

Тема 6. Культура средневекового Востока и Африки.

Данная тема является весьма обширной, поэтому представляется возможным на заочном отделении ограничиться изучением темы «Арабо-исламская культура».

Знакомство с историей арабо-мусульманской культуры следует начинать с событий VII века, когда на территории Халифата – мощного государства, протянувшегося от Испании до Китая, сложилась новая культурная традиция. Следует обратить внимание на особую роль в этом новой идеологии – ислама (араб. «покорность»), третьей после буддизма и христианства мировой религии.

Для выявления причин возникновения ислама имеет смысл остановиться подробнее на характеристике исторической ситуации, сложившейся в тот период на Аравийском полуострове. В V - VI вв. на месте распавшихся древних государств складывались государственные объединения нового типа, построенные на соотношении оседлых и кочевников. Развитие торговли способствовало интеграции Аравии. Одновременно шел процесс этнической и культурной консолидации, повсюду распространялись единый арабский язык, элементы общего самосознания. Все это стимулировало духовные искания аравийцев, разочаровавшихся во многих старых богах.

Одновременно выделяются некоторые божества, значение которых приобретает общеаравийский характер, - Аллах, Манат, ал-Лат, ал-Узза, а так же ханифы (пророки-проповедники), пытавшиеся найти истину и нового бога. Таким образом, сама историческая эпоха, ситуация оживленного религиозного контакта способствовала тому, что отрицавшие многобожие ханифы, хорошо знакомые с иудаизмом и христианством, но не причислявшие себя ни к тем ни к другим, становились во главе политических движений, стремившихся объединить аравийские города и племена и противостоять внешним врагам. Свою деятельность они обосновывали божественным откровением и претендовали на прямую связь с единым и единственным божеством.

Необходимо уяснить, что в этом смысле пророческая деятельность Мухаммеда, одного из ханифов, была частным и закономерным проявлением общих духовно- идеологических и социальных процессов. Однако важно отметить, что безусловная исключительность пророка стала причиной того, что возникшее на основе собранных знаний, верований, представлений движение приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших событий мировой истории. Отказ иудеев и христиан поддержать деятельность Мухаммеда, воспринимавшуюся им как восстановление первоначального и истинного единобожия, способствовал усилению в исламе аравийских элементов и превращению его в совершенно особую систему догматов и ритуала, а также формированию у мусульман острого ощущения своей духовной исключительности.

Ислам перевернул жизнь арабов, новая религия принесла им непостижимое обновление, не случайно мусульманское летоисчисление начинается с 622 года, с хиджры – «переселения» посланника Аллаха – Мухаммеда из родной ему Мекки в Ясриб (позднее Медина), где из гонимого реформатора-бунтаря он стал главой сплоченной общины верующих и лидером небольшого государства. Отсюда началось завоевание Мекки, а затем - триумфальное шествие ислама по Востоку. Так возникло государство – огромная община – объединенная, что следует заметить, не кровным родством, а верой. Ислам выдвигает систему ценностей, на которых построена жесткая регламентация поведения мусульман. Здесь можно уделить внимание содержанию пяти основных обязанностей правоверных мусульман, которые воплощают мусульманские ценности.

Характеризуя Коран, следует понимать, что Коран – это не рассказ о Боге и о прошлом времени, а прямая речь Аллаха, которая обращена к Мухаммеду и его современникам. Кроме того, в Коране записаны аяты – внушенные Мухаммеду Аллахом правила поведения, запреты и т.п. Эти тексты были записаны после смерти пророка его приверженцами.

История халифата, очень быстро возникшего при Омейядах с центром в Дамаске (VII - VIII вв.) и разросшегося при Аббасидах (VIII - IXвв.), завершилась его распадом на ряд халифатов и эмиратов (Кордова, Гранада, Хива, Бухара, Самарканд, Делийский султанат), что не нарушило новую культурную общность, и это надо обязательно подчеркнуть. Арабский язык – язык победителей, язык Корана стал языком государственной, научной и культурной жизни. Подвергнувшись насильственной арабизации, жители покоренных территорий стали активными участниками создания единой арабо-мусульманской культуры. В то же время распространители новой веры сами «встали на колени» перед научным и эстетическим каноном языческой культуры покоренных народов. Происходило глубокое усвоение этих традиций и их преобразование на пользу и славу новому обществу.

Важно отметить, что огромное значение приобретает прославление ислама и его правителей, проповедь триумфа ислама. Через это программу складываются и стиль, и художественный язык, в которых роскошь и пышность сочетаются с суровым аскетизмом иконоборчества, повсеместно распространяются многие художественные приемы, ставшие навеки характерными для ислама. Именно религиозная запрограммированность мусульманского искусства, выраженная в его художественных особенностях, определила его выживание в различных политических и культурных условиях. Главной художественной особенностью мусульманской культуры является запрет на изображение бога и, как следствие, расцвет орнамента как способа художественного выражения главной мусульманской истины – о существовании единственного бога. В определенной мере орнамент (арабеск, геометрический, каллиграфический) выполнял роль иконы, оказываясь посредником между этим и потусторонним миром, окном в пространства, где присутствует бог во всей силе. Требования ислама определили характер и планировку арабских мечетей, в основе которых - кубическая композиция Каабы. Со временем мечети стали различаться по своему назначению, арабская архитектура создала различные типы зданий: минарет, медресе, мавзолей, дворец. Уважение к учености, вошедшее в традицию вместе с благоговением перед Кораном, способствовало высокому развитию различных наук. Выдающиеся ученые Ибн-Сина, Омар Хайям были философами и поэтами.

Взлет мусульманской культуры в период средневековья сменился упадком после ослабления арабских халифатов. Мусульманский Восток стал развиваться гораздо медленнее Европы, вступившей на путь свободомыслия и просвещения. Задача исламского мира сегодня состоит в преодолении образовавшегося разрыва, неизбежно сопровождающегося борьбой с консервативными силами, стремящимися сохранить старое.