logo search
"Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 г. по настоящее время

1.3 Роль США и Китая в СВА

Современная ситуация в СВА характеризуется скрытой формой противостояния Китая и США. КНР поддерживает Пхеньян, США связаны с РК договором об обеспечении взаимной безопасности от 1 октября 1953 г.

Обе ведущие страны мира решают в регионе собственные геополитические задачи. США, используя двусторонние договоры безопасности с РК и Японией, а также прочие соглашения в военно-политической сфере, и разыгрывая карту угрозы со стороны КНДР, играя на сближении Сеула и Токио, пытается сдерживать устремления и амбиции Китая. В то же время Пекин стремится усиливать свою роль в регионе, во многом за счёт экономического потенциала, и имеет цель постепенно снизить влияние Соединённых Штатов, выдавить их со стратегически важных континентальных плацдармов, коими являются юг корейского полуострова и Тайвань.

Особо важно отметить двойственную роль Вашингтона в Корейской проблеме. С одной стороны, США - непосредственная угроза безопасности КНДР. Именно этот фактор является ключевым при рассмотрении внешне- и внутриполитических позиций и действий Пхеньяна и стремления КНДР к наращиванию собственного оборонного и наступательного потенциала. Цель этого наращивания - защита собственного суверенитета в условиях отказа США от подписания любого юридически обязывающего документа, дающего КНДР гарантии безопасности. С другой стороны, Вашингтон - гарант безопасности Южной Кореи и Японии от северокорейской «угрозы» и поступаться своими позициями в угоду пожеланиям Севера не собирается.

Более того, со временем сам факт наличия в Южной Корее американских вооружённых сил стал важнейшим препятствием в межкорейском диалоге и из гаранта мира (в связи с изменением внутрикорейской и международной обстановки) превратился в фактор нестабильности.

Такой сложившийся замкнутый круг без сомнения усложняет возможность внешнеполитического урегулирования Корейской проблемы.

Что касается непосредственно отношений Южной Кореи и США, то необходимо чётко осознавать, что с началом XXI в. страна не добилась окончательного решения проблемы собственной национальной безопасности и во многом зависит от военной и политической поддержки Вашингтона. Стоит упомянуть и об американском принципе стратегического внедрения, который заключается в жертвовании подопечной страной части своего суверенитета в обмен на помощь и защиту со стороны Соединённых Штатов. А это значит, что с точки зрения США страна, которую защищает Америка, не должна иметь высокую обороноспособность. Она должна быть достаточной для того, чтобы страна могла вступать в мелкие конфликты, поддерживать порядок на своей территории и продержаться против серьёзной агрессии некоторое время, необходимое для того, чтобы «большой брат» собрался с силами и защитил. Южная Корея является тому достаточно чётким примером Асмолов, К.В. Россия и Корея на пороге нового столетия. Материалы III научной конференции. М. ИДВ РАН, 1999. С. 41-42..

Кроме того, для поддержания военного баланса с Севером, Южной Корее приходится тратить значительную часть своего бюджета на оборону, на приобретение оружия, что в основном производится у Соединённых Штатов. Растут и расходы РК на оборону. Несмотря на то, что процент военных расходов упал с 6% ВВП в 1980 г. до 2,7% в 1997 г., военный бюджет вырос в абсолютных числах в 165 раз с 1971 г. и составил 16,7 миллиардов долларов. В 1995 г. была принята программа FIP (Force Improvement Program - Программа совершенствования вооружённых сил), предусматривавшая расходы в сумме 115 миллиардов долларов в период с 1997 по 2001 гг. В соответствии с этой программой в 2001 г. военный бюджет Южной Кореи должен был достичь 30,7 миллиардов долларов, что поставило бы эту страну в один ряд с крупнейшими западноевропейскими странами (эти амбициозные планы не были реализованы в связи с азиатским экономическим кризисом 1997-98 гг.). В 1998 г. на вооружения было истрачено «всего» 16,1 миллиардов долларов Тинский, Г. Южная Корея наращивает мускулы. URL: http://www.imperiya.by/politics1-7444.html (дата обращения: 06.06.2012)..

Если данная тенденция будет преобладать и впредь, РК наверняка превратится в один из основных внешних рынков сбыта для американского ВПК. А это означает, что крупный военный капитал США вряд ли будет заинтересован в ликвидации опасного очага международной напряжённости и военно-политической конфронтации на Корейском полуострове.