16. Особенности российского политического менталитета.
Существуют различные трактовки политического менталитета: это и представления и убеждения, присущие определенной социальной общности; это и совокупность установок, которые предполагают активное восприятие окружающей действительности как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; это и особого рода конструкт «коллективного бессознательного».
Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реальности, ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер, политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.
Понятию «политический менталитет» близко понятие «политическое сознание». Несмотря на терминологическую нечеткость, большинство авторов едино во мнении, что и политическое сознание, и политический менталитет представляют собой восприятие и интерпретацию субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, включают идеи, теории, взгляды, представления, чувства, настроения, иллюзии, заблуждения, традиции, обычаи, привычки масс людей, являющиеся отражением политики и политических отношений.
В то же время политический менталитет может быть представлен как система, включающая политическое сознание и социальные представления в их функциональной полноте, но, кроме этого, еще и аффективные компоненты психики, определяющие виды переживания, формы политической активности и способы репрезентации политической составляющей картины мира.
Различные социальные общности в России обладают собственным политическим менталитетом. Однако существуют и некоторые базовые представления, ценности и установки, присущие на уровне повседневности значительной части российского общества.
В российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти. Народ не столько поручает власти выполнение каких-либо функций, сколько вручает ей свою судьбу. На этой основе в российском политическом менталитете утвердился в качестве ценности и базовой установки патернализм.
Государственное попечительство рассматривается как «благо» и обязанность властей перед обществом (народом). Вместе с тем патернализм, порождая иждивенческие настроения в обществе и приучая его к пассивному выжиданию, ослабляет самостоятельную энергию частных лиц. В качестве идеала государственной власти российский политический менталитет санкционирует в первую очередь власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную). Этот «образ» власти ориентирован на умеренный авторитарный идеал, который всегда сочетается с коллективным демократизмом охлократического толка. В силу этого в политическом менталитете сложилось двоякое отношение к авторитету. С одной стороны, - вера в авторитет, часто наделяемый харизматическими чертами, и, соответственно, ожидание от него «чуда», сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться авторитету. С другой - убеждение в том, что авторитет сам должен служить «общему делу», национально-государственной идее. Отсюда направленность российского политического менталитета на контроль за деятельностью авторитета через постоянное соотнесение ее с «общим делом», которое сообща переживается людьми. Если авторитет осуществляет деятельность вразрез с этими переживаниями, то его, как правило, свергают, а иногда и жестоко с ним расправляются. Поэтому политические лидеры в России, уходя в отставку, вначале подвергаются резкой критике, а затем погружаются в политическое небытие.
Для российского политического менталитета характерным является культ государственной власти, преклонение перед ней как воплощением силы и господства. Такая фетишизация государственной власти порождает этатизм, причем не в западном, а, скорее, в восточном смысле. Этатизм основывается на том, что российское государство, наделяющееся сверхъестественными свойствами, рационально воспринимается как создатель российской действительности.
Еще одной характеристикой российского политического менталитета является отождествление государства с большой семьей. Отсюда вытекает понимание общенародного единства как духовного родства и стремление заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями. С этой точки зрения характер отношения государства и индивида в России в отличие, например, от Запада определяется не столько соглашением подданных и государственной власти в соблюдении законов, сколько молчаливым сговором о безнаказанности при их нарушении.
В российском политическом менталитете государственная власть ставится выше закона, что формирует такую политическую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти.
Базовой ценностью политического менталитета россиян выступает порядок. В силу этого большинство граждан чувствуют себя комфортно лишь в ситуации определенности, где существуют конкретные предписания, что и как делать. Ситуация неопределенности, где «разрешено все, что не запрещено законом», допускается свобода выбора и свобода действий, раздражает. Такая ситуация оценивается в российском обществе как «непорядок».
В российском обществе эти предписания наделяются еще и политическим смыслом: тот или иной способ жизнедеятельности должен быть разрешен «сверху» инструкциями, стандартами, законами и т. д. Социально-политические предписания должны касаться всех сторон жизни человека, и чем больше предписаний, шире сфера их деятельности, и, соответственно, меньше свободы выбора - тем больше порядка в обществе. Поэтому в российском менталитете социальный порядок неразрывно связывается с государством, роль которого состоит в упорядочении всех общественных отношений. Чем больше государство издает разного рода законов и инструкций, принимает постановлений и решений, чем детальнее регламентируют они все стороны жизни общества и индивида, тем тверже и надежнее кажется русскому человеку порядок.
Изменение менталитета («сдвиг ментальности») в относительно устоявшемся современном мире определяются в значительной мере следующими условиями: степень аморфности или сформированности политической системы, наличие и уровень социальной аномии, выраженность демократических или авторитарных норм, формы власти и соотношение ее ветвей, особенности информационного пространства и т. д.
Исследователи отмечают особую форму проявления российского политического менталитета – советскую ментальность, которая сформировалась в ходе адаптации российской ментальности к коммунистической идеологии и в процессе восприятия общественным сознанием советской действительности. С середины 1990-х гг. наблюдается улучшение отношений общества к советскому прошлому, вызванное тяжелыми последствиями реформ. Как отмечает В.Никонов, «в обществе все отчетливее проявляется стремление к консолидации, согласию, обозначению исторической преемственности». Но речь скорее идет о возвращении не к советским, а к российским, добольшевистским ценностям, которые в сочетании с формирующимися современными в конечном итоге и будут определять будущее российского политического менталитета.
- 63,,1. Понятие политического процесса.
- 2. Особенности политического процесса в России.
- 3. Субъекты политического процесса в России.
- 4. Роль политической власти в России.
- 5. Кризисы легитимности власти в России и способы их урегулирования.
- 6. Этапы становления современного российского государства.
- 8. Реформа политической власти 2000 года.
- 9. Реформа политической власти 2004 года.
- 10. Отличительные особенности современной российской политической системы.
- 11. Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 12. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 13. Политические кризисы в современной России.
- 14. Политический режим современной России: режим в.Путина.
- 15. Политические конфликты в современной России и способы их урегулирования.
- 16. Особенности российского политического менталитета.
- 17. Реализация прав и свобод в России.
- 18. Тенденции в политическом лидерстве современной России.
- 19. Динамика социальной стратификации в России и ее влияние на политический процесс.
- 20. Социальное государство в России: опыт становления.
- 21. Практика становления правового государства в современной России.
- 22. Легитимность политической власти в современной России.
- 23. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
- 24. Геополитическое положение современной России.
- 25. Особенности российского федерализма.
- 26. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в России: сдержки и противовесы.
- 27. Форма территориального устройства России.
- 28. Форма правления российского государства.
- 29. Возникновение и деятельность института президентства в России.
- 30. Группы интересов как субъекты российской политики.
- 31. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 32. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 33. Правительство Российской Федерации.
- 34. Местное самоуправление в современной России.
- 35. Судебная власть в Российской Федерации.
- 36. Лоббизм в современной России.
- 37. Революция как вид политического процесса: специфические особенности российских революций.
- 38. Система мер борьбы с терроризмом в современной России.
- 39. Современная экономическая политика России.
- 40. Условия становления гражданского общества в современной России.
- 41. Формирование федеральной элиты.
- 42. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
- 43. Региональная политическая элита России.
- 44. Политическая культура современной России.
- 46. Этнополитическая ситуация в современной России.
- 47. Функционирование партийной системы России.
- 48. Приоритеты внешней политики современной России.
- 49. Популизм в современной России.
- 50. Политические партии в современной России.
- 51. Обеспечение национальной безопасности РоссийскойФедерации.
- 52. Межэтнические конфликты и пути их разрешения в современной России.
- 53. Модели российской модернизации.
- 54. Особенности современной российской политической модернизации
- 55. Российская модель демократизации.
- 56. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.
- 57. Особенности демократического процесса в России.
- 58. Пропорциональная избирательная система и практика ее использования в России.
- 59. Основные тенденции развития политического сознания в современной России.
- 60. Военная доктрина Российской Федерации.