Политическая элита: структура и системы отбора.
Современная политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается в зависимости от конкретной страны и сложившихся социально-политических условий. Все это обуславливает сложность и многообразие ее классификаций (см. схему)
По уровню компетенции различают национальную, региональную и местную элиту.
По месту в системе власти выделяют правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита).
По объему властных полномочий элита делится на высшую, среднюю и административную.
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближайшее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающие наиболее значимые для общества политические решения.
Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения.
Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Административная элита примыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Социологические исследования бюрократии показывают, что это относительно автономный, внутренне сплоченный слой, предназначенный для исполнительской деятельности, однако на деле обладающий большим влиянием на политику.
-------------------------------------------------
Классификации политической элиты
--------------------------------------------------
Основания
Уровень компетенции Место в системе власти Объем властных полномочий
Национальная Правящая Высшая
Региональная Оппозиционная Средняя
(контрэлита)
Местная Административная
Схема
Системы отбора в элиту
Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора лиц для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом, как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?
Существует две основные системы отбора, рекрутирования элиты: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система более характерна для демократических государств. Система гильдий – для авторитарных и тоталитарных государств, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере.
Для системы гильдий характерны:
-
Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты из ниже стоящих слоев самой элиты, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;
-
Наличие высоких требований для занятия должностей. Это могут быть возраст, стаж работы, образование, партийность, национальность, характеристика руководства и т.д.;
-
Небольшой, закрытый круг селектората (людей осуществляющих отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.п.;
-
Кооптация, назначение сверху как главный способ занятия руководящих должностей;
-
Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.
Антрепренерская система во многом противоположна системе гильдий и характеризуется:
-
Открытостью, возможностью для представителей различных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;
-
Небольшим количеством формальных требований;
-
Широким кругом селектората, который может включать в себя всех избирателей страны; высокой конкурентностью отбора, остротой соперничества в соответствии с избирательными законами
-
Первостепенной значимостью личностных качеств, общественной активности, умением увлечь привлекательными идеями и программами;
-
Возможностью достижения определенной пропорциональности представления в элите различных социальных групп населения, политических партий и движений.
Обе системы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Антрепренерская система больше ценит выдающихся личностей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время ее определенными недостатками являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.
К числу сильных сторон системы гильдий относится уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии, низкая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы – консенсус. Профессиональный опыт, преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму. Она затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, выражающейся в ее неспособности выполнять руководящие функции в социальной системе, ее отрыву от общества и превращению в привелигерованную касту.
Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы ее рекрутирования, но и политической ориентации ее членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты.