logo
Актерское мастерство в политике: на примере Соединенных Штатов Америки

1.3 Приемы и методы актерского мастерства в создании PR-специалистами образа политического лидера

PR-специалисты и политические деятели по всему миру осознают возрастающую роль актерской модели поведения, которая предполагает состояние активной сосредоточенности и удержание большого количества объектов внимания одновременно (текст речи, выражение лица, голос, жесты, эмоциональное состояние, восприятие аудитории и пр.) Шохов А. Идея невербальной коммуникации // http://shokhov.livejournal.com/42184.html.

Технологически выразительная актерская игра обладает следующими признаками См. об этом: Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. - М.: Искусство, 1959. С.20-35.:

- искренность актера в образе;

- целостность образа;

- чистота и четкость внешнего рисунка в движениях и речи;

- преувеличенность образа.

Искренность достигается при помощи внутреннего перевоплощения, при котором актер вживается в роль посредством проникновения в природу мышления сценического персонажа, определяемую его мировоззрением, овладение присущей ему логикой поведения в различных ситуациях, овладение характерными для него темпоритмами, его темпераментом и др. В большинстве случаев актеру приходится изображать героя, характер которого категорически отличается от его собственного.

Смена канала воздействия обусловила появление новой характеристики политического деятеля, которой не было раньше, - искренности. PR-специалисты считают ее чисто актерским приобретением, особенностью именно телевизионного канала. Ведь избирателей в первую очередь должна интересовать непосредственно мысль выступающего, а не степень искренности ее подачи.

В политике существует два взгляда на то, насколько личные качества политического деятели должны совпадать с качествами проектируемого образа. Некоторые практики в области PR и имиджелогии утверждают, что для политического успеха необходимо максимальное соответствие имиджа реальным особенностям и присущим политику личностных черт, чтобы он чувствовал себя «в образе» комфортно и тем самым вызывал доверие у аудитории. Более того, «примерка» чужого образа смывает такие качества, как личное обаяние и харизма, превращая человека в безликий, хотя и четко выстроенный образ. Поэтому задача PR-специалистов в данном случае - раскрепостить политика, снять психологические барьеры при общении с аудиторией, максимально раскрыв его собственную индивидуальность.

Другие не без оснований считают, что менять надо не человека, который выступает в качестве кандидата, а впечатления о нем, которое больше зависит от эффективности деятельности средств массовой коммуникации, чем от самого кандидата. Поэтому важно изменить не кандидата, а получаемое от него впечатление. Автор данной работы предполагает, что истина лежит посередине: политик должен обладать хотя бы зачатками тех качеств и личными возможностями их реализации, чтобы в дальнейшем их можно было бы развить и подчеркнуть. Как говорят некоторые специалисты в области PR и имиджелогии такой совет: «Будьте сами собой, но не перестарайтесь».

Однако в арсенале PR-специалистов и имиджмейкеров существуют определенные техники для демонстрации искренности. Например, западных лидеров учат выглядеть искренними, когда они дают интервью. Кажется, они смотрят прямо в глаза собеседнику, поскольку это признак искренности в рамках европейской культуры. На самом же деле они глядят на переносицу интервьюера, что и создает иллюзию прямого и открытого взгляда. Искренность для политика, как и для актера, выражается в вере в то, что он говорит. Кроме того, для каждой модели поведения, или образа, характерен свой вариант искренности.

Целостность образа достигается путем единства внешних и внутренних компонентов. Для того чтобы правдиво воспроизвести какой-нибудь образ, нужно схватить все реакции во всей психофизической целостности, то есть в единстве и полноте внутреннего и внешнего, психического и физического, субъективного и объективного, нужно воспроизвести их не механически, а органически. Для этого каждое движение тела актера должно быть четким, пластичным, ритмичным, сценичным, предельно выразительным.

Действительно, чтобы полностью вжиться в образ, актер должен представлять собой единство и законченность во всем: определенная поза, выражение лица, тон голоса являются необходимой составляющей желаемой эмоции или характеристиками определенного образа. Предположим, он видел и по собственному своему опыту знает, что человек, находящийся в состоянии гнева, сжимает кулаки и сдвигает брови. А что делают в это время его глаза, рот, плечи, ноги, торс? Ведь каждая мышца участвует в каждой эмоции. Актер может правдиво и верно (в соответствии с требованиями природы) стукнуть кулаком по столу и этим действием выразить чувство гнева только в том случае, если в этот момент верно живут ступни его ног. Если соврали ноги актера, зритель уже не верит и его руке. Грим, парик, наклейки усов, бород, костюм, толщинки, реквизит и т. п., должны лишь подчеркнуть и дополнить образ, воплощаемый актером в действии, и поэтому являются вспомогательными выразительными средствами.

Если актер должен воплотить на сцене характерный персонаж, эта целостность также должна быть соблюдена. Если актер играет закоренелого ростовщика, который выжимает все соки из своих должников, ему будет характерен хриплый и дребезжащий голос, растянутая манера говорить, «крючковатые» жесты, взгляд исподлобья, вытянутое и хмурое выражение лица, желтоватый тон кожи и другие характеристики, которые зрители ассоциируют с человеком, дошедшим до крайности в своей жадности. Кроме того на нем будет старый халат с длинной полой, засаленные и редкие волосы. Для политических деятелей подобное единство приобретает особую актуальность, так как информацию о нем может дать не только смысл его политических речей, но и поведение.

Например, чтобы подчеркнуть образ лидера, политический деятель должен во всех ситуациях обладать прямой осанкой, уверенной походкой и сдержанной мимикой, совершенной дикцией, четкими, властными жестами, прямым и глубоким взглядом, напористой и серьезной манерой подачи своих политических идей. При этом политики даже стараются принимать свои решения в соответствии с теми имиджами, которые сложились у них в голове.

С этим свойством прочно связана чистота и четкость, к которым также относятся простота и ясность форм выражения, точность каждой сценической краски, каждого жеста и интонации и их художественной законченности. Действительно, каждое невербальное проявление актеров, каждый жест, каждое выражение лица, каждая интонация должны безошибочно «читаться» зрителями. Иными словами, невербальная коммуникация политика, как и актера, не должна содержать «шума», она чистая и однозначно понимаемая.

Для актерского образа свойственно преувеличение, причем оно относится не только к эмоциям, но и жестам, мимике и даже одежде. В этом и состоит тот эффект, который актер своей игрой оказывает на зрителей. Если встречают человека с такими преувеличенными особенностями, его манеру поведения называют театральной. Коммуникативное пространство в политике в сильной степени также формируется преувеличением, как бы раздутием тех или иных реальных характеристик. Для описания сходного явления американцы употребляют термин hype, ведущий свое начало от Голливуда. При этом отобранная в имидж характеристика должна реализоваться как бы в утрированной форме, что связано с тем, что во всех подобных случаях мы работаем с массовым сознанием Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - М.: Алетейя, 2001. С. 17.. Зрелищность выступлений и у актеров, и у политиков достигается посредством преувеличения как внешних, так и внутренних компонентов образа.

Зрелищность и театральность образа также характеризуется большей выразительностью и вариабельностью интонаций, темпов, тональностей голоса, экспрессивностью эмоций, подвижностью мимики и жестов, подвижной пластикой, чем у обычного человека. Для достижения подобной театральности, актер специально обучается технике речи, занимается постановкой голоса, гимнастикой и акробатикой, ритмикой и танцу Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1973. С. 15..

При этом, как актеры, так и политики должны соблюдать во всех используемых инструментах баланс: если недостаток энергии не способен увлечь зрителя, то использование ее в слишком сильных дозах отпугнет его или натолкнет на мысль о чрезмерном старании или наигранности, а значит, стремлении выдать желаемое за действительное См. об этом: Зверева В., Ливнев Д. Создание актерского образа. - М.: Искусство, 1991. С. 25-26.. Кроме того, телевизионное изображение имеет особенность преувеличивать каждое движение и заглушить спонтанность. Это условие приобретает особое значение, так как основной чертой лидера является расслабленная уверенность, а не истеричная нервозность, хотя она, безусловно, вызовет сильную эмоциальную реакцию, правда негативного характера.

Одежда также может нести в себе эту преувеличенность. Часто политики используют особый стиль одежды, чтобы сблизиться с теми или иными группами населения. В США они могут надеть индейскую одежду, ермолку, чтобы подчеркнуть свою солидарность с конкретными группами избирателей.

Если сравнивать политика с актером, то на ум, прежде всего, приходит актер драматический, ведь все-таки политик - человек серьезный. Хотя как показала практика, политическим деятелям не чуждо чувство юмора и даже сближает его с целевой аудиторией, так как всегда воспринимается, как естественное проявление и импровизация.

Безусловно, американские политики преуспели в актерском мастерстве больше, чем их зарубежные коллеги, так как именно в США зародилась киноиндустрия всех времен и народов - Голливуд, которая «экспортирует» тысячи ярких кинообразов по всему миру. В связи с этим у американцев сложилось характерное доверительное восприятие вымышленных образов, а также чрезмерная театрализованность политической жизни. По словам американского политолога М. Эдельмана (M. Edelman) в штатах избирательные кампании все больше превращаются в политические шоу, в которых «поверхностное увлечение личностями вытесняют продуманный анализ проблем».

Американские политики скорее похожи на популярных кинозвезд и пользуются теми же средствами привлечения внимания, что и люди из шоу-бизнеса. Именно для американских политиков очень актуально предположение, что все политики имеют «предрасположенность» к актерскому мастерству в той же степени, что и актеры к политической деятельности. Образы американских лидеров гораздо более актерски выстроенные и яркие, чем у зарубежных коллег. Актеры, которые впоследствии стали крупными политическими деятелями, часто берут за основу своего имиджа те роли, которые закрепились за ними в массовом сознании.

Таким образом, при создании определенного образа PR-специалисты и политические лидеры должны руководствоваться следующими принципами актерского мастерства в построении выразительного образа: целостность внешних и внутренних (психофизических) компонентов, расслабленная искренность в образе, чистота и четкость внешнего рисунка в движениях и речи, что гарантирует однозначное понимание со стороны целевой аудитории, а также преувеличенность всех составляющих образа.

В заключение данной главы следует отметить, что PR-специалистам и имиджмейкерам необходимо учитывать, что политический лидер должен в своей деятельности менять модель самого себя в зависимости от задачи и специфики адресной группы. Каждый образ, создаваемый PR-специалистами для политика, должен быть эмоционально выразительным, ярким, характерным и в то же время убедительным, так как имидж политического лидера должен, в первую очередь, вызывать доверие. Актерское мастерство является одним из эффективных средств организации невербальной коммуникации политического лидера со своими аудиториями, так как предполагает эмоционализацию и визуализацию имиджевого воздействия, что в дальнейшем помогает при формировании привлекательного имиджа политического лидера. Больше всех из-за огромного влияния мировой киноимперии Голливуд на массовое сознание в актерском мастерстве преуспели политические деятели США.

имидж политический лидер кинематографический