logo
Учебное пособие

Гражданское общество и правовое государство

Одной из важнейших проблем политической науки является отношение государства и гражданского общества. В любом обществе реально существуют объединения людей на национальных, религиозных, профессиональных, творческих и других основаниях.

Совокупность возникших на территории страны разнообразных ассоциаций (творческих, профессиональных, религиозных) составляет гражданское общество. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Добрая воля объединяющихся есть предпосылка их единения.

Понятие «гражданское общество» («societas civilis») восходит своими корнями к учению Аристотеля. По сути у древнегреческих мыслителей понятия «гражданское общество» и «государство» были взаимозаменимы. Политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, образование, искусство, религию. Быть членом общества означало быть гражданином государства и значит действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.

Такой подход в неизменном виде сохранился вплоть до XVIII века. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и соответственно выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Так, согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует в естественном состоянии «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело» с комплексом прав, которые превосходят права отдельных лиц, составляющих его. Хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к нему, оно не может полностью поглотить общество, которое сохраняет свою специфику. Задача государства – охрана, управление и организация нормальной жизни общества.

Выявление специфики гражданского общества связано с появлением гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и свободами и несущего моральную ответственность за свои действия перед ним. Сама идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства. А это означало освобождение гражданского общества от политики, разделение его и государства.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Гегелю. Он определял гражданское общество как комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом. Гегель подчеркивал, что различные элементы гражданского общества находятся в постоянном конфликте между собой. Лишь государство, политически управляя гражданским обществом, может обеспечить его свободу.

Т. Пейн – автор труда «Права человека» подчеркивал, что власть государства, как необходимого зла должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Каждому человеку внутренне присуща приверженность обществу. И, делегируя государству свои права, люди обеспечивают его законность. Чем совершеннее гражданское общество, тем меньше оно нуждается в государстве, так как само способно регулировать собственную жизнь.

Следует отметить, что единой концепции гражданского общества нет до сих пор, и ученые продолжают спорить о содержании данного понятия. Вместе с тем существуют ряд положений, с которыми согласны многие авторы.

Прежде всего, отмечается, что гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей частных индивидов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через институты гражданского общества: семью, церковь, научные сообщества. Именно они призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство – права гражданина. То есть права человека на жизнь, счастье, свободу – прерогатива гражданского общества, политические права – прерогатива государства.

Необходимым условием существования гражданского общества является индивидуальная свобода, основанная на свободе экономического выбора. Это, прежде всего, право частной собственности и гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности. Где нет свободы экономического выбора, нет разнообразия источников жизнеобеспечения, там нет свободы индивида.

Подчеркнем, что гражданское общество не арифметическая сумма всех составляющих, а их интегральная совокупность, сущностное единство. Несмотря на то, что в рамках гражданского общества существуют разнородные социальные силы, институты, организации, все они объединены общим стремлением к совместной жизни.

Вместе с тем существует целый ряд институтов, которые одновременно могут быть отнесены и к гражданскому обществу и к государству. Например, политические партии – своеобразное связующее звено между этими сферами.

Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой. Их формирование и развитие шли одновременно и во взаимосвязи. Именно от гражданского общества зависят сущностные, системообразующие характеристики как экономической, так и политической сфер. В то же время государство призвано примирить и совместить интересы различных частей общества, не допустить конфликтов и тем самым обеспечить дальнейшее функционирование гражданского общества. Во взаимодействии государства и гражданского общества можно вывести следующую закономерность: чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства; чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.

Тоталитаризм предполагает огосударствление гражданского общества, поглощение его государством. При тоталитарном режиме теряют значимость личные свободы и права человека. Личность растворяется в безличной массе. Государство полностью регламентирует все стороны общественной жизни. В авторитарных и тоталитарных режимах гражданское общество находится в оппозиции государству (открытой или нелегальной). И наоборот, демократический режим характеризуется развитым гражданским обществом и одновременно функционированием сильного правового государства. Именно правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, его основных институтов, реализацию его принципов и ценностей.

Правовое государство ассоциируется с такой организацией государственной и общественной жизни, которая характеризуется господством права и верховенством закона, призванными обеспечить признание и гарантию прав и свобод всех граждан во всех сферах жизни, а со стороны граждан – уважение к законам и институтам существующей системы.

Правовым становится то государство, которое воплощает абсолютный идеал права в реальную жизнь граждан, совершенствуя обязательную для всех систему норм. Правовым нельзя считать государство, население которого вообще лишено прав.

Право понимается как образ свободы и система обязательных норм. Несмотря на многообразие концепций, можно выделить основные признаки права как системы норм:

Итак, можно сформулировать ряд принципов правового государства:

  1. наличие разделения властей;

  2. ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности;

  3. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

  4. всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

  5. суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Народ – конечный источник власти;

  6. господство принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

  7. наличие развитого гражданского общества.

Цель правового государства – обеспечить права и свободы своих граждан во всех сферах. Но достичь этого возможно лишь при условии уважения со стороны граждан законов и институтов существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, чтобы они зависели, как можно меньше от прихотей политики.

Вместе с тем в гражданском обществе представлены разнообразные, часто противоречивые частные интересы. Правовое государство призвано примирить и совместить их, так как оно выражает всеобщую волю граждан. Гражданское общество и правовое государство предполагают наличие друг друга и взаимно обеспечивают условия жизнеспособности друг друга, хотя и не подменяют, не взаимоисключают друг друга.