§ 4. Религиозный аспект политической культуры
Показательно, что нередко формирование той или иной нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновываются ссылками на некое божественное провидение. В поисках аргументов часто обращаются к Библии, особенно где говорится, что бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов только один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы этого мифа отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история того или иного богоизбранного народа. История дает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща чуть ли не каждому великому народу, особенно в период его восхождения.
Покажем это на примере русского и американского народов. Так, автор "Сказания о князьях Владимирских", рассказав о преемственности мировых монархий древнейших царств до Римской империи, выводил основы современной ему власти от римского императора Августа. Согласно этому сказанию, Русь является законной наследницей всех древних мировых монархий. Естественно, Рюрик, положивший начало династии Рюриков, правивших Русью до восхождения на престол династии Романовых, ведет свой род от самих римских императоров. Постепенно сформировалась идея Москвы как третьего Рима - наследницы Рима и Константинополя, столицы Восточной Римской империи.
Показательно, что наряду с символами самодержавия и народности в формировании и укреплении русского государства и завоевании им новых земель, стран и народов важную роль сыграла православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на тех или иных исторических этапах представляли угрозу их религиозному и государственному существованию. В целом, хотя принципы веры и не преобладали над политическими, религия часто использовалась для обоснования власти и притязаний сначала русских князей, а затем и московских царей.
Пропагандируя грандиозную концепцию, рассматривавшую Москву как "новый Вечный город, наследницу Рима и Константинополя", церковная иерархия постоянно предупреждала царей об их священном долге превратить Московию в "Новую христианскую империю", при этом сколько-нибудь четко не обозначая ее границы. Следует отметить, что эта доктрина сыграла немаловажную роль в экспансии и утверждении многонациональной Российской империи на бескрайних просторах Евразийского континента. Поэтому можно утверждать, что в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству - Руси-матушке, особом пути России и т.д., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла и православная вера. В этой связи нельзя не упомянуть, что многие атрибуты и символы православной церкви стали одновременно и символами российской государственности. Здесь можно упомянуть, например, храм Василия Блаженного, возвышающийся на главной площади страны рядом с Кремлем, да и храмы в самом Кремле, взорванный большевиками храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор, Оптину пустынь. Симптоматично, что церковь возводила в ранг святых выдающихся деятелей, которые в строгом смысле не являлись ее служителями. Речь идет, например, о равноапостольных Кирилле и Мефодии, св. Владимире, Александре Невском и др.
Что касается США, то с самого начала формирования американского национального сознания важнейшим его компонентом стало убеждение об особом пути развития Америки и ее роли в мировой истории. Казалось, что сама природа и мировоззрение эпохи предназначили английские колонии в Северной Америке для "великого эксперимента". Подобно более ранним утопиям, в воображении европейцев XVII-XVIII вв. Америка представлялась сказочным островом, отделенным от остального мира морями и океанами.
Историки и духовные вожди сначала колоний, а затем независимого американского государства представляли дело таким образом, что американцы с самого начала преследовали ясную и осознанную цель - претворить в жизнь идею божественного провидения, построить на американской земле божественный "град на холме" в пример всем другим народам мира. В конечном счете была сформулирована грандиозная религиозная философия истории и прогресса, согласно которой Америка представляет собой высший этап развития человечества и последнюю лучшую надежду всех людей. Характерно, что, обосновывая исключительное место Америки в мировой истории, автор Декларации независимости США, третий президент Америки Т. Джефферсон в 1785 г. предлагал изобразить на государственном гербе страны взятый из Библии образ сынов Израиля, идущих за лучом солнца. Почти все отцы-основатели Америки были глубоко убеждены в том, что ей уготована особая судьба, особая, божественная миссия.
Многие исследователи прямо связывают с религией республиканские и демократические институты Америки. Как утверждал еще известный французский общественный деятель и историк А. де Токвиль, истинной школой республиканских добродетелей в Америке была церковь. По его словам, религия представляла собой первый из американских политических институтов. Она была республиканской и демократической религией, которая не только включала республиканские ценности, но и давала первые уроки относительно того, как участвовать в общественной жизни. По словам Токвиля, нравы в большей степени, чем законы или физические обстоятельства, способствовали успеху американской демократии, а нравы же коренятся в религии.
Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов религия тесно связана с культурной традицией как часть образа жизни в целом. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами защиты существующей системы и привычного образа жизни. Поэтому вполне объяснима наблюдающаяся у отдельных категорий населения склонность сетовать в определенных ситуациях на упадок таких традиционных ценностей, как закон и порядок, дисциплина, сдержанность, консенсус, патриотизм и т.д.
В связи с изложенным обращает на себя внимание тот факт, что конфессиональный фактор зачастую перевешивал в прошлом и в некоторых странах продолжает перевешивать и в настоящее время социально-классовые приверженности. Именно влияние клерикализма и конфессионализма на общественное сознание и, соответственно, политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий разных ориентации, роль и значение которых нельзя оценить однозначно.
Были и есть консервативные и даже реакционные конфессиональные партии и организации, но были и есть и такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство). В наши дни христианская окраска помогла ХДС в ФРГ, ХДП - в Италии и аналогичным партиям в других странах привлечь на свою сторону многих верующих. В них, наряду с консервативными, есть и центристские и либеральные фракции, выступающие за реформы (например, так называемые "социальные комитеты" в ХДС).
Немаловажное место в политической культуре занимает идеология. Это и естественно, поскольку проблемы идеологии трудно отделить от проблем, касающихся авторитета, власти, властных отношений и т.д. Она призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, объяснять политические реальности в конкретно-исторических условиях. Однако в широком смысле слова идеология, как отмечают Д. Мэннинг и Т. Робинсон, не может обязать человека действовать определенным образом, как это делают правовые нормы. Не приверженность идеологии, а членство в партии, которая действует именем идеологии, обязывает ее приверженцев принимать политическое решение таким, как оно есть. В отличие от партии, в идеологии нет ни руководителей, ни подчиненных, она имеет только приверженцев. Без дисциплины, связывающей партию, сторонник идеологии рискует быть вовлеченным в вечный спор относительно того, что именно идеология предписывает. Доводы "о товариществе" и "братстве" сами по себе не могут помочь приверженцам идеологии создать новое общество, но они могут придать их партийным предпочтениям, усилиям, деятельности определенную значимость. Идеология обеспечивает категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т.д. Но она не может подменять собой политическую культуру как таковую. В условиях одной политической культуры могут сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают ситуации, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру.
- Обновление
- К.С. Гаджиев
- Спонсор программы -
- Глава I политология как самостоятельная научная дисциплина
- § 1. Предмет политической науки
- § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
- § 3. Политологическая традиция
- § 4. Формирование и институционализация политической науки
- § 5. Две тенденции в развитии политической науки
- § 6. Политическая наука после второй мировой войны
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава II методологические принципы политологии
- § 1. Триумф и кризис позитивизма
- § 2. Особенности научного подхода политической науки
- § 3. Политическая символика и политико-культурный подход
- § 4. Объяснение или понимание
- § 5. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании
- § 6. Системность политической науки
- § 7. Язык и понятийно-категориальный аппарат политической науки
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава III социологические основания политики
- § 1. Вехи формирования концепции гражданского общества
- § 2. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- § 3. Плюрализм интересов и условия их реализации в сфере политического
- § 4. Консенсус и конфликт
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IV понятие политического: содержание и сущность
- § 1. Общая характеристика мира политического
- § 2. Государство и власть как основополагающие категории политического
- § 3. Место государства в мире политического
- § 4. Проблема соотношения нации и государства
- §5. Суверенитет и закон
- § 6. Власть и монополия на законное насилие
- § 7. Политическая система
- § 8. Опыт типологизации политических систем
- § 9. Политические режимы
- § 10. Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава V партии в системе властных отношений
- § 1. Факторы и условия формирования институционализации политических партий
- § 2. Политическая партия и ее функции
- § 3. Партии и заинтересованные группы
- § 4. Типологизация политических партий
- § 5. Новейшие тенденции в эволюции партий
- § 6. Избирательный процесс: механизм и процедура
- § 7. Избирательная кампания
- § 8. Основные типы избирательной системы
- § 9. О перспективах развития партийной системы в России
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VI теория демократии и принципы правового государства
- § 1. Демократия как принцип политической организации и жизнеустройства общества
- § 2. Конституционные основания демократии
- § 3. Капитализм и демократия
- § 4. Бюрократизм и демократия
- § 5. Основные характеристики правового государства
- Вопросы к главе
- Список рекомендуемой литературы
- Глава VII тоталитаризм: политический аспект
- § 1. Аннигиляция традиции
- § 2. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- § 3. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
- § 4. Идеологический монизм и закрытость системы
- § 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- § 6. Общие выводы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VIII перспективы российской государственности
- § 1. Грозит ли России неминуемая балканизация?
- § 2. От унитаризма к подлинному федерализму
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IX мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм
- § 1. Политическая философия и теория
- § 2. Соотношение политики и идеологии
- § 3. Общественно-политическая парадигма: понятие и основные характеристики
- § 4. Парадигма капитализма и ее важнейшие разновидности
- § 5. Консенсус как сущностная характеристика парадигмы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава X либерализм
- § 1. Истоки либерализма
- § 2. Классический либерализм
- § 3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма
- § 4. Упадок или возрождение либерализма?
- § 5. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере
- § 6. Государство, власть и демократия в идеях либерализма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XI консерватизм
- § 1. Сущность концепций консерватизма
- § 2. Новейшие течения консерватизма
- § 3. В чем состоит новизна современного консерватизма?
- § 4. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения
- § 5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XII социал-демократизм
- § 1. Идейные истоки социал-демократии
- § 2. Демократический социализм в современных условиях
- Вопросы к главе
- Литература
- Этика и политика
- §1. Сущность проблемы
- § 2. Политика как профессия и призвание
- § 3. Противоречие между равенством и свободой, реальным и идеальным
- § 4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XIV политическая культура
- § 1. Формирование политической культуры
- § 2. Основные характеристики политической культуры
- § 3. Политическая символика
- § 4. Религиозный аспект политической культуры
- § 5. О моделях политической культуры
- § 6. Либерально-демократическая модель политической культуры
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XV тоталитарно-авторитарная модель политической культуры
- § 1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания
- § 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания
- § 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- § 4. Особенности проявления тоталитарного сознания в нынешних условиях
- Послесловие к главе
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XVI средства массовой информации (сми) и политика
- § 1. Место и роль сми в политике
- § 2. Что такое "теледемократия"?
- § 3. Взаимоотношения сми и властных структур
- § 4. Сми в качестве инструмента "политического маркетинга"
- § 5. Сми и опросы общественного мнения
- § 6. "Театрализация" политического процесса
- Вопросы к главе
- Литература
- Гаджиев Камалудин Серажудинович политическая наука