Рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на становление и развитие мировой политической мысли от античности до современных дней. Изучение следует начать с античной политической мысли (Платон, Аристотель), уяснить особенности христианской политической мысли Средневековья (учение Ф. Аквинского), проанализировать проблемы политики и права в эпоху Возрождения, уделив внимание Н. Макиавелли как видному политическому мыслителю. После этого перейти к уяснению социально-политических идей эпохи первых буржуазных революций.
Рассматривая эпоху Просвещения, уделить внимание политическим идеям Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье об основаниях политики, Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете и демократической республике.
При рассмотрении философско-правовых концепций классиков немецкой философии, обратить внимание на идеи И. Канта, Г. Гегеля.
Уяснить основные школы и течения политической мысли XIX – начала XX в.: либерализм (И. Бентам); позитивистская социология политики (О. Конт); исследование проблем политики А. Токвилем; «Органическая теория» Г. Спенсера; теория «господствующего класса» и «элиты» (Г. Моска, В. Парето); теория олигархизации массовых политических партий Р. Михельса; власть и государство, бюрократия в трудах М. Вебера; политическая доктрина неоконсерватизма; политические концепции современного либерализма; либерально-демократическая модель общественно-политического устройства; «Новая» западная политологическая наука; бихевиористические подходы; структурно-функциональный анализ власти Т. Парсона; психоаналитическая школа.
При подготовке ко второму вопросу изучение русской политической традиции следует начинать с политических учений периода образования централизованного государства (теория «Москва – третий Рим», Иван Пересветов). Далее вникнуть в идеи просвещенного абсолютизма; политические взгляды Н.И. Новикова, С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева, П.И. Пестеля («Русская правда»), Н.М. Муравьева («Конституция»); становление западничества и славянофильства; революционный демократизм В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.
Анализу подлежат анархические и анархо-синдикалистские теориии (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин); народнические взгляды на политику (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев); политико-религиозные и либерально-демократические концепции в России (В. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев); Г.В. Плеханов о политических факторах прогресса.
Особое внимание следует уделить большевизму как политической теории и практики; марксистской концепции политики в контексте истории мировой политической мысли; политическим идеям В.И. Ленина; концепции тоталитаризма в трудах И.В. Сталина, а также современным российским политологическим школам.
Тема № 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Семинар № 2. Политическая жизнь и властные отношения (2 часа)
- Политология учебно-методический комплекс дисциплины
- Цель изучения дисциплины…………………………………………………..…...4
- Требования гос впо к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Политология» для всех специальностей
- Тематические планы тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план
- Тематический план аудиторных занятий по дисциплине "Политология" для студентов заочной формы обучения всех специальностей
- Программа дисциплины
- Тема 1. Политология как наука. Идейные основы политологии
- Тема 2. Политическая власть
- Тема 3. Политическая система общества
- Тема 4. Политические институты
- Тема 5. Гражданское общество
- Тема 6. Социальные субъекты политики
- Тема 7. Социокультурные основы политики
- Тема 8. Политические процессы и отношения
- Тема 9. Мировая политика и международные отношения
- Тема 10. Методология познания политической реальности
- Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Вопросы для обсуждения
- Темы для сообщений (рефератов)
- Рекомендуемая литература
- Рекомендации по подготовке к семинару
- Рекомендации студентам заочной формы обучения по выполнению рефератов
- Тематика рефератов
- Вопросы для подготовки к зачёту
- Рекомендуемая литература Основная литература:
- Дополнительная литература: