logo
politologia_lektsii

Концепции демократии:

Мильвиль:

К лассическая либеральная Прямая

О хранительная Развивающая

Э литарная

Плюралистическая Партиципаторная

  1. Прямая: возникает в 5 веке до н. э. в Афинах. Все мужчины старше 20 лет имели право участвовать в эклессии. Эклессия выбирала совет из 500 человек (от 30 лет), еще была Коллегия 50 (готовила решения для Совета; действовала постоянно, все ее члены избирались слепым жребием). У Коллегии каждый день был новый представитель, им можно было стать раз в жизни (кроме 10 военачальников, которые могли избираться несколько раз).

  2. Либеральная: для либерализма – свобода, для демократии – равенство. Для либерализма личность свободна от всех и всего. С точки зрения либеральной демократии, народ – совокупность личностей-собственников. Признание индивидуальности и прав личности первостепенны. Узкое понимание демократии как только политической. Представительная демократия. Узкое понимание государства как арбитра. Разделение властей. Меньшинство в полной безопасности, так как его сложно определить.

Слабые стороны:

- ограничена социальная база

- декларативная демократия

- принижается роль государства

- излишний индивидуализм (препятствует образованию нации)

  1. Охранительная (протективная): Иеремия Бентам, Джеймс Милль. Все должно приносить пользу. Человек стремится максимизировать свою пользу. Демократия – для того, чтобы охранять от государства, остального мира, самих себя. Большая доля участия. Добавляется конституционность. Один крупный интерес – демократия.

  2. Развивающая: Ж.-Ж. Руссо. Общая воля – там, где пересечение интересов. Демократия – прежде всего равенство, братство интересов. Демократия должна проявляться во всем (радикальная). Тотальная: меньшинство нужно принудить быть свободными (идею использовали Якбинцы – устраняли еретиков в плане свободы). Человек будет развивать себя, приобщаясь к общей воле. Демократия прямая: маленький срез решает за всех, так как интересы общие. Милль: неравенство голосов. У чернорабочего – 1, у профессоров – 20 и т. д. В этом и проявляется развивающий характер демократии (способствует развитию).

  3. Социалистическая (Марксистская): Демократия возможна в обществе, где отсутствует эксплуатация. Понимание демократии как социальной. В идеале собственность должна быть всеобщей, тогда права станут равными. Необходимости в государстве не будет, оно отомрет. «Концепция отмирания государства». Ленин: «В капиталистическом обществе – демократия для меньшинств».

  4. Партиципаторная: демократия участия. К. Пейтман, П. Бекрек, Дж. Циммерман. Демократия проникает во все сферы общества, на всех уровнях. Любой трудовой коллектив – с демократией в управлении; обязательность участия. Большая сознательность населения, высокая информированность, высокий интерес к политике. «Учись участвовать, участвуя». Когда элементы партиципаторной демократии включаются в избирательные системы, появляется возможность отозвать депутатов, собрать референдум.

  5. Элитарная: Йозеф шумпетер. Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что народ избирает правителей. Масса политикой не интересуется, знаниями не обладает. Разумно, что масса по доброй воле передает власть элите (сплоченному, опытному меньшинству). Смысл демократии в том, что народ одобряет элиту. Условия успеха демократии:

- Умная, образованная, честная элита

- сфера применения решений элиты строго ограничена, прописаны возможности контроля со стороны населения, механизмы, чтобы поменять элиту.

- существует оппозиция элиты как еще один контроль.избирательная система и выборы – чтобы элита чувствовала ответственность за страну, народ.

Очевидна возможность вырождения в авторитарный режим.

  1. Экономическая: Э. Даунс. В политике есть продавцы (элита) и покупатели (общество). На выборах все решает максимизация прибыли. Голосуют за ту партию, где прибыль больше (или издержки меньше).

  2. Плюралистическая: Д. Трумэн, Г. Ласки, Р. А. Даль. Большинства не существует. Оно слишком фрагментировано внутри. Для политики интересны группы, так как они – носители политической воли. Вне группы для политиков индивидов нет, а потому их участие особо не нужно, все сделает группа. Государство арбитрствует, следит за равноправием групп (вне зависимости от количества их членов). Группы интересов обладают большей степенью участия. Минус – человек является исключительным. Основные взаимодействия между политиками и группами интересов. Развивается идентичность в группе, происходит развитие человека (внутри группы), чтобы попасть в групповую элиту.