3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
Роль лидеров в процессе функционирования политической системы существенно различается в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния государства могут быть сопоставимы лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.
Обозначим факторы, которые характеризуют современный этап развития лидерства в общемировом масштабе и применительно к России.
По мнению американского политолога Р. Такера, проявляющиеся сегодня в мире процессы демократизации политических отношений и глобализации общественных связей приводят к тому, что:
- происходит изживание типа лидера-героя. На первый план выдвигаются профессиональные качества политика. Лидер все более начинает восприниматься как ответственный за судьбы людей руководитель, а не как вдохновитель;
- происходит сжимание границ власти лидера. Усиление роли внегосударственных субъектов политики, разделение властных функций между несколькими органами препятствуют расширению зоны его компетенции; периодичная ротация кадров не позволяет сделать свое лидерство пожизненным и наследственным;
- прослеживается усиление роли неформальных лидеров. Этому способствует появление новых форм коммуникации, которые, не контролируются государством, воздействуют на людей, ослабляя их зависимость от государства;
- прослеживается повышение ответственности лидера за принимаемые им решения. С одной стороны, это связанно с усилением зависимости лидеров от поддерживающих их масс, с другой, - с ростом возможностей воздействия человека (тем более наделенного властью) на среду обитания всего человечества.
Р. Такер считает, что переживаемый Россией этап (этап построения основ демократизма) позволяет проецировать на нее все обозначенные тенденции. В то же время, представляется необходимым отметить однобокость такого подхода. Помимо указанных факторов на состояние лидерства в современной России оказывают влияние стереотипы мышления, доставшиеся в наследство от старой системы, и общая нестабильная ситуация в стране. Именно обозначенные тенденции способствовали в условиях России 90-х гг.:
- выдвижению на первый план лидеров, ассоциирующихся у общества с типом сильной личности. Подобное качество силы отличало Б. Ельцина и отличает В. Путина от таких политиков как Е. Гайдар, Г. Явлинский;
- выдвижению на первый план лидеров-радикалов, предлагающих достаточно жесткие способы выхода страны из кризиса;
- выдвижению на первый план лидеров, способных в экстремальных ситуациях выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений;
- выдвижению на первый план лидеров, обладающих искусством создавать принципиально новые модели поведения и мышления. Общество проявило значительно больше внимания к Ю. Лужкову (лидеру-прагматику, строителю), А. Лебедю (лидеру-военному, генералу), В. Жириновскому (лидеру-актеру, шоумену), Б. Ельцину (лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые снявшему галстук, не скрывавшего состояния своего здоровья, не чуравшегося национальных традиций), нежели к Г. Зюганову, В. Черномырдину, Г. Явлинскому, не имевшим своего "особого" образа. Очевидно, что свой собственный стиль имеет и В. Путин.
Выявленные тенденции не создают основы для складывания нового типа лидерства в стране. Наоборот, они консервируют всегда доминировавшую в сознании россиян приверженность к харизматическим и авторитарным лидерам. От лидеров ожидают приказов и распоряжений, а не приглашения к сотрудничеству; быстрого решения всех беспокоящих население проблем; вокруг них создают мифы, которые составляют основу для деификации (обожествления) лидера, что проявляется в пристальном внимании к школам, вузам, где они учились, в награждении их разного рода почетными званиями, и т.д.; выдвижение каждого нового лидера неминуемо приводит к низвержению и забвению прежнего. Все перечисленное, накладываясь на расширение базы, из которой рекрутируются лидеры (лидеры из среды военных, сотрудников спецведомств, представителей научной и культурной интеллигенции), делают ситуацию с лидерством в стране не прогнозируемой.
Основные понятия: лидер, лидерство, стиль лидерства, культ личности, традиционное лидерство, харизматическое лидерство, рациональное лидерство, деификация.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение терминам "лидер", "лидерство".
2. Перечислите основные исторические формы политического лидерства.
3. Сформулируйте основные подходы к определению круга лиц, относимых к лидерам.
4. Каковы функции политических лидеров?
5. В чем принципиальное отличие теории черт лидеров от теории роли последователей и ситуативной теории? Что сближает между собой две последние теории, и чем они отличаются друг от друга?
6. Что означает термин "стиль лидерства"?
7. Назовите две разновидности инициативного стиля политического лидерства.
8. Выделите основные типы лидерства по следующим критериям. Заполните таблицу.
Критерий Типы лидерства
Природа лидерства 1 2 3
Масштаб полномочий 1 2 3
9. Что такое культ личности? Какие типы политических режимов подвержены складыванию культа личности лидера?
10. Перечислите базовые черты, характеризующие лидеров современной России.
11. Выделите базовые черты, характеризующие политиков-консерваторов и политиков-инициаторов (заполните таблицу):
КАЧЕСТВА КОНСЕРВАТОР ИНИЦИАТОР
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Советское государство и право.1993. № 5.
2. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность.1993. № 2.
3. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
4. Джойнер Р. Лидер, менеджер и пять принципов успеха. М., 1997.
5. Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике // Полис.1991. № 6.
6. Милованов Ю.Е. Политическое лидерство: властный аспект. Ростов/Дон, 1992.
7. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // Общественные науки и современность. 1996. № 1.
8. Пугачев В. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.
9. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России: от Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. 1989. № 1.
10. Шмачкова Р.Т. Типы лидерства в социологии М. Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.
- Лекция 1: предмет и метод политологии
- 1. Предмет политологии
- Лекция 2: история политических учений
- 1. Политическая мысль античности
- 2. Политическая мысль средних веков
- 2. Политическая мысль средних веков
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политическая мысль XIX-XX веков
- Лекция 3: политика как общественное явление
- 1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:
- 4. Политика и другие сферы общественной жизни
- 5. Политика и экономика
- Лекция 4: политическая власть
- 5. Легитимность власти
- Лекция 5: политическая система общества
- 2. Структура политической системы
- 3. Функции политической системы
- Лекция 6: недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
- 2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- Лекция 7: демократический политический режим
- 2. Основные формы демократии
- 3. Теоретические модели демократии
- Лекция 8: государство как субъект политики
- 3. Функции государства
- 4. Структура и формы государства
- 6. Государство и гражданское общество
- Лекция 9: политические партии. Партийные системы. Общественно-политические движения
- 2. Типы партий
- 3. Партийные системы
- 4. Развитие многопартийности в России
- 5. Общественно-политические движения
- Лекция10: политическая элита
- 3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты
- 4. Политическая элита России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 12: избирательные системы
- 3. Типы избирательных систем
- Лекция 13: политическая культура общества
- 2. Типы политических культур
- Лекция 14: политическое участие
- 2. Политическая мысль об участии
- 3. Политическое участие граждан России
- 4. Демократия и участие граждан
- Лекция 15: политические конфликты
- 2. Типология политических конфликтов
- 3. Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов
- Лекция 16: процессы демократизации современных обществ
- 2. Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса