Современные теории элит.
Среди современных теорий элит выделяются несколько. Исторически первой является концепция макиавеллистской школы (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс и др.), для которой характерны следующие положения:
-
Признание элитарности любого общества, неизбежности его разделения на привилегированное, властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство (такое разделение вытекает из естественной природы человека и общества);
-
Групповая сплоченность элиты, восприятие себя особым слоем, призванным руководить обществом;
-
Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство;
-
Структурное постоянство элиты, неизменность ее властных позиций.
Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значимости психологических факторов, антидемократизм, за переоценку роли руководителей и недооценку активности масс, за недостаточный учет эволюции общества.
Слабости макиавеллистской школы пытались преодолеть представители ценностной теории элит (В.Ропке, Ортега-и Гассет и др). Они также считают элиту главной конструктивной силой общества, однако занимают более мягкую позицию по отношению к демократии, приспосабливая элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Полного совпадения взглядов у разных представителей ценностных теорий нет, но имеется ряд общих установок:
-
Элита – наиболее ценный элемент общества;
-
Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная, инициативная, нравственно целеустремленная часть населения;
-
Формирование элиты не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей, поэтому общество должно совершенствовать механизм такой селекции;
-
Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей, а не результатов.
Ценностные представления об элитах лежат и в основе концепций демократического элитизма, широко распространенных в современном мире. Видные представители этого направления – Р.Даль, С.М.Липсет, Л.Зингер и другие –исходят из понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
Элитарные теории демократии рассматривают руководящий слой как группу, не только обладающую управленческими качествами, но и защищающую демократические ценности, способную сдержать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
Идею ценностной трактовки элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности элит (О.Штаммер, Д.Рисмэн, С.Келлер и др.). Эти концепции нередко называют функциональными теориями элиты. Они базируются на таких специфических постулатах:
-
Отрицание элиты как единой группы, признание множества элит (профессиональной, военной, региональной и т.д.), множественность элит определяется многообразием социальной структуры;
-
Существование конкуренции элит, отражающей экономическую и социальную конкуренцию в обществе;
-
Распыление власти в демократическом обществе между всевозможными группами, которые в различных формах осуществляют управление обществом; сами отношения власти изменчивы и даже ситуативные;
-
Различия между элитой и массами относительны, граждане могут входить в состав элиты, участвовать в процессе принятия решений. Поэтому элиты – не главный субъект политики, важнее – группы интересов.
Концепции множественности элит во многом идеализируют реальное общество. Наблюдения показывают неравномерность воздействия разных социальных слоев на политику и возвышение отдельных групп над всеми остальными.
Своего рода идейным антиподом концепциям множественности элит выступают различные леволиберальные теории элит, в частности теория властвующей элиты (Р.Милс). Представители данного направления теорий элиты исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой.
Основные положения этих теорий:
-
В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны;
-
Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность;
-
Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно.
Наличие разных подходов в оценке места и роли политических элит в обществе свидетельствует об их важности в научном и практическом смысле. Элитарность современного общества не вызывает сомнений. Это – политическая реальность, которую нельзя преодолеть, а нужно учитывать и эффективно использовать.
Вопросы и задания:
1. Назовите факторы, обусловливающие существование политической элиты?
2. Какие функции выполняют политические элиты в обществе?
3. Каковы механизмы образования новых элит?
4. Для какой системы рекрутирования элит характерна высокая конкурентность отбора?
А) системы гильдий;
Б) антрепренерской системы.
5. Какая из названных характеристик рекрутирования элит является основной для системы гильдий?
А) быстрое продвижение кандидата вверх по ступеням власти;
Б) минимум формальных требований к кандидатам;
В) закрытый отбор узким кругом лиц;
Г) слабая предсказуемость последующего политического поведения кандидата.
6. По уровню компетенции выделяют такие виды элит:
А) открытая, закрытая;
Б) правящая, оппозиционная;
В) национальная, региональная, местная;
Г) высшая, средняя, административная.
7. Кто из названных ученых являются разработчиками классической теории элит?
А) Платон, Аристотель;
Б) Т. Гоббс, Дж. Локк;
В) Г. Моска, В. Парето;
Г) Р. Даль, С. Липсет.
8. Какая взаимосвязь между ценностными теориями элит и концепцией множественности элит?
9. В чем суть теории властвующей элиты?
10. Назовите известных Вам представителей национальной, региональной и местной политической элиты Украины.
11. Какие изменения произошли в составе политической элиты Украины за последние годы?
Литература
Ашин Г. К., Охотский Е.В. Курс элитологии. – М., 2000.
Валігурський П. Політологічні виміри української еліти // Віче. – 1998. - № 6.
Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. – 2000. - № 3.
Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.
Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.
Пірен М. Проблеми формування сучасної української еліти // Соціальна психологія. – 2004. . - № 2.
Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.
Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.