logo
умк-Политология для всех студентов

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Рассмотрите группы интересов как активных и важных субъектов политического процесса в России (Политология / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. С. 171-174).

2. Раскройте роль политических конфликтов как стимуляторов политической модернизации и обновления.

3. Объективные и субъективные предпосылки напряженности и дестабилизации в обществе.

4. Политический конфликт: сущность, причины, типы политических конфликтов.

5. Стадии протекания политического конфликта. Функции политического конфликта. Пути разрешения политических конфликтов.

6. Что такое политический кризис? Виды политических кризисов.

7. Раскройте сущность и содержание межнационального конфликта.

8. Раскройте сущность и содержание политической модернизации.

9. В чем состоят особенности политической модернизации в современной России?

10. Что такое оригинальная (спонтанная) и вторичная (отраженная) модернизация?

11. Сравните политическое развитие России и стран Восточной и Центральной Европы за последнее десятилетие по следующим параметрам:

а) исходное состояние социума;

б) направленность изменений, их вектор;

в) политические и социальные субъекты, участники реформ;

г) мировой контекст и внешнеполитическое влияние;

д) основные задачи, стоящие в переходный период.

12. В Китае своим недругам в сердцах желают «жить в эпоху великих перемен». Прокомментируйте данное «послание» с политологических позиций.

13. Для предупреждения межэтнических конфликтов разработана система специфических мер:

- соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими «нулевого» варианта гражданства, то есть все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;

- реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парламенте, правительстве и других государственных органах;

- организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;

- проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале «положительной дискриминации»;

- система образования должна раскрывать опасность этнических предрассудков, учить людей их преодолевать;

- работники средств массовой информации, ученые, деятели искусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;

- запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный результат, здесь должно действовать общественное мнение.

Проанализируйте имеющийся опыт разрешения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве и попытайтесь сформулировать свои соображения по поводу приведенных выше мер, сформулируйте дополнительные меры для предупреждения конфликтов.