Происхождение политической элиты и ее роль в обществе.
В переводе с французского “элита” означает “лучшее”, “отборное”. Идеи разделения общества на “высших” и “низших”, “аристократию” и “простолюдинов” находят свое обоснование в творчестве Конфуция, Платона, Н.Макиавелли, Ф.Ницше и др. В конце Х1Х – начале ХХ в.в. появляются первые концепции элит, авторами которых были Г.Моска, В. Парето, Р.Михельс. На основе наблюдения за реальным поведением элиты в политической жизни они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству.
2. Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся исключительными качествами и способностями, осознающую свое превосходство над другими.
3. Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты.
4. Главное предназначение политической элиты – в принятии важнейших политических решений.
У названных ученых были различия в обосновании природы политического неравенства. Например, Парето определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и включал в нее тех, кто продемонстрировал выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в свей сфере деятельности. “Главная идея термина “элита”, - подчеркивал мыслитель, - превосходство… В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени”.
Несколько отличное объяснение природы политического неравенства дал Г.Моска. “Правящие меньшинства, - писал он, – образуются так, что индивиды, из которых они составляются, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство; другими словами, они должны иметь какие-то необходимые качества, которые чрезвычайно ценятся и придают вес в том обществе, в котором они живут”.
Очевидно, что качества могут изменяться в процессе эволюции человеческого общества. Так, в примитивных обществах высоко ценилась военная доблесть. По мере развития цивилизации преобладающим качеством становится богатство. Г.Моска первоначально различал три качества, открывающие доступ в политический класс: военная доблесть, богатство, священство. Однако в дальнейшем прогресс человеческого общества предъявлял к политическому классу все новые требования. Вместе с ообществом изменялся правящий класс. Позже Г.Моска придавал особое значение наличию у кандидатов научных знаний, умения применять их. Ум, талант, образованность индивида в сумме обусловливали его способность управлять, которая являлась, по мнению Г.Моска, доминирующим критерием отбора в элиту.
Хотя концепция элиты была сформулирована в начале ХХ века, многие ее положения сохранили свою актуальность по сей день. Естественно, по мере эволюции общества доступ в политическую элиту все меньше зависел от богатства и знатности, хотя и они не перестали иметь определенного значения. Все больше занятие лидирующих политических позиций стало зависеть от специальной подготовки кандидата, его индивидуальных качеств, поддержки политических партий и движений.
Необходимо развести понятия “властвующая элита” и "политическая элита”. Они соотносятся как целое и часть. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы непосредственно или опосредовано участвующие во властных процессах. Сюда входят политическая, экономическая, военная, идеологическая, научная и другие виды элит. Таким образом, политическая элита – это лишь часть властвующей элиты (или как ее еще называют правящего класса). Но, в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.
Итак, политическая элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом.
Существование политической элиты обусловлено следующими факторами:
-
Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации, компетентности, особых знаний и способностей;
-
Высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
-
Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
-
Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
-
Отчужденностью большинства граждан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нравственным и организаторским качествам и способностям к управленческой деятельности.
Таким образом, в основе деления общества на политическую элиты и массы лежат объективные факторы политического, социального и экономического характера.
Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтом политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит управление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.
Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны и сложны. На их содержание большое влияние оказывает существующий в стране политический режим, складывающаяся международная обстановка и др.
Рассмотрим лишь наиболее существенные функции, выполняемые политической элитой: стратегическую, коммуникативную, организаторскую и интегративную.
Содержание стратегической функции заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ.
Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты – парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.
Выполнение политической элитой стратегической функции требует от нее не только высокого уровня компетенции и профессионализма, но также смелости и решительности. Особенно тогда, когда большая часть господствующего слоя не согласна с ее стратегическим планом.
Успешная реализация стратегической функции политической элитой определяется не только качественным кадровым составом, привлекаемых к выработке политического курса страны, но и зависит от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. А это уже задача коммуникативной функции.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам.
Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, справедливость и др.).
Выполнение данной функции требует от представителей политической элиты определенных качеств, в частности: умения общаться с большими массами людей, способности четко и конкретно отвечать на задаваемые вопросы, таланту так изложить программу развития общества, чтобы она вызвала одобрение и энтузиазм людей.
Суть организаторской функции заключается в способности политической элиты обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:
- законодательные (принятие законов и других нормативных актов парламентом, правительством, президентом);
- мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);
- регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов – материальных, людских, финансовых);
- координирующие (координация центральных и региональных действий);
- контролирующие и др.
Сущность интегративной функции состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической системы, в недопущении острых конфликтов. Важным содержанием этой функции является сплочение различных слоев населения на основе гармонизации их социальных интересов, сотрудничества и взаимодействия всех сил в обществе. Главная задача политической элиты в рамках выполнения этой функции – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного политического режима, политической системы данного общества.