Рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу уяснить понятие «гражданское общество», взгляды Аристотеля, М.Т. Цицерона, Ш.-Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Бакунина, Вл. Соловьева о гражданском обществе - гражданское общество как форма общности людей в неполитическом бытии, как форма разрешения противоречий между государством, личностью и социальными образованиями.
Уметь характеризовать черты гражданского общества, условия существования гражданского общества: свобода личности, частная собственность, рынок, независимые политические силы, демократия, правовое социальное государство, общественный контроль, мировоззренческий плюрализм.
При подготовке ко второму вопросу уделить внимание генезису политических партий, основным историческим формам развития политических партий (кружки, клубы, группировки, массовые организации), социальной базе и составу, политической платформе, идеологической ориентации партий, функциям политических партий, их структуре. А также:
- классификации политических партий: а) доктринальные, прагматические, харизматические; б) пролетарские, аграрные, буржуазные, мелкобуржуазные; в) этнические; г) социально-демографические; д) культурологические; е) эволюционистские, реформаторские, революционные; ж) правящие и оппозиционные; з) легальные и нелегальные; и) партии-лидеры, партии-аутсайдеры; к) кадровые, массовые, строго централизованные;
- сущности и разновидности партийных систем, основным тенденциям в развитии партий и партийных систем;
- общественным движениям и организациям как субъектам и объектам политики («традиционные» общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские и т.п.), «новые» организации и движения (экологические, гражданские, инициатив, альтернативные), общественные и народные фронты, коалиции общественно-политических организаций).
При подготовке к третьему вопросу сосредоточить внимание на существующих в современной России и законно оформленных основах избирательной системы. Уметь охарактеризовать электоральную систему Российской Федерации.
При подготовке к третьему вопросу уяснить понятия «объект», «субъект» политических отношений (личность, социальные группы, социальные общности, народы и нации как «первичные» субъекты политической жизни; политические партии; общественные организации и движения как «вторичные» субъекты политических отношений; государство как субъект и объект политической деятельности).
При подготовке к четвёртому вопросу особое внимание уделить:
- политическим элитам (общее определение и причины существования политических элит; теория элит Г. Моски; элитарные концепции В. Парето, Р. Михельса; основные направления современной элитарной теории: теории демократического элитаризма, концепции плюрализма элит, леволиберальные концепции).
- бюрократии как субъекту политики;
- понятию групп интересов, функциям групп интересов, типологии групп интересов, а также цивилизованному и нецивилизованному лоббизму и корпоративизму:
- уяснить понятие политического лидерства, типы лидерства, функции лидера, культу личности, тенденциям развития политического лидерства в современной России.
Тема № 7. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ
План семинара № 6. Политическая культура. Политическое сознание
(2 часа).
- Политология учебно-методический комплекс дисциплины
- Цель изучения дисциплины…………………………………………………..…...4
- Требования гос впо к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Политология» для всех специальностей
- Тематические планы тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план аудиторных занятий по дисциплине "Политология" для студентов заочной формы обучения всех специальностей
- Программа дисциплины
- Тема 1. Политология как наука. Идейные основы политологии
- Тема 2. Политическая власть
- Тема 3. Политическая система общества
- Тема 4. Политические институты
- Тема 5. Гражданское общество
- Тема 6. Социальные субъекты политики
- Тема 7. Социокультурные основы политики
- Тема 8. Политические процессы и отношения
- Тема 9. Мировая политика и международные отношения
- Тема 10. Методология познания политической реальности
- Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендации студентам заочной формы обучения по выполнению рефератов
- Тематика рефератов
- Вопросы для подготовки к зачёту
- Рекомендуемая литература Основная литература:
- Дополнительная литература: