42. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
Если говорить о функциях и задачах, вытекающих из взаимодействия гражданского общества и государства в развитых странах Запада, то они характеризуются следующими моментами: продуцирование норм и ценностей, которые государство затем легализует, скрепляет своей санкцией; интегрирование общества, в основе которого лежит свободное формирование, развитие и разрешение конфликтов интересов многообразных общественных групп (при отсутствии доминирования централизованной государственной власти); образование среды, социальной атмосферы, в которой формируются активные, самостоятельные и независимые индивиды. Исходя из опыта западных стран, обществу не следует ожидать от политики гармоничности. Понятие общественного интереса неоднозначно; ссылки на объективные классовые интересы и исторические параллели больше не пользуются доверием. Важным является также создание нового стандарта лидерства, чтобы утвердить и укрепить центральную роль общественного интереса как более важного, чем личные интересы политиков и управленцев. Эти изменения не могут произойти за один день. Даже когда они состоятся, им придется уделять постоянное внимание. Граждане стран с давними традициями либеральной демократии могли убедиться в этом на собственном опыте. Их все меньше устраивает поведение политиков, но это чувство уравновешивает сохраняющаяся у них уверенность в том, что институтыгосударства и гражданского общества в принципе действуют правильно. Гражданам России следует признать, что конфликты — нормальное, а иногда и полезное явление. Политические конфликты могут быть опасными, но их подавление еще опаснее для будущего общества. И рыночную конкуренцию, и конфликты в политической сфере следует ограничивать рамками, которые установлены законом, признающим главным правилом переговоры и компромиссы. В этом контексте надо особо подчеркнуть необходимость высоких стандартов управленияобщественными делами. При всей важности институциональных структур сохраняется потребность в убежденных публичных политиках-личностях. Обществу, в котором отсутствует доверие, может не грозить близкий развал, но оно не в состоянии воспользоваться всеми возможностями, таящимися в демократии и рыночной экономике.
В России в начале XX в. попытались решить «великую социальную задачу», которая в наиболее развитом виде была сформулирована К. Марксом: преодолеть буржуазный дуализм раздельного существования гражданского общества и государства, человека (как частного лица — собственника, бюргера) и гражданина. Однако вопреки марксистским прогнозам о сужении политической сферы и государственной регламентации, в советской России развернулся прямо противоположный процесс поглощения общества государством. Резко усилился рост политизации и бюрократизации общества, и в первую очередь его экономических структур. Экономические решения, являющиеся основой для функционирования гражданского общества, принимались не рыночным, а исключительно политическим путем. Поскольку политическая власть отменила частную собственность, ликвидировала право на собственность, исчезали и носитель гражданского общества — человек-собственник, и граж-данские функции самого общества. Государственные структуры оставались единственным органом распределения собственности, что закономерно привело к складыванию административно-командной системы, замыкающей на себя индивида и общество в качестве единственного выразителя их интересов. В сегодняшней России экономическая сфера разрывает узы жесткой регламентации со стороны государства. Рынок и частная собственность требуют институционального обособления экономической и политической сфер общественной жизни, т.е. развития и укрепления гражданского общества и правовогогосударства. Новый институциональный порядок влечет за собой и легитимацию его структурных элементов, включая человека и гражданина, придавая юридический характер его практическим императивам. В связи с этим не случайным было появление в Конституции Российской Федерации (1993) нового раздела с юридически введенным делением прав человека и прав гражданина, так как в практической деятельности реальный индивид удовлетворяет свои потребности (как человек гражданскогообщества) и координирует поведение со своими согражданами на основе четких договоров и соглашений (как гражданин правового государства). Для усиления гражданского начала, ослабления государственного патернализма сегодня формируется механизм саморегулирования, решаются первостепенные задачи демонополизации экономики, разгосударствления, приватизации, т. е. решаются вопросы практического перехода к рыночной экономике. На этом пути между новыми гражданскими структурами и государственной властью складываются непростые взаимоотношения. Государственный аппарат всегда стремится расширить свои полномочия, оттесняя на политическую периферию гражданские ассоциации. Как считает английский политолог Р. Саква, незавершенная демократизация в России породила некий гибрид, соединивший демократию и авторитаризм, что было названо им «режимной системой правления». Режимная система, сузив роль парламента и судебной власти, смогла в значительной мере обезопасить себя от неожиданностей электоральной борьбы и оградить себя от контроля гражданских институтов. Взаимодействие государства с обществом при режимной системе строится по принципу властвования и подвластности. Структурные элементы общества здесь представляют собой совокупность подданных, которых необходимо держать в рамках со-циального контроля со стороны власть имущих. Нельзя отрицать того, что в правящей политической элите есть и немало влиятельных сторонников демократического функционирования государственныхинститутов. В президентских структурах осознают необходимость создания условий, способствующих более активному формированию гражданских объединений и их вовлечению в сферу управления социальными процессами. По мнению Президента России, необходимо продолжать «работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране», которое «немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую - обязанность государства. …Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина. А в конечном счете, только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства».
- 63,,1. Понятие политического процесса.
- 2. Особенности политического процесса в России.
- 3. Субъекты политического процесса в России.
- 4. Роль политической власти в России.
- 5. Кризисы легитимности власти в России и способы их урегулирования.
- 6. Этапы становления современного российского государства.
- 8. Реформа политической власти 2000 года.
- 9. Реформа политической власти 2004 года.
- 10. Отличительные особенности современной российской политической системы.
- 11. Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 12. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 13. Политические кризисы в современной России.
- 14. Политический режим современной России: режим в.Путина.
- 15. Политические конфликты в современной России и способы их урегулирования.
- 16. Особенности российского политического менталитета.
- 17. Реализация прав и свобод в России.
- 18. Тенденции в политическом лидерстве современной России.
- 19. Динамика социальной стратификации в России и ее влияние на политический процесс.
- 20. Социальное государство в России: опыт становления.
- 21. Практика становления правового государства в современной России.
- 22. Легитимность политической власти в современной России.
- 23. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
- 24. Геополитическое положение современной России.
- 25. Особенности российского федерализма.
- 26. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в России: сдержки и противовесы.
- 27. Форма территориального устройства России.
- 28. Форма правления российского государства.
- 29. Возникновение и деятельность института президентства в России.
- 30. Группы интересов как субъекты российской политики.
- 31. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 32. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 33. Правительство Российской Федерации.
- 34. Местное самоуправление в современной России.
- 35. Судебная власть в Российской Федерации.
- 36. Лоббизм в современной России.
- 37. Революция как вид политического процесса: специфические особенности российских революций.
- 38. Система мер борьбы с терроризмом в современной России.
- 39. Современная экономическая политика России.
- 40. Условия становления гражданского общества в современной России.
- 41. Формирование федеральной элиты.
- 42. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
- 43. Региональная политическая элита России.
- 44. Политическая культура современной России.
- 46. Этнополитическая ситуация в современной России.
- 47. Функционирование партийной системы России.
- 48. Приоритеты внешней политики современной России.
- 49. Популизм в современной России.
- 50. Политические партии в современной России.
- 51. Обеспечение национальной безопасности РоссийскойФедерации.
- 52. Межэтнические конфликты и пути их разрешения в современной России.
- 53. Модели российской модернизации.
- 54. Особенности современной российской политической модернизации
- 55. Российская модель демократизации.
- 56. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.
- 57. Особенности демократического процесса в России.
- 58. Пропорциональная избирательная система и практика ее использования в России.
- 59. Основные тенденции развития политического сознания в современной России.
- 60. Военная доктрина Российской Федерации.