§ 4. Идеологический монизм и закрытость системы
Партийному монизму соответствует монизм идеологический, который пронизывает всю иерархию властных отношений от главы государства и партии вплоть до самых низших звеньев власти и ячеек общества. Так, в сталинском варианте тоталитаризма мифологизированный марксизм стал идеологической основой партийно-государственного тоталитарного режима. Этот марксизм обосновал миф, согласно которому коммунистическая партия, возглавившая классовую борьбу трудящихся и угнетенных, начала и совершила пролетарскую революцию и встала на рельсы социалистического строительства, тем самым проложив путь к светлому будущему -коммунизму. Следовательно, именно ей должна принадлежать вся полнота государственной власти. В данном вопросе мало чем отличалась позиция руководителей и идеологов фашизма, которые считали, что только исключительно национал-социалистическая партия вправе быть единственным носителем власти и вершителем судеб Германии.
В обеих главных разновидностях тоталитаризма все без исключения ресурсы, будь то материальные, человеческие или интеллектуальные, направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха в одном случае и светло-голубого коммунистического царства всеобщего счастья - в другом. В отличие от традиционных систем, ориентированных в прошлое, тоталитаризм устремлен в будущее. Единая универсальная цель обусловливает единую моноидеологию в лице государственной идеологии, и сконструированные на ее основе политические ориентации, установки, принципы, которые с помощью разветвленной сети средств массовой информации и пропаганды, семьи, школы, церкви и т.д. настойчиво внедряются в сознание широких масс, призваны обосновать и объяснить реальную действительность в соответствующих терминах, преодолеть препятствия, стоящие на пути достижения этой цели, для чего используются все средства. Все, что не согласуется с единомыслием в отношении данной цели, предается анафеме и ликвидируется. В результате все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое следует вырывать с корнем. В силу своей органической связи с политической борьбой споры тоталитаризма с другими философскими школами, идейными течениями и обществоведческими направлениями неизменно приобретали политическое содержание. Это определяло нетерпимость приверженцев тоталитаризма к позициям и аргументам оппонентов - представителей других течений и направлений, фанатичность в отстаивании собственных позиций и принципов. Отсюда провозглашенный большевиками принцип "кто не с нами - тот против нас" или "если враг не сдается, его уничтожают". В подобном же духе в одном из своих выступлений в 1925 г. Гитлер говорил о том, что в борьбе возможен только один исход: либо враг пройдет по нашим трупам, либо мы пройдем по его.
Тоталитарное государство использовало всю свою мощь для утверждения мифологизированной версии своей идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения. Она была превращена, по сути дела, в своего рода государственную религию со своими догмами, со священными книгами, святыми, апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией и т.д. Здесь государство представляет собой чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Это, по удачному выражению Н. Бердяева, "обратная теократия". Здесь все сводится к тому, чтобы добиться единства человека-массы, общества, государства, партии, слитности всех структур общественного бытия.
Тоталитарный вариант утопической политической философии постулирует идентичность индивидуальных и коллективных целей. Обещая, что моральные цели индивидуальных людей будут выполнены по мере выполнения целей народа, нации, страны, государства и т.д., "совершенному обществу, - писал П.И. Новгородцев, - прописывается значение высшей нравственной основы, которая дает человеку и полноту бытия, и смысл существования. Общественное начало получает абсолютный характер. Преданность обществу заменяет религиозные стремления, обетование земного рая ставится на место религиозных чаяний". Отсюда — моральное совершенствование людей неразрывно связано с совершенствованием общества. Поскольку как индивидуальные, так и коллективные цели носят теологический характер, мораль состоит в выполнении целей, коренящихся в природе самого субъекта, как она определена соответствующей идеологией. Подобно средневековым законам индивидуальные цели должны быть найдены, а не сконструированы. Цели отдельного индивида даны в структуре общества, человека, истории. Индивид не может изменить их, он может лишь приспосабливаться к ним. Тоталитаризм коренится в той или иной разновидности утопической политической философии, преследующей цель морального реформирования с помощью политических или иных средств.
Абсолютизация некоторых основополагающих постулатов, сформулированных на основе капиталистических реальностей середины XIX в., их экстраполяция на всю предшествующую историю человечества и на его будущее предопределили ряд серьезных просчетов и сущностных ошибок при реализации марксистской модели. К тому же нужно отметить, что заземление, массовизация, "демократизация" любой идеи ведут к потере ее способности саморазвиваться, к приспособлению к усредненной психологии массы, энтропии познавательных потенций, прогрессирующей потере научности и достоверности. Пропорционально растут нетерпимость и закрытость этой системы, она во все более растущей степени становится достоянием жрецов, существующих благодаря ей и за ее счет.
Марксизм, по сути дела рассматриваемый как завершение всей мировой философии, был выведен из-под критики, а его положения сделаны критериями оценки всех остальных философских систем. Уже Ф. Энгельс и тем более наиболее преданные последователи основоположников марксизма заложили прочный фундамент позиции, ставящей К. Маркса вне критики и тем самым - в неприкосновенного пророка нового учения. "Маркс, - писал, например, Ф. Энгельс, - настолько превосходит всех нас своей гениальностью, своей чуть ли не чрезмерной научной добросовестностью и своей баснословной ученостью, что если бы кто-либо попытался критиковать его открытия, он только обжегся бы при этом. Это возможно будет только для людей более развитой эпохи". Тем самым Маркс приобретал как бы статус святого отца "церкви", а его произведения - статус священного писания, не подпадающего под общепринятые правила и нормы рационального критического анализа. Что касается марксизма-ленинизма советского периода, то он приобрел атрибуты фундаментализма с его фанатизмом, буквализмом и эсхатологизмом.
Статус религиозной веры с существенными элементами мистицизма и даже спиритуализма приобрела фашистская идеология, особенно в ее нацистской ипостаси. Ее священными книгами стали работа X. Чемберлена "Основы девятнадцатого века", которую гитлеровская газета "Фелькишер беобахтер" в 1925 г. назвала "евангелием нацистского движения", "Миф двадцатого века" А. Розенберга и др. Разумеется, над всеми ними стояла "Майн кампф" А. Гитлера, предлагавшаяся в качестве идейно-политической платформы "тысячелетнего рейха". Показательно, что почти во всех немецких семьях она выставлялась на почетное место в доме; считалось почти обязательным дарить ее жениху и невесте к свадьбе и школьнику после окончания школы.
- Обновление
- К.С. Гаджиев
- Спонсор программы -
- Глава I политология как самостоятельная научная дисциплина
- § 1. Предмет политической науки
- § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
- § 3. Политологическая традиция
- § 4. Формирование и институционализация политической науки
- § 5. Две тенденции в развитии политической науки
- § 6. Политическая наука после второй мировой войны
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава II методологические принципы политологии
- § 1. Триумф и кризис позитивизма
- § 2. Особенности научного подхода политической науки
- § 3. Политическая символика и политико-культурный подход
- § 4. Объяснение или понимание
- § 5. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании
- § 6. Системность политической науки
- § 7. Язык и понятийно-категориальный аппарат политической науки
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава III социологические основания политики
- § 1. Вехи формирования концепции гражданского общества
- § 2. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- § 3. Плюрализм интересов и условия их реализации в сфере политического
- § 4. Консенсус и конфликт
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IV понятие политического: содержание и сущность
- § 1. Общая характеристика мира политического
- § 2. Государство и власть как основополагающие категории политического
- § 3. Место государства в мире политического
- § 4. Проблема соотношения нации и государства
- §5. Суверенитет и закон
- § 6. Власть и монополия на законное насилие
- § 7. Политическая система
- § 8. Опыт типологизации политических систем
- § 9. Политические режимы
- § 10. Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава V партии в системе властных отношений
- § 1. Факторы и условия формирования институционализации политических партий
- § 2. Политическая партия и ее функции
- § 3. Партии и заинтересованные группы
- § 4. Типологизация политических партий
- § 5. Новейшие тенденции в эволюции партий
- § 6. Избирательный процесс: механизм и процедура
- § 7. Избирательная кампания
- § 8. Основные типы избирательной системы
- § 9. О перспективах развития партийной системы в России
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VI теория демократии и принципы правового государства
- § 1. Демократия как принцип политической организации и жизнеустройства общества
- § 2. Конституционные основания демократии
- § 3. Капитализм и демократия
- § 4. Бюрократизм и демократия
- § 5. Основные характеристики правового государства
- Вопросы к главе
- Список рекомендуемой литературы
- Глава VII тоталитаризм: политический аспект
- § 1. Аннигиляция традиции
- § 2. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- § 3. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
- § 4. Идеологический монизм и закрытость системы
- § 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- § 6. Общие выводы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VIII перспективы российской государственности
- § 1. Грозит ли России неминуемая балканизация?
- § 2. От унитаризма к подлинному федерализму
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IX мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм
- § 1. Политическая философия и теория
- § 2. Соотношение политики и идеологии
- § 3. Общественно-политическая парадигма: понятие и основные характеристики
- § 4. Парадигма капитализма и ее важнейшие разновидности
- § 5. Консенсус как сущностная характеристика парадигмы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава X либерализм
- § 1. Истоки либерализма
- § 2. Классический либерализм
- § 3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма
- § 4. Упадок или возрождение либерализма?
- § 5. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере
- § 6. Государство, власть и демократия в идеях либерализма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XI консерватизм
- § 1. Сущность концепций консерватизма
- § 2. Новейшие течения консерватизма
- § 3. В чем состоит новизна современного консерватизма?
- § 4. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения
- § 5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XII социал-демократизм
- § 1. Идейные истоки социал-демократии
- § 2. Демократический социализм в современных условиях
- Вопросы к главе
- Литература
- Этика и политика
- §1. Сущность проблемы
- § 2. Политика как профессия и призвание
- § 3. Противоречие между равенством и свободой, реальным и идеальным
- § 4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XIV политическая культура
- § 1. Формирование политической культуры
- § 2. Основные характеристики политической культуры
- § 3. Политическая символика
- § 4. Религиозный аспект политической культуры
- § 5. О моделях политической культуры
- § 6. Либерально-демократическая модель политической культуры
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XV тоталитарно-авторитарная модель политической культуры
- § 1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания
- § 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания
- § 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- § 4. Особенности проявления тоталитарного сознания в нынешних условиях
- Послесловие к главе
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XVI средства массовой информации (сми) и политика
- § 1. Место и роль сми в политике
- § 2. Что такое "теледемократия"?
- § 3. Взаимоотношения сми и властных структур
- § 4. Сми в качестве инструмента "политического маркетинга"
- § 5. Сми и опросы общественного мнения
- § 6. "Театрализация" политического процесса
- Вопросы к главе
- Литература
- Гаджиев Камалудин Серажудинович политическая наука