§5. Суверенитет и закон
Современное государство немыслимо без идеи суверенитета. Для формирования национального государства в Новое время ключевое значение имела разработка идеи государственного суверенитета взамен положения, при котором каждый феодал считал себя полновластным сувереном на своей территории. Известный французский публицист периода религиозных войн на исходе средневековья Ж. Воден, сформулировавший этот принцип, считал основополагающим признаком государства суверенитет. По его мнению, государство есть право суверенной власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит. Государство образуется тогда, когда разрозненные члены сообщества объединяются под единой высшей властью, то есть суверенитетом.
Развивая эту мысль, Т. Гоббс утверждал, что государство получает свою законность, или легитимность, своего рода мандат на преодоление состояния войны всех против всех в результате соглашения между членами догосударственного сообщества людей. Возникшее на основе соглашения гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов. Как считал Руссо, потеряв свою естественную свободу, люди, боясь потерять свои прирожденные права, вступили в общественный договор. Этот договор призван обеспечить такую форму ассоциации, которая способна защищать и ограждать личность и имущество каждого из своих членов.
Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П.И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах "не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею".
Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность. Церковь, например, обладает той или иной формой власти и авторитетом, но она не является государством. Например, католическая церковь по всем признакам представляет собой организованную коллективность, она обладает верховной властью к делах веры, располагает администрацией, построенной по иерархическому принципу, но не связана с определенной территорией. Как подчеркивал Л. Дюги, "характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории".
С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.
Суверенитет призван обеспечить унификацию, единение, самоопределение и самосохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т.д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, "есть субъект и опора публичной власти". Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил.
Следует отметить, что такое жесткое определение суверенитета, восходящее к Т. Гоббсу, в XIX в. и особенно в XX в. в ходе ожесточенных дискуссий подверглось значительной модификации. Тезис о неограниченности был в некотором роде смягчен демократизацией общества и политической системы, в результате чего власть государства ограничивается властью и влиянием ряда общественных организаций и ассоциаций, таких как профсоюзы, церковь, заинтересованные группы и т.д. Особенно серьезной корректировке идея суверенитета, как будет показано ниже, подверглась в странах с федеративным устройством.
Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определенном смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться. Как справедливо подчеркивал В.П. Вышеславцев, "закон есть первая субстанция власти. Все великие властители и цари были прежде всего законодателями (Соломон, Моисей, Наполеон, Юстиниан). В законе и через закон власть существенно изменяется: она перестает быть произволом и становится всеобщеобязательной нормой".
Идея закона прошла длительный путь эволюции. В античности закон рассматривался скорее как выражение политической власти, нежели ограничение на нее. Варварские королевства представляли закон как нечто унаследованное и неизменное с незапамятных времен. Функция королей состояла не в том, чтобы издавать, а в том, чтобы применять законы, которые связывали самих королей в не меньшей степени, чем их подданных. Эта идея получила дополнительное подтверждение в концепции естественного права, как она была сформулирована стоиками и христианскими мыслителями. Как считали христианские теологи, мир - это творение высших сил, всевышнего, и, соответственно, все его творения, в том числе и люди, связаны его волей, которая проявляется отчасти через откровение, как оно интерпретируется церковью, отчасти с помощью естественного разума. В средние века, таким образом, короли были подотчетны трем различным формам права: божественному закону, естественному праву разума и обычному праву страны. Причем эти законы представляли собой не продукт, а источник законной власти, и любой суверен, который нарушал их, рассматривался как тиран, а не как законный правитель.
Обращает на себя внимание тот факт, что уже со времен античности все настойчивее пробивала себе дорогу мысль о том, что власть и государство должны служить народу, а не наоборот. Так, еще Аристотель говорил, что семья как общественная структурная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие отношения должны приспосабливаться к государству, а, наоборот, государство должно приспосабливаться к ним. Эта мысль получила дальнейшее развитие на рубеже средних веков и Нового времени.
В 1574 г., то есть через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), в которую были уничтожены тысячи гугенотов, Т. Беза опубликовал анонимно свою работу "О правах властителей по отношению к своим подданным", в которой было сформулировано положение, ставшее одним из основоположений теории общественного договора. В начале работы Беза поставил вопрос: "Следует ли подчиняться властителям так же безоговорочно, как воле Божьей?" Отвечая на этот вопрос отрицательно, Беза обосновывал мысль о том, что если короли нарушают божественные заповеди и бывают несправедливы, то народ вправе не подчиняться им. "Не народы существуют для правителей, - писал он, - а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха".
Считая, что верховная власть - не продукт естественного права, а некий исторический факт, Г. Греции утверждал, что она представляет собой результат добровольного договора, заключенного людьми "ради права и общей пользы". Само учение о народном суверенитете предполагает, что поскольку всякая власть исходит от народа, то за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Этот тезис стал азбучной истиной почти всех современных либерально-демократических теорий политики и политических систем.
- Обновление
- К.С. Гаджиев
- Спонсор программы -
- Глава I политология как самостоятельная научная дисциплина
- § 1. Предмет политической науки
- § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
- § 3. Политологическая традиция
- § 4. Формирование и институционализация политической науки
- § 5. Две тенденции в развитии политической науки
- § 6. Политическая наука после второй мировой войны
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава II методологические принципы политологии
- § 1. Триумф и кризис позитивизма
- § 2. Особенности научного подхода политической науки
- § 3. Политическая символика и политико-культурный подход
- § 4. Объяснение или понимание
- § 5. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании
- § 6. Системность политической науки
- § 7. Язык и понятийно-категориальный аппарат политической науки
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава III социологические основания политики
- § 1. Вехи формирования концепции гражданского общества
- § 2. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- § 3. Плюрализм интересов и условия их реализации в сфере политического
- § 4. Консенсус и конфликт
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IV понятие политического: содержание и сущность
- § 1. Общая характеристика мира политического
- § 2. Государство и власть как основополагающие категории политического
- § 3. Место государства в мире политического
- § 4. Проблема соотношения нации и государства
- §5. Суверенитет и закон
- § 6. Власть и монополия на законное насилие
- § 7. Политическая система
- § 8. Опыт типологизации политических систем
- § 9. Политические режимы
- § 10. Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава V партии в системе властных отношений
- § 1. Факторы и условия формирования институционализации политических партий
- § 2. Политическая партия и ее функции
- § 3. Партии и заинтересованные группы
- § 4. Типологизация политических партий
- § 5. Новейшие тенденции в эволюции партий
- § 6. Избирательный процесс: механизм и процедура
- § 7. Избирательная кампания
- § 8. Основные типы избирательной системы
- § 9. О перспективах развития партийной системы в России
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VI теория демократии и принципы правового государства
- § 1. Демократия как принцип политической организации и жизнеустройства общества
- § 2. Конституционные основания демократии
- § 3. Капитализм и демократия
- § 4. Бюрократизм и демократия
- § 5. Основные характеристики правового государства
- Вопросы к главе
- Список рекомендуемой литературы
- Глава VII тоталитаризм: политический аспект
- § 1. Аннигиляция традиции
- § 2. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- § 3. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
- § 4. Идеологический монизм и закрытость системы
- § 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- § 6. Общие выводы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VIII перспективы российской государственности
- § 1. Грозит ли России неминуемая балканизация?
- § 2. От унитаризма к подлинному федерализму
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IX мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм
- § 1. Политическая философия и теория
- § 2. Соотношение политики и идеологии
- § 3. Общественно-политическая парадигма: понятие и основные характеристики
- § 4. Парадигма капитализма и ее важнейшие разновидности
- § 5. Консенсус как сущностная характеристика парадигмы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава X либерализм
- § 1. Истоки либерализма
- § 2. Классический либерализм
- § 3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма
- § 4. Упадок или возрождение либерализма?
- § 5. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере
- § 6. Государство, власть и демократия в идеях либерализма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XI консерватизм
- § 1. Сущность концепций консерватизма
- § 2. Новейшие течения консерватизма
- § 3. В чем состоит новизна современного консерватизма?
- § 4. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения
- § 5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XII социал-демократизм
- § 1. Идейные истоки социал-демократии
- § 2. Демократический социализм в современных условиях
- Вопросы к главе
- Литература
- Этика и политика
- §1. Сущность проблемы
- § 2. Политика как профессия и призвание
- § 3. Противоречие между равенством и свободой, реальным и идеальным
- § 4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XIV политическая культура
- § 1. Формирование политической культуры
- § 2. Основные характеристики политической культуры
- § 3. Политическая символика
- § 4. Религиозный аспект политической культуры
- § 5. О моделях политической культуры
- § 6. Либерально-демократическая модель политической культуры
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XV тоталитарно-авторитарная модель политической культуры
- § 1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания
- § 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания
- § 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- § 4. Особенности проявления тоталитарного сознания в нынешних условиях
- Послесловие к главе
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XVI средства массовой информации (сми) и политика
- § 1. Место и роль сми в политике
- § 2. Что такое "теледемократия"?
- § 3. Взаимоотношения сми и властных структур
- § 4. Сми в качестве инструмента "политического маркетинга"
- § 5. Сми и опросы общественного мнения
- § 6. "Театрализация" политического процесса
- Вопросы к главе
- Литература
- Гаджиев Камалудин Серажудинович политическая наука