53. Модели российской модернизации.
В зависимости от используемого механизма модернизации в политологической литературе принято выделять следующие типы этого процесса:
- «органическая», или «первичная», характерная для таких стран, как Великобритания, США, Канада, некоторые другие европейских стран (модернизационное ядро) и осуществляемая преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов;
- «неорганическая» или «вторичная», «отраженная», «модернизация вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.), основным фактором которой выступают социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом - имитационные процессы.
В соответствии с другой типологией выделяется три типа модернизации:
- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);
- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.
Задача осмысления модернизационных процессов в России способствует появлению новых терминов, имеющих целью обосновать своеобразие российского варианта модернизации. Так, А.А.Кара-Мурза и А.Г.Вишневский предлагают использовать термин «консервативная модернизация», под которой они понимают такую модель, которая ориентирована на сохранение или медленную трансформацию традиционных ценностей, институтов и отношений.
В свою очередь С.Н.Гавров предлагает рассматривать с учетом российской специфики в качестве основных две модели: либеральную и имперскую. В России сложилась устойчивая воспроизводимая амбивалентная (двойственная) ситуация, при которой социокультурные основания российской цивилизации определяются маятниковым циклом, где доминанта имперской модели модернизации чередуется с компонентой модели либеральной. При этом модернизационный процесс имеет свою устойчивую доминанту – имперскую модель модернизации.
Российская имперская модель является идеократической, связанной с великой мессианской идеей. Наличие устойчивого и постоянно воспроизводимого имперского сознания делает возможным как успешное строительство империи, так и ее перманентное возрождение. Имперская модернизация осуществляется во имя стабилизации и консервации базовых характеристик империи, ее успешное проведение способствует решению задач имперского строительства и воспроизводства в новых исторических и социокультурных условиях.
Под либеральной моделью понимается такой тип восприятия культурно-цивилизационного опыта Запада, который предполагает трансформацию российского общества в либеральном направлении. Однако, импортирование западных институтов – представительной демократии, избирательной системы, прав человека, судопроизводства – получили в России преимущественно имитационные формы, что не только кардинально меняло их изначальное содержание, но и уменьшало их устойчивость перед антимодернистскими тенденциями.
Одной из интерпретаций российских реформ стала концепция «нового русского феодализма», получившая распространение среди зарубежных и отечественных обществоведов. Попытку обобщить дискуссию о данной концепции предпринял английский исследователь Д.Лестер, который выделил наиболее важные характеристики данного феномена:
- абсолютное доминирование частных интересов над публичными не только на уровне повседневности, но и в предпочтениях и поведении государственных служащих - от бюрократов до политиков;
- тесное переплетение собственности и власти;
- преобладание личных связей, основанных на все более неформальных (или неинституционализированных) отношениях в политической, социальной и экономической сферах;
- всеобщее господство бартера на всех уровнях социума - от производственных коллективов до сферы государственного управления;
- рост насилия, заставляющий людей все больше полагаться на собственные силы, вплоть до создания приватных армий теми, кто обладает достаточными средствами;
- «провинциализация» страны, т.е. резкое ослабление тенденции к интеграции во всех сферах жизни;
- неспособность к достижению компромисса и согласия в политической сфере, поскольку в результате усиления интриг ставки в борьбе за власть часто оказываются очень высокими;
- все более явная трансформация политических партий и ассоциаций из формы артикуляции и агрегации интересов в орудия достижения частных целей и продвижения во власть отдельных политиков;
- формирование «государства в государстве» в высших эшелонах власти как средство обеспечения безопасности и личного благосостояния.[5]
Все перечисленные модели в той или иной степени объясняют модернизационные процессы, инициируемые российскими реформаторами в различные исторические периоды.
- 63,,1. Понятие политического процесса.
- 2. Особенности политического процесса в России.
- 3. Субъекты политического процесса в России.
- 4. Роль политической власти в России.
- 5. Кризисы легитимности власти в России и способы их урегулирования.
- 6. Этапы становления современного российского государства.
- 8. Реформа политической власти 2000 года.
- 9. Реформа политической власти 2004 года.
- 10. Отличительные особенности современной российской политической системы.
- 11. Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 12. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 13. Политические кризисы в современной России.
- 14. Политический режим современной России: режим в.Путина.
- 15. Политические конфликты в современной России и способы их урегулирования.
- 16. Особенности российского политического менталитета.
- 17. Реализация прав и свобод в России.
- 18. Тенденции в политическом лидерстве современной России.
- 19. Динамика социальной стратификации в России и ее влияние на политический процесс.
- 20. Социальное государство в России: опыт становления.
- 21. Практика становления правового государства в современной России.
- 22. Легитимность политической власти в современной России.
- 23. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
- 24. Геополитическое положение современной России.
- 25. Особенности российского федерализма.
- 26. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в России: сдержки и противовесы.
- 27. Форма территориального устройства России.
- 28. Форма правления российского государства.
- 29. Возникновение и деятельность института президентства в России.
- 30. Группы интересов как субъекты российской политики.
- 31. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 32. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 33. Правительство Российской Федерации.
- 34. Местное самоуправление в современной России.
- 35. Судебная власть в Российской Федерации.
- 36. Лоббизм в современной России.
- 37. Революция как вид политического процесса: специфические особенности российских революций.
- 38. Система мер борьбы с терроризмом в современной России.
- 39. Современная экономическая политика России.
- 40. Условия становления гражданского общества в современной России.
- 41. Формирование федеральной элиты.
- 42. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
- 43. Региональная политическая элита России.
- 44. Политическая культура современной России.
- 46. Этнополитическая ситуация в современной России.
- 47. Функционирование партийной системы России.
- 48. Приоритеты внешней политики современной России.
- 49. Популизм в современной России.
- 50. Политические партии в современной России.
- 51. Обеспечение национальной безопасности РоссийскойФедерации.
- 52. Межэтнические конфликты и пути их разрешения в современной России.
- 53. Модели российской модернизации.
- 54. Особенности современной российской политической модернизации
- 55. Российская модель демократизации.
- 56. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.
- 57. Особенности демократического процесса в России.
- 58. Пропорциональная избирательная система и практика ее использования в России.
- 59. Основные тенденции развития политического сознания в современной России.
- 60. Военная доктрина Российской Федерации.