7.2 Общественно-политические движения
Важным элементом политической системы демократического общества являются общественные движения и объединения. Они возникают, как правило, на окраине и даже вне властных отношений. В основу деятельности общественных движений положены принципы добровольности, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие всех участников, законность и гласность. В отличие от партий или государственных учреждений специфическими чертами таких движений является их самостоятельная, а потому и рыхлая организационная оформленность, аморфность социальных, мировоззренческих и политических позиций.
По своим целям и методам деятельности общественные движения и объединения могут носить политический и неполитический характер. Политический характер носят те общественные движения и объединения, которые для достижения своих целей пытаются влиять на власть и даже бороться за неё, стремятся к изменению существующих политических условий. В целом же политическая функция общественных движений и объединений, которые не являются политическими партиями, состоит не в борьбе за завоевания власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. Поэтому часто либо они поддерживают партии, идейно близкие им, либо эти партии стремятся привлечь на свою сторону такие движения или объединения. Общественные движения и объединения политического характера называют общественно-политическими. Поскольку они оказывают и могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, рассмотрим эти движения более подробно.
Общественно-политические движения - это особая форма деятельности политических сил, которые представляют политические интересы и стремления разных социальных общностей и их организаций, направленная на изменение существующих социально-политических и экономических условий путем влияния на государственные структуры с целью их совершенствования или изменения.
По сравнению с политическими партиями и другими общественными организациями общественно-политические движения характеризуются рядом особенностей.
Во-первых, их деятельность, направленная на изменение или совершенствование властных структур и отношений, как правило, предусматривает не завоевание власти, а оказание давления на неё путем проведения массовых мероприятий (митингов, демонстраций, предъявления петиций, забастовок, неповиновения властям и т.п.) или посредством лоббирования интересов. Если первая форма - это открытая борьба за свои интересы, то лоббирование - это закулисная игра по влиянию на законодателей, правительственных чиновников с целью отстоять выгодный законопроект или через правительство получить бюджетные средства и т.п. Лоббизм при отсутствии должного государственного контроля часто граничит с нарушением законов и приводит к коррупции.
Во-вторых, общественно-политические движения являются формой волеизъявления интересов и стремлений социальных общностей с различной политической ориентацией, идеологией, но единых в понимании данной проблемы (например, экология, охрана труда и здоровья, сохранение мира и т.п.).
В-третьих, как правило, они используют политические средства борьбы в пределах существующего законодательного поля. Однако при серьезном противостоянии власти их требованиям и усилении поддержки со стороны общества такие движения зачастую переформируются в партию и тогда уже ставят своей целью борьбу за власть и через ее завоевание - решение тех проблем, вокруг которых создавалось движение.
В современном мире, особенно в странах, переходящих от тоталитаризма к демократии, общественно-политическое движение выступает как политическая сила и составная часть политической системы. Они обеспечивают поступательность и гарантию такого перехода, являются мощным фактором демократизации всех сфер общества. Понятно, что такой сложнейший политический процесс даже при идеальном его протекании порождает много проблем. В реальных же условиях, когда, пользуясь любыми просчетами в политике, малейшими возможностями нажиться на отсутствии правовых норм или их противоречиях, при демократическом инфантилизме общества дельцы от политики, просто преступные элементы используют все возможности личного обогащения и ограбления своей страны, причин для недовольства в обществе очень много, и они могут привести и приводят к возникновению общественно-политических движений. Такими причинами могут быть:
затянувшийся кризис во всех сферах общественной жизни;
неудовлетворенность некоторых групп людей целями общественного развития;
ухудшение материального положения людей;
ухудшение природы и условий труда и жизни;
отчуждение власти от народа;
кризис духовной жизни и др.
Как и политические партии, общественно-политические движения могут быть классифицированы по различным признакам.
По социальной базе они могут быть рабочими, крестьянскими, буржуазными, национальными, народными, отдельных социальных групп.
По отношению к существующему строю - революционными, контрреволюционными, реформаторскими, консервативными.
По сроку достижения целей - долгосрочные, краткосрочные, одномоментные.
По форме организации - организованные, слабоорганизованные, стихийные.
По характеру цели - коммунистические, социалистические, либеральные, клерикальные и др.
Для оказания реального влияния на политическую жизнь общества политические движения должны обладать определенными политическими правами. Такие права реализуются правовыми нормами страны, в частности конституцией. Этими правами предоставляется возможность учреждать общественные и пользоваться государственными средствами массовой информации; представления и защиты интересов членов объединений и участников движений в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях, и некоторые другие. В это же время законодательство страны не допускает деятельности общественных объединений и движений, цели которых не совместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями. Так, запрещается создание движений и объединений, которые для достижения своих целей стремятся к свержению правительства или насильственному изменению конституционного строя, проводят пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной вражды.
Однако запрет такого рода движений и объединений не означает, что их нет. Движения и объединения, которым, как правило, по политическим мотивам отказывают в регистрации, а следовательно, в легализации их деятельности, могут переходить на нелегальное положение. Такие движения и объединения не могут использовать легальные средства защиты своих интересов и переходят к формам скрытой борьбы, используя в большинстве насильственные методы. С этой целью они создают вооруженные формирования: боевые группы, партизанские отряды и другие вооруженные подразделения, которые при подчинении общему командованию составляют своеобразную армию, противостоящую государственным силовым структурам, в т.ч. и армии. Партизанские отряды создаются обычно на тех территориях, где население открыто выражает свое недовольство политикой правительства, режимом. Здесь при поддержке населения могут создаваться так называемые «освобожденные зоны», где командованием отрядов устанавливается и осуществляется свой политический и административный контроль. В практике политической жизни партизанские движения приводили к победным революционным результатам (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир) или к установлению контроля над частью территории (Курдистан в Ираке).
Одной из форм общественно-политических движений является народный фронт. Народный фронт - это массовое общественно-политическое движение в стране, экономико-географическом или административном регионе, которое охватывает широкие слои населения, их массовые организации и политические партии для достижения целей, вокруг которых они объединяются.
Народный фронт характеризуется следующими особенностями:
охватывает широкие массы населения, его разнородные элементы;
объединяет население вокруг разных интересов и соответственно им - политических целей;
включает разноплановые партии;
руководящую роль выполняют партии.
Разновидностью народного фронта был на первом этапе Народный Рух Украины за перестройку, который в результате категорического неприятия его как общественно-политического движения правящей тогда компартией выступил как оппозиция ей и режиму, а затем оформился в политическую партию.
В условиях независимой Украины процесс образования общественных объединений и движений развивался достаточно интенсивно. К 2002 г. в стране их действовало свыше 800, в том числе с международным статусом - более 150 и всеукраинских - около 650. Однако открыто политическую направленность из них проявляют только в отдельные периоды профсоюзы (требуя у власти погашения задолженности по зарплате), движение за восстановление СССР (в нынешних условиях потерявшее реальное политическое влияние). Остальные либо переформировались в партии - партия зеленых, Рух, - либо не ставят перед собой политических задач. В 1999 г. в Украине образовалось объединение «Злагода», организующую роль в котором взяла на себя народно-демократическая партия, а накануне выборов Президента – общественно- политическое движение врачей «Пульс Украины», которое кроме проблем улучшения охраны здоровья населения, включило в сферу своей деятельности и поддержку на выборах кандидатуры Л.Д.Кучмы.
В странах с развитыми демократическими традициями, или там, где ведется открытая политическая борьба за изменение режима, достижение нравственности и т.д., политические движения играют существенную роль в политической жизни. Они служат или гарантом стабильности в обществе, или, наоборот, дестабилизируют общественно-политическую жизнь и могут привести к изменению общественного строя или его реформированию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Политология как наука
- 1.1 Политика в жизни человека
- 1.2 Политика – социальное явление
- 1.3 Предмет, метод и функции политологии
- 2. Политика в истории общественной мысли
- 2.1 Политическая мысль Древнего мира
- 2.2 Политические идеи Средневековья
- 2.3. Развитие политической мысли Нового времени
- 3. Развитие политической мысли в Украине *
- 3.1 Краткая история украинской политической мысли
- 3.2 Политологические концепции украинских учёных дореволюционного периода
- 3.3 Основные политические концепции межвоенного периода
- 3.4 Теоретические проблемы украинской политологии современности
- 4. Политическая система общества и политические режимы.
- 4.1 Политическая система общества, её структура и функции.
- 4.2 Политический режим. Основные типы политических режимов.
- 4.3 Переход от тоталитаризма к демократии.
- 5. Власть. Человек и власть
- 5.1 Понятие и виды власти
- 5.2 Средства (ресурсы), процесс и пути достижения власти
- 5.3 Личность и власть. Права человека
- 6. Государство и гражданское общество
- 6.1 Сущность и содержание государства
- 6.2 Правовое государство
- 6.3 Концепция гражданского общества
- 7. Политические партии. Политические движения. Политическое лидерство
- 7.1 Политическая партия, её сущность и роль в обществе. Однопартийность и многопартийность
- 7.2 Общественно-политические движения
- 7.3 Политическое лидерство и его типология
- 8. Политическое сознание и политическая культура. Политика и мораль
- 8.1 Политическое сознание: сущность, структура, функции
- 8.2 Политическая культура и ее роль в политической жизни общества
- Политика и мораль как система
- 9. Здравоохранение – структурная составляющая социальной политики государства
- 9.1 Становление государственной политики в области охраны здоровья и медицины
- 9.2 Государственная социальная политика и здравоохранение в современном мире
- 9.3 Государственная политика Украины в области охраны здоровья
- 10. Украина в мировом сообществе
- 10.1 Внешняя политика и ее роль в жизни общества
- 10.2 Украина в мировом сообществе. Внешняя политика Украины на пороге XXI века
- 10.3 Украина и снг
- 11. Мировая политика. Современные мировые политические процессы
- 11.1 Мировая политика и мировой политический процесс
- 11.2 Мировая политика на рубеже тысячелетий и глобальные проблемы человечества
- Рекомендуемая литература