5. Ленинизм и большевизм
Радикальной версией марксизма являлся ленинизм, ставший идейной основой большевизма. Как партия и течение политической мысли большевизм возник после раскола РСДРП на большевиков во главе с В.И.Лениным (1970 – 1924) и меньшевиков во главе с Л.Мартовым (1873 – 1923).
Существенное влияние на мировоззрение В.И.Ленина оказали идеи Н.Г.Чернышевского и П.Н.Ткачева, в частности, разработанная последним концепция партии заговорщиков-революционеров, использующих захваченную ими государственную власть для продолжения народной революции и осуществления экономической диктатуры. Эти идеи в трансформированном виде и облаченные в марксистскую терминологию заняли значительное место в обосновании теоретических постулатов ленинизма.
Стержнем идеологии большевизма были идеи пролетарской революции под руководством партии «нового типа» с жесткой дисциплиной и иерархической структурой, слабого звена в цепи империализма и разновременности победы революций, диктатуры пролетариата как орудия слома буржуазной государственности и создания социалистической. Эти идеи сформулированы в таких работах, как «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917) и др.
В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) В.И.Ленин доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития – империалистическую, являющуюся кануном социалистической революции. Мировую войну он рассматривал как катализатор гибели капитализма.
В отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, связывавших переход к социализму с развитыми капиталистическими отношениями, В.И.Ленин рассматривал Россию как самое слабое звено в цепи империализма, в котором возможен ее прорыв, способный послужить началом мировой социалистической революции.
В работе «Государство и революция» (1917) В.И.Ленин изложил свое видение процесса становления диктатуры пролетариата и его этапов. На первом из них должен произойти «слом» буржуазной государственной машины и ее замена органами народного самоуправления – Советами. На втором – уже после осуществления социалистической революции предполагались постепенное отмирание пролетарского государства и переход к непосредственному правлению народа.
В.И.Ленин считал ошибочным усвоение молодежью только коммунистических выводов и лозунгов, призывал ее овладеть всем культурным и духовным богатством, созданным человечеством1.
В начале 20–х годов В.И.Ленин сделал вывод о необходимости «пересмотра всей нашей точки зрения на социализм». Он инициировал переход к новой экономической политике (НЭП), предполагавшей широкое развитие кооперативной деятельности, отошел от лозунгов мировой революции, выступил за мирное сосуществование между социализмом и капитализмом, стал рассматривать «социалистическую экономику» как часть мировой, предпринял некоторые меры по созданию правового демократического государства.
Идея исторического компромисса, к которой В.И.Ленин начал приходить в конце жизни, состояла в осознании несводимости разных экономических укладов к одному единственному самому передовому и прогрессивному, способному обеспечить победу нового общественного строя. Проблема заключалась в переходе к социализму в каком-то ином, чем предусматривалось К.Марксом смысле – длительного совмещения разных укладов где капитализму отводилось бы место в процессе трансформации общества.
По мысли В.И.Ленина, достижения социализма в экономической, социальной и культурной сферах, а также проводимая им политика мирного сосуществования стимулируют процесс становления коммунистической цивилизации. В методологическом плане эта позиция базировалась на формационном подходе к истории с характерным для него упрощенным представлением об однолинейности процесса смены общественных формаций как результата взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
В целом можно утверждать, что В.И.Ленин скорректировал К.Маркса в пролетарско-якобинском духе. С точки зрения собственно доктринальной его оппонент меньшевик Г.В.Плеханов был несомненно ближе к марксизму, шире по философскому, социологическому и историческому кругозору. Представляется верным суждение Г.В.Плеханова о В.И.Ленине, высказанное в беседе с русским мыслителем Ф.Степуном: «Как только я познакомился с ним, я сразу понял, что этот человек может оказаться для нашего дела очень опасным, так как его главный талант – невероятный дар упрощения»1.
В большевизме существовало и неортодоксальное направление, ориентировавшееся на марксову концепцию пролетариата как потенциального носителя высшей коммунистической культуры. Проблемы формирования культурных предпосылок социалистической революции при капитализме были в центре внимания А.А.Богданова (1873 – 1928) и А.В.Луначарского (1875 – 1933). В.И.Ленин расценивал их взгляды как ревизионистские и подвергал резкой критике.
Со второй половины 20-х годов в идеологии большевизма возобладал революционный консерватизм, связанный с именем генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина (1870 – 1953). Основные идеологемы и постулаты сталинизма изложены в работах «Марксизм и национальный вопрос» (1913), «Об основах ленинизма» (1924), «Национальный вопрос и ленинизм» (1929), «Марксизм и вопросы языкознания» (1950), «Экономические проблемы социализма» (1952).
Консервативное начало сталинизма выразилось в реставрации принципов бюрократического авторитаризма в управлении государством, воссоздании аристократической структуры общества – партийно-государственной номенклатуры, сакрализации власти. Политическая концепция И.В.Сталина стала идейным обоснованием для установления в СССР тоталитарного режима, осуществившего беспрецедентные в истории репрессии против собственного народа.
В связи с предпринятым И.В.Сталиным в середине 20-х годов отделением марксизма от ленинизма как его дальнейшего развития господствовавшая в СССР идеология была названа марксизмом-ленинизмом. В нее включались не только идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, но и имплицитно труды самого И.В.Сталина, а впоследствии и его преемников на посту генерального секретаря КПСС. Марксизму-ленинизму отводилась роль «истинного» знания, способного объяснять законы общественного развития, к числу которых были отнесены: неизбежность смены капитализма социализмом; возможность сосуществования государств с различным общественным строем в течение периода перехода человечества к коммунистической формации; возрастание роли народных масс в истории; возможность перехода народов третьего мира к социализму, минуя капитализм.
Введение советских войск в Чехословакию весной 1968 г. выявило неспособность приверженцев догматизированного марксизма-ленинизма аргументировано полемизировать с интеллектуальными кругами этой страны, пытавшимися придать гуманистический характер идеям социализма, сделать этот общественный строй привлекательным для широких слоев населения.
Революционный радикализм был характерен и для маоизма - левацкого националистического течения, доминировавшего в Китае в 40-70-х гг. ХХ века. Его адепты , утилитарно используя марксистскую фразеологию, пытались выдать маоизм за «марксизм-ленинизм современной эпохи». Основные постулаты этого течения состояли в следующем:
1) рабочий класс Запада утратил революционные качества и «обуржуазился»;
2) компартии Запада, выражающие интересы «обуржуазившегося» рабочего класса, также перестали быть революционными и «интегрировались» в капиталистическую систему;
3) вооруженное насилие и война представляют собой универсальное средство решения всех социальных проблем;
4) социалистические страны во главе с СССР заинтересованы в мирном сосуществовании с Западом и поэтому не могут быть авангардом мировой революции;
5) революционность присуща лишь народам бывших колоний, чья борьба против империализма может привести к ликвидации эксплуатации и победе социализма.
6) Китай – естественный лидер стран третьего мира в борьбе против гегемонии сверхдержав – СССР и США.
В течение нескольких десятилетий идеология маоизма была популярна в бывших колониях с преобладающим крестьянским населением. Она получила определенное распространение и в среде леворадикально настроенной молодежи стран Запада, которую привлекали ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе против империализма. Маоистские идеи вдохновляли многих участников студенческих волнений конца 60-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. К настоящему времени влияние маоизма в мире является незначительным, а в Западной Европе сошло на нет.
- Мировые политические идеологии
- 1.Природа и предназначение политической идеологии
- 1.Сущность и основные модели формирования политической идеологии
- 2. Функции политической идеологии
- 3.Идеологический дискурс
- 11.Либерализм и неолиберализм
- 1.Классический либерализм
- 2. Специфика неолиберализма
- 111.Либерализм в россии
- 1.Эволюция русского либерализма
- 2. Современный либерализм
- 1У. Идеология консерватизма
- 1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
- 2.Традиционалистское течение
- 2.Либертаристское течение
- 4.Неоконсерватизм
- 1. Генезис русского консерватизма в дореволюционный период
- 2. Консерватизм русской эмиграции
- 2.Современный русский консерватизм
- 1. Теоретические источники марксизма
- 2. Формационная схема исторического прогресса
- 4. Противоречия марксизма
- 5. Ленинизм и большевизм
- 6.Неомарксизм и еврокоммунизм
- 7.Место марксизма в истории общественной мысли.
- 1.Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины
- 2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
- 3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
- 4. Система «социального государства»
- Заключение
- 2. Функции политической идеологии
- 3.Идеологический дискурс
- 11.Либерализм и неолиберализм
- 1.Классический либерализм
- 2. Специфика неолиберализма
- 111.Либерализм в россии
- 1.Эволюция русского либерализма
- 2. Современный либерализм
- 1У. Идеология консерватизма
- 1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
- 2.Традиционалистское течение
- 2.Либертаристское течение
- 4.Неоконсерватизм
- 1. Генезис русского консерватизма в дореволюционный период
- 2. Консерватизм русской эмиграции
- 2.Современный русский консерватизм
- 1. Теоретические источники марксизма
- 2. Формационная схема исторического прогресса
- 4. Противоречия марксизма
- 5. Ленинизм и большевизм
- 6.Неомарксизм и еврокоммунизм
- 7.Место марксизма в истории общественной мысли.
- 1.Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины
- 2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
- 3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
- 4. Система «социального государства»
- Заключение