logo search
"Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 г. по настоящее время

2.2 Политика «солнечного тепла» Ким Дэчжуна

В 1998 г. в Южной Корее к власти пришло демократическое правительство во главе с Ким Дэчжуном. Он провозгласил политику «солнечного тепла» в отношении КНДР. Её основная идея - добиться изменений в северокорейском государстве и приблизить объединение страны не силовым способом и не попытками развалить и поглотить Северную Корею, а массовыми обменами людьми, экономическими проектами, инвестициями, направленными на выравнивание уровней жизни в обеих частях Корейского полуострова. При этом особо следует отметить, что весь этот курс не ставился в зависимость от ядерной проблемы, поскольку в условиях примирения Южной Корее нечего было опасаться.

По факту, применение политики «солнечного тепла» обозначило переход РК к методам экономической дипломатии в процессе межкорейского урегулирования, и было основано на принципе отделения экономики от политики, предполагавшем, что на экономическое сотрудничество двух стран не должны влиять политические обстоятельства.

Новая гибкая внешнеполитическая концепция Южной Кореи быстро привела к существенному прорыву в двусторонних отношениях. С 13 по 15 июня 2000 г. в Пхеньяне состоялась историческая встреча между руководителем КНДР Ким Чениром и президентом Республики Корея Ким Дэчжуном, по итогам которой была подписана «Совместная декларация Юга и Севера»История конфликта между КНДР и Южной Кореей. Перестрелка в Жёлтом море: реакция, комментарии. URL: http://ria.ru/spravka/20101123/299886201.html (дата обращения: 04.05.2012)., открывшая новые перспективы на пути объединения Корейского полуострова. В частности, было объявлено о намерении сторон добиваться объединения страны «силами самой корейской нации».

По итогам пхеньянского саммита совместной комиссией по экономическому сотрудничеству было разработано и подписано четыре документа: о гарантиях инвестиций, об устранении двойного налогообложения, улаживании спорных вопросов в коммерческой деятельности и ведении банковских расчётов. Именно эти договорённости стали каркасом системы экономических связей РК и КНДР.

В ходе саммита в Пхеньяне были заложены такие проекты межкорейского экономического сотрудничества, как развитие туристического комплекса в горах Кымгансан, строительство индустриального комплекса (технопарка) в приграничном городе Кэсоне и присваивание ему статуса особой экономической зоны.

Заметно, что прошедшая встреча «в верхах» дала ощутимый толчок двусторонним отношениям. С 29 по 31 июля 2000 г. в Сеуле прошли Первые переговоры Юга и Севера на уровне министров. Северокорейскую делегацию возглавлял ответственный советник кабинета министров КНДР Чон Гымчжин. 31 июля 2000 г. президент РК Ким Дэчжун лично принял северокорейскую делегацию. На переговорах была достигнута договорённость о возобновлении работы Офиса прямой связи между Югом и Севером, который вновь открылся 14 августа 2000 г. Также было запланировано, что Вторые переговоры Юга и Севера на уровне министров пройдут в Пхеньяне с 29 августа по 1 сентября 2000 г. На протяжении последующих лет межкорейские министерские переговоры проходили достаточно регулярно - с 2000 по 2005 гг. имели место 17 раундов переговоров на уровне министров и 5 раундов переговоров отраслевых министров (МИД и Обороны) в период с 2000 по 2007 гг Курбанов, С.О. История Кореи. С древности до начала XXI века. СПб., 2009. С. 666-667..

Продуктивное сотрудничество двух Корей в экономических вопросах и вопросах обмена в рамках политики «солнечного тепла» явно перевешивало желание РК оказать давление на КНДР в ходе разразившегося в 2002 г. второго ядерного кризиса. Сеул среагировал на удивление спокойно и не стал жертвовать уже сложившимися политическими (в рамках межправительственных раундов переговоров и достигнутых соглашений) и экономическими отношениями.