3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты
Под рекрутированием в политологии понимается процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием.
Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
1. Политические партии (особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах).
2. Бюрократический аппарат (значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств как Япония и Швеция).
3. Церковь и околоцерковные религиозные организации (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма).
4. Профсоюзы (профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах США, Европы).
5. Экономические институты, сфера бизнеса (наиболее типичен данный канал для США, Японии).
6. Армия (Латинская Америка, Израиль. Например, три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы).
7. Система образования - играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое).
Универсальным являются и основные способы формирования элиты. В наиболее общем виде они, в форме демократической и аристократической тенденций, были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий.
Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер, осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) государствах. Длительное использование системы гильдий ведет к вырождению господствующей группы, к потере ею способностей к управлению государством.
Антрепренерская система ориентируется в первую очередь на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность. При такой системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических государств, также не лишен недостатков. К важнейшим следует отнести:
- возможность прихода в политику случайных людей;
- частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;
- возможность возникновения конфликтов в рядах самой правящей элиты.
Указанные способы рекрутирования, во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерской системы, ни чистой системы гильдий, т.к. нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предполагает наличие каналов, позволяющих представителям "низов" прорваться во власть. В качестве примера можно сослаться на роль партии как канала рекрутирования в рамках Советского Союза. По данным отечественных социологов в 1986 г. среди членов ЦК КПСС доля выходцев из низших слоев достигала 90% [13, с. 87]. С другой, - любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное стремление элитарных групп к самозамыканию. Так, в течение всего ХХ в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев общества. Как отмечает Г.П. Артемов, в 1993 г. из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же самые группы из 100 членов Сената составили соответственно 27% и 12% [2, с. 161]. Очевидно, что приток в элиту представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится более чем затрудненным. Случаи, типа выдвижения на первую роль в руководстве Великобритании М. Тетчер (дочери мелкого торговца), скорее представляют собой редкие исключения, нежели правило.
- Лекция 1: предмет и метод политологии
- 1. Предмет политологии
- Лекция 2: история политических учений
- 1. Политическая мысль античности
- 2. Политическая мысль средних веков
- 2. Политическая мысль средних веков
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политическая мысль XIX-XX веков
- Лекция 3: политика как общественное явление
- 1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:
- 4. Политика и другие сферы общественной жизни
- 5. Политика и экономика
- Лекция 4: политическая власть
- 5. Легитимность власти
- Лекция 5: политическая система общества
- 2. Структура политической системы
- 3. Функции политической системы
- Лекция 6: недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
- 2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- Лекция 7: демократический политический режим
- 2. Основные формы демократии
- 3. Теоретические модели демократии
- Лекция 8: государство как субъект политики
- 3. Функции государства
- 4. Структура и формы государства
- 6. Государство и гражданское общество
- Лекция 9: политические партии. Партийные системы. Общественно-политические движения
- 2. Типы партий
- 3. Партийные системы
- 4. Развитие многопартийности в России
- 5. Общественно-политические движения
- Лекция10: политическая элита
- 3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты
- 4. Политическая элита России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 12: избирательные системы
- 3. Типы избирательных систем
- Лекция 13: политическая культура общества
- 2. Типы политических культур
- Лекция 14: политическое участие
- 2. Политическая мысль об участии
- 3. Политическое участие граждан России
- 4. Демократия и участие граждан
- Лекция 15: политические конфликты
- 2. Типология политических конфликтов
- 3. Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов
- Лекция 16: процессы демократизации современных обществ
- 2. Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса