logo
Основу сучасних наукових студій політичного лід

Е. Политический имидж лидера

...как целенаправленно формируемый образ политика, призванный оказать эмоционально-психологическое влияние на определенных людей или социальную общность включает три группы характеристик. Прежде всего, это - персональные характеристики лидера, к которым относятся его физические характеристики, психофизиологические особенности, характер, индивидуальный стиль принятия решений и т.п. Другая составляющая образа лидера - социальные характеристики, - принадлежность лидера к определенной социальной группе (партии, национальности, профессиональной группе), его социальное положение и т.п. Кроме того, имидж лидера несет в себе символическую нагрузку: лидеры становятся олицетворением идеологий, того или иного возможного будущего, определенного курса действий.

В этом контексте политические лидеры фактически персонифицируют политические процессы и события. Идентифицировав основные политические силы страны с конкретными личностями, люди сводят сложные политические процессы до приемлемых для своего уровня понимания размеров межличностных отношений. В результате политического деятеля, обретшего свое человеческое измерение, можно ругать или хвалить как индивида, ему можно приписывать ответственность за политические акции. Он может стать своего рода идеалом для людей, поддерживающих его политику, или “козлом отпущения” для недовольных, символом восхищения или символом никчемности. В большинстве постсоветских стран такая персонификация носит гипертрофированный характер: при отсутствии ясных политических программ и последовательности в действиях политических партий большинство населения ориентируется на отдельных лидеров или авторитетов.

Для публичного политика большое значение имеет корпоративный имидж - степень престижности в сознании большинства населения образа той организации, в структуре которой данный политик проиндексирован (14; 113-117). Так, Е. Примаков для большинства россиян ассоциируется с МИД и службой внешней разведки, С.Степашин – МВД, В.Путин - ФСБ - довольно престижными в России организациями.

Следует отметить, что зрелый политик не довольствуется ролью пассивного объекта восприятия, но стремится активно влиять на тот образ, который складывается в сознании масс, создавая и корректируя его с помощью различных приемов саморекламы. В этой связи необходимо четко различать устойчивые составляющие имиджа, т.е. подлинные черты личности политика, на восприятие которых практически невозможно повлиять путем различного способа подачи информации, и неустойчивые - восприятие которых зависит от работы имиджмейкеров, качества и способа подачи информации в СМИ.

Yandex.RTB R-A-252273-3