logo
Деркач А

2.5. Оппозиционарность как феномен демократизирующегося общества

Проблема взаимоотношения общества и его институтов, прежде всего властных структур, с различными общественными объединениями и конкретными личностями, особенно на этапе реформирования социальной практики, исключительно актуальна. Особое место в ряду этих взаимоотношений в России занимает оптимизация взаимосвязей с оппозицией, которая по мере углубления демократических процессов в обществе все больше заявляет о себе как реальная многовекторная и противоречивая политическая сила. Оппозиционарность, выступающая интегративной характеристикой проявления активности оппозиции, следует расценивать как одну из ведущих закономерностей демократизирующегося общества. Проявление этой закономерности недостаточно изучено политической психологией и другими отраслями отечественной науки. Актуальность признания объективно обусловленного феномена оппозиции в демократизирующемся обществе и понимания его природы, прежде всего через проявление ее сущностной природы-- оппозицио-нарности - определяется и тем, что ее политический статус в нашей стране еще недостаточно определен. Приоритеты нового идеологического курса реформирующейся России все больше ориентируются на идеалы демократии, свободы и плюрализма, создавая объективные предпосылки для проявления оппозиционарности в обществе. Тем не менее практика политической жизни современной России показывает, что в настоящее время сформировалось особое отношение к оппозиции, которая многими официальными лицами негласно относится к разряду “врагов демократии”. Этим самым оппозиции придается маргинальный социальный статус - с одной стороны, она официально признана и даже рекламируется средствами массовой информации. С другой стороны, власть нередко относится к оппозиции непримиримо. Проявление нетерпимого отношения к оппозиции негативно отражается на политическом и социально-экономическом состоянии общества и государства. Оно является одной из причин того, что продолжают углубляться кризисные явления - усиление деструктивных и разрушительных процессов в духовной и социально-политической сферах, снижение экономического потенциала и авторитета страны в мировом сообществе, ущемление интересов широких народных масс и неопределенность в перспективах развития общества. Следовательно, когда организм общества находится в нестабильном состоянии, в стадии формирования или реформирования, оппозиция, как показывает опыт развития ведущих стран мира, может и должна стать источником и движущей силой и важнейшим оздоравли-вающим фактором в нем. Продуктивность отношений власти и оппозиции зависит от многих обстоятельств, в том числе не последнюю роль здесь играет теоретическое осмысление психологических аспектов этих отношений. Таким образом, понимание проблемы оппозициoнарности имеет безусловную практическую значимость. В связи с тем, что Россия еще не определилась и не укрепилась в выборе политического и социального пути, ее политический курс и социальная практика до сих пор кардинально отличаются от опыта правовых государств западного типа. Следовательно, для обеспечения эффективного использования конструктивного потенциала оппозиции важно опираться как на результаты теоретико-методологических исследований этого феномена, так и на эмпирические данные. Выявление психологических аспектов творческого диалога между оппозиционными сторонами, регулирование непродуктивных конфликтных отношений, пути и способы легитимизации оппозиции, определение мотивов и потребностей в сложных отношениях оппозиции и власти - это далеко не полный перечень всех психологических сторон современной оппозиции. Актуальность проблемы оппозиционарности прямо связана с огромной политической значимостью оппозиции как социального явления. Оппозиция является одним из основных субъектов политического процесса, и именно поэтому непонимание социальной ценности оппозиции может ослабить политическую систему общества. В условиях конкуренции с сильной оппозицией власть более адекватно реагирует на социальную и политическую атмосферу в обществе, учитывает многообразие и содержание политических интересов народа. Государственная власть нацелена на удовлетворение интересов господствующей части населения. В связи с этим власть стремится закрепить привилегированное положение тех социальных групп, которые являются ее опорой. Поскольку государственные нормы должны носить обязательный характер для всего общества, государство законодательно утверждает приемлемую для него оппозицию. Оно нормативно закрепляет легальную оппозицию. Несмотря на это, любая государственная власть в той или иной степени всегда не соответствует реальной социальной, экономической, культурной структуре и потребностям общества. При этом интересы многих групп населения учитываются властью частично или даже игнорируется ей. Их выразителем становится конструктивная оппозиция. Она практически всегда защищает социально и политически незащищенные слои населения, выявляет и поддерживает продуктивные социальные отношения, требующие трансформации. При этом конструктивность оппозиции определяется степенью соответствия ее целей, функций и деятельности интересам населения страны. Оппозиция провозглашает своей целью установление такого соответствия. Такая оппозиция объективно оценивает ошибки власти, добивается коррекции ее политики, не допускает злоупотребление властью и ставит своей целью достижение повышения степени ее соответствия интересам народа. Сочетание легальности и конструктивности обусловливает объективную потребность демократизирующегося общества в реальном присутствии в социальной практике оппозиционарности. В целом же оппозиция является политическим механизмом, противодействующим монополизации всей полноты власти личностью, партией или политической элитой. Субъектами оппозиции выступают оппозиционные силы различной направленности (конструктивные, деструктивные и др.), находящиеся в противоречиях с официальной властью. В условиях принятия, противостояния, конкуренции или борьбы власти с оппозицией характер их взаимоотношений во многом определяет роль широких масс. Независимо от того, какой тип политического управления господствует в обществе, демократический или авторитарный, без опоры на эти массы невозможно ни утверждение власти, ни победа оппозиции. Важно понимать, что для того, чтобы оппозиция могла бы достичь своих политических целей, она должна существовать как политическая организация, поддерживаемая хотя бы частью общества. В обществе с низким уровнем правосознания, в котором население не осознает свои подлинные интересы и не может соотнести их с политикой государства, не может быть сильной оппозиции. Более того, деятельность оппозиции, утратившей связь со своей социальной базой и с теми людьми, которых она поддерживает, лишена всякого практического смысла. Оппозиция в силу того, что она не обладает властью, а только претендует на нее, в большей, чем власть, степени ориентируется на субъективные, психологические идеи своей популярности и оппозиционных настроений масс. Не обладая реальной властью, она стремится, прежде всего, к завоеванию власти психологической и именно поэтому для достижения своих целей должна обращать внимание на такие феномены массового сознания, как утрата харизмы властвующим лидером, поиск новых социальных идеалов, критические настроения и т. д. В современном российском обществе, как и в других цивилизованных странах, проявляются закономерные признаки демократизации всех сторон его функционирования. Они характеризуют закономерности его прогрессивного развития. Одна из таких закономерностей проявляется в виде реально утверждающейся оппозиционарности. Раскрыть ее проявление представляется возможным через ее ведущие психологические аспекты в условиях современного общества (см. рис. 6). Для этого важно дать развернутую характеристику социально-психологических истоков, факторов и механизмов, сущностных признаков оппозиционарности и непосредственно психологического механизма взаимодействия оппозиции с властью и обществом; определить социально-психологические особенности оппозиционарности в российской политической практике и основы придания конструктивной направленности оппозиционарным взаимоотношениям в демократизирующемся обществе.

Социально психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционности Психологическое содержание феномена оппозиционарности определяется следующими признаками: социально-политической активностью или пассивностью, интересом к политике или безразличием к ней, способностью быть субъектом политических отношений или быть ее пассивным объектом, конформностью или стремлением независимо от позиции власти выражать и отстаивать собственную программу. Важнейшим социально-психологическим источником оппозиционарности является интерес человека или политического объединения к социально-политической сфере, забвение, хотя бы на время, собственных индивидуальных проблем во имя общих ценностей, целей и интересов. Не менее важной психологической основой оппозиционарности является изначальное стремление субъекта политики к целенаправленной активности. Его природа, прежде всего конкретного человека не позволяет довольствоваться уже достигнутым, почивать на лаврах, добытых своей собственной деятельностью или культурно-историческим прошлым. Не всегда источник активности - изменение гармонии отношений с внешней средой, порождающее нарушение внутреннего психологического равновесия. Концепция активности как стремления приобрести утраченное равновесие не объясняет стремление к развитию, к творческому освоению и преобразованию социально-политического бытия. Это находит яркое подтверждение в рассмотрении психологических истоков оппозиционарности, не возникающей без внутренней, самопорождающейся активности человека, протестующего против роли пассивного исполнителя чужой воли. Даже в том случае, когда субъект политики вынужден только подчиняться, он всегда способен выработать свое отношение к происходящему и через это отношение, хотя бы в психологическом отношении, преодолеть навязываемую ему социальную объектность. Оппозиционарность это характеристика личности или политического объединения в ее культурно-политическом континууме. Психологической основой оппозиционарности является определенная социально-политическая, в том числе и личностно-профессиональная зрелость. Субъект политики только тогда является таковым, когда не только выполняет социальные роли, но трансцендирует за их пределы, не только пассивно усваивает социально-политические ценности, но активно выбирает наиболее подходящие для него и создает новые. Политически зрелый субъект политики осознает, что его жизнь и условия существования политического объединения, с которыми он себя идентифицирует, прямо зависят от социально-политических условий. Такое понимание побуждает его вырабатывать особое отношение к социально-политической среде. Атрибутом субъектного отношения является оппозицио-нарная ориентация как предпосылка деятельности, направленной на изменение, улучшение, развитие условий социально-политической среды существования независимо от степени ее совпадения с официально проводимой политикой. Нарушение внутреннего равновесия, дефицит потребностей, который осознается субъектом политики, проявляется у него в понимании факта нарушения собственных интересов, нарушения внешнего равновесия отношений с социально-политической средой, а также в понимании нарушения устойчивых макро-социальных групповых отношений. Это порождает ощущение дискомфорта и стремление его преодолеть. Таким образом, утрата социально-политического гомео-стаза является важнейшим фактором формирования оппозиционарности. Социальная жизнь не всегда строго запрограммирована и не всегда четко определена. В то же время нельзя представлять себе общество как нечто аморфное, расплывчатое. В обществе существуют свои закономерности, например, относительно четкая иерархия социальных слоев. Существует распространенное мнение, что, поскольку люди неравны по своим материальным возможностям, творческим способностям, мотивации к социальной активности и другим психологическим качествам - психическим процессам, свойствам, состояниям или образованиям, то всегда будет существовать большинство, не способное к планированию и управлению своей жизнью и руководимое им меньшинство. Исходя из этого, например, В. Куращвили выделил три социально-психологических типа людей по признаку их отношения к организационной системе: доминаторы, ориентированные на власть; паритен-ты, не ориентированные ни на власть, ни на слепое подчинение, но способные подчиняться, если это им кажется разумным; сервиленты, легко внушаемые конформисты, они легко подчиняются чужой воле. Следует отметить, что такое разделение, хотя и верно по сущности, вместе с тем несколько упрощенно отражает типологию отношения к политической системе, поскольку даже самый пассивный конформист может иметь определенную оппозиционарную ориентацию. В реальности большинство, хотя и не стремится к достижению всей полноты власти, в то же время не соглашается с ролью простых объектов социально-политического манипулирования. И наиболее фундаментальным проявлением такого неприятия является оппозиционар-ность как массовая ориентация, выражающаяся в частичном или полном неприятии социально-политических приоритетов властных структур. Оппозиционарность, при этом выражает активное противодействие навязываемой властью человеку или политическому объединению объектности и предстает как явление массовое. Она в тех или иных своих формах распространено повсеместно, но более всего выражена в деятельности политически организованной оппозиции, открыто противопоставляющей себя официальным властным структурам. Важнейшим источником оппозиционарности является стремление масс быть не объектами, а субъектами социально-политической сферы, желание конкретных людей участвовать в реальной политической жизни. Психологическая основа такого стремления - желание властвовать. Многие психологи, философы и политологи были убеждены, что воля к власти является неотъемлемой частью человеческой личности. Так, Ницше считал, что все в мире, начиная с электронов и заканчивая человеком, стремится к власти, которую он понимал как интеллектуальное, физическое, нравственное подчинение других своей воле. Это же подтверждают другие психологические концепции. Желание властвовать не относится к витальным потребностям человека, поскольку человек не может жить без пищи, воздуха, воды, сна и т. д., но вполне может жить без властвования. С другой стороны, даже самый маленький ребенок стремится к власти, вначале над своим телом, затем над окружающими предметами, буквально с момента своего рождения он пытается подчинить своей воле окружающих людей. Стремление к власти формирует особое отношение к действительности, при котором носитель власти претендует на роль субъекта - преобразующего начала, а массы, подчиняющиеся власти, соглашаются на роль объектов, средств, целей активных воздействий правящей элиты. В то же время они стремятся преодолеть навязываемую им объектность и принимать более или менее активное участие в процессе функционирования социально-политического организма, что находит свое выражение в оппозиционарной ориентации и активности. Оппозиционарность как социально-политическая ориентация возникает в результате процесса взаимодействия собственных потребностей и условий мак-росоциальной сферы. Существуют самые различные группы потребностей. Это, прежде всего, потребность движения, активности, материальные потребности, потребности социального взаимодействия, познавательные потребности, духовно-нравственные потребности. Согласно концепции А. Маслоу, существует иерархия потребностей, в которой низшее место занимают потребности физиологического существования, затем идут потребности безопасности, выше которых расположены потребности человеческого общения и на самой вершине пирамиды потребностей расположены потребности самоактуализации [159]. Эта концепция обладает определенной ценностью в отношении психологии масс и применительно к проблеме оппозиционарности. В иерархии социальных интересов масс доминирующее значение играют потребности материального благополучия и безопасности, поскольку именно эти потребности максимально экстраполируются, в результате чего происходит перенесение индивидуальных потребностей в макросоциальную сферу. Именно потребности материального благополучия, необходимого для выживания, и потребность безопасности обладают максимальной по сравнению с другими потребностями атрибутивностью, поскольку принято считать, что государство несет ответственность за минимальное материальное благополучие и безопасность граждан. Неспособность государства удовлетворить основополагающие нужды населения неизбежно приводит к достижению неудовлетворенных потребностей критического уровня и, как следствие, к тотальному, массовому недовольству проводимым курсом и появлению коллективных непримиримых оппозиционарных на; строений. Любая политическая система должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение простейших, необходимых для выживания, физических потребностей человека и на обеспечение безопасности - „ борьбу с преступностью, поддержание общественно- 253 го порядка, предотвращение войн. В том случае, когда политическая власть не может обеспечить потребность народа в физическом выживании и безопасности, теряет какой-либо смысл удовлетворение остальных потребностей - в социальном взаимодействии, познании, творческом развитии. В данном мотивационном поле раскрывается механизм оппозиционарной активности субъектов политики на индивидуальном и групповом уровнях. В системе психологических характеристик источников оппозиционарности следует выделять такие, как аффективный, интеллектуально-когнитивный и поведенческий компоненты. Аффектность, как одна из психологических харак-теритик оппозиционарности, раскрывает ее зависимость от эмоционально-чувственных особенностей субъектов оппозиции. Следует признать, что симпатии и антипатии, приоритетность чувственного или рационального и др. для человека, группы, общности как субъектов оппозиции играет исключительно важную роль. От уровня эффектной “окраски” решения, деятельности, взаимоотношений и связей оппозиции с властью и обществом в решающей степени зависит характер оппозиционарности, которая может рассматриваться как природа ее существования. Не менее важно понимать и то, что, поскольку оппозиционарность в исходном составе имеет ценностные ориентации субъектов оппозиции, принципиальное значение приобретает ее интеллектуально-когнитивный источник. Этот компонент характеризует осмысление ими феноменов политической и социальной жизни в сложной понятийной системе. Социальная ценность оппозиционарности, ее эффективность во многом зависят от их интеллектуального потенциала. Критерий интеллектуальности субъектов оппозиции выступает эталоном осознания, выработки и реализации обоснованной альтернативной программы преобразований и действий в соответствии с выдвигаемой целью. Главным и прямым психологическим основанием оппозиционарности является когнитивный диссонанс - несоответствие между представлениями о желаемом и реально существующем, способах политической организации, ее роли и деятельности. Конкретное содержание оппозиционарности может определяться кроме отмеченных выше источников и такими, как прагматический и ценностный диссонансы. Прагматический диссонанс, как ключевой психологический источник, представляет собой несоответствие или неудовлетворенность интересов и потребностей в рамках выдвинутых официальными субъектами политики целей, задач и программ их достижения. В определенном смысле оппозиционарность широких масс формирует сам правящий режим. Она зависит от того, насколько успешен избранный политический курс, насколько полно удовлетворены интересы народа. При этом объективная основа создается теми возможностями, которые предоставляет демократизирующееся общество. Здесь можно выделить три группы интересов: интересы, связанные с воспроизводством материальных и духовных условий жизни индивида; интересы профессиональной деятельности; общественные, в том числе и политические, интересы. Процесс осознания материальных, профессиональных и духовных интересов связан с представлением об иерархии важности социальных ролей, выполняемых человеком. Так, если основной социальной ролью для человека является роль профессионала, то его главным социально-политическим интересом будет обеспеченность интересной, справедливо оплачиваемой работой. В том случае, когда главным для человека является семья, коллектив, состояние всех соотечественников - он будет видеть свой социально-политический интерес в развитии системы образования, достижении социальной справедливости, повышении авторитета и влияния России в мировом сообществе и др. Важным механизмом формирования социально-политического интереса является идентификация субъекта оппозиции с той или иной социальной группой и осознание того, насколько удовлетворены интересы этой группы. Такая идентификация может основываться на самых различных критериях - совместимости с коллективом, половозрастных, этно-национальных, профессиональных и других признаках. Для определения социального интереса важно понять, с какой группой прежде всего идентифицирует себя субъект оппозиции. Важным фактором включения его в политическую жизнь как носителя оппозиционарности является осознание того, что удовлетворение социально-политических интересов гарантирует удовлетворение материальных, духовных и профессиональных интересов. При этом, как замечает Ю.П. Никифоров, можно выделить такие стадии осознания социально-политического инхереса: появление беспокойства, политического дискомфорта; перенос недовольства на политическую сферу и формирование политических интересов, чувств; осознание интереса на рациональном уровне, формирование политической программы действий [56]. Чем более осознан политический интерес, тем более продуманной и эффективной будет политическая деятельность индивида; и напротив, политические действия без осознания политических интересов могут привести к самому непредсказуемому результату. Процесс осознания политических интересов не всегда прост. Важно не только понять свой интерес, но и препятствия в его удовлетворении. Властные структуры нередко навязывают народу чуждые ему ценности, уводя его от возможности осознать свои подлинные политические, социальные и материальные интересы. Понимание политических интересов является необходимой частью программных действий как оппозиции, так и власти. В этом понимании особенно важными моментами являются следующие: общий обзор политических интересов народа; содержание политических интересов; выделение доминирующих интересов; оценка возможности перевода политических интересов в политические действия; определение общих политических интересов; оценка возможности согласования политических интересов. В настоящее время можно говорить о том, что большинство людей слабо осознают свои политические интересы. Власти внушают народу мысль, что реформы осуществляются не только в интересах олигархического меньшинства и в интересах формирующегося класса частных собственников, в который должны все войти, но и в интересах демократизации общества, во благо всего народа. Вместе с тем неудовлетворенность всех этих интересов и потребностей у большинства населения является важнейшим источником активизации оппо-зиционарности. В то же время такое сложное, многогранное явление, как оппозиционарная ориентация, не может быть сведено исключительно к этим интересам. Именно поэтому власть, используя методы политического воздействия, манипулирования и пр., опирается не только на господствующие социальные слои, но и на социальные группы, ущемленные в своих интересах. Наиболее ущемленными в своих интересах и, следовательно, наиболее ошгозиционарными являются следующие социальные слои: производители, занятые в государственном секторе экономики, социальной и духовной сферах; крестьяне, поскольку в последние годы были разрушены формы коллективного сельского хозяйства, а фермерское движение без государственной поддержки оказывается не способным выполнять социальный заказ и обеспечить собственное комфортное существование; интеллигенция, по причине резкого снижения ее интеллектуального, нравственного и общекультурного уровня; социально уязвимые группы населения, для которых проблемой стало простое физическое выживание. Именно эти социальные слои являются основной социальной базой. Кроме того, армия, персонал оборонного сектора, науки и образования проявляют неудовлетворенность своим положением и ролью в обществе. К ним можно отнести также бизнесменов и предпринимателей, которые не удовлетворены тем, что не в состоянии справиться со своими проблемами, а государство и его институты, прежде всего правоохранительные органов, не способны оградить их от преследований криминалитетом, срастания с ним и справиться с повальной коррупцией. На пороге XXI века интересы фактически всех социальных слоев в России в той или иной мере ущемлены, именно поэтому для оппозиционарной ориентации есть все объективные основания, хотя это еще не значит, что теоретические или идейные оппозиционеры готовы к реальным политическим действиям как конструктивная или деструктивная оппозиция. Многие из них занимают псевдооппозиционарные позиции, прикрывая этим свои истинные устремления. Главной особенностью настоящей политической ситуации в России является то, что власть представляет интересы незначительной в количественном отношении части населения. Именно поэтому большая часть населения должна бороться за свои права и интересы, используя политическую оппозицию. В то же время, поскольку социальная структура находится только в начале своего становления, социальным слоям с совершенно новым статусом в условиях принципиально иной политической системы трудно определить свои интересы. Именно это является одной из важнейших причин слабой осознанности, пассивности оппозиционарности большинства ущемленных в своих интересах граждан. Таким образом, движущие силы оппозиционарности не могут быть рассмотрены исключительно через призму политических интересов. Даже наиболее социально уязвимые слои населения могут быть лояльными к власти, в то же время оппозиционарные установки могут быть и у защищенных властью людей. Социальный интерес - не единственный источник оппозиционарности. Ценностный диссонанс, как важнейший источник оппозиционарной ориентации, характеризуется как несоответствие ценностных ориентации властных структур и их сторонников мировоззрению, нравственным и социальным ценностям субъектов оппозиции. В данном проблемном поле кроется первичный источник отличий, противоречий официальных целей и программ от тех, которые выдвигает и реализует оппозиция. Такое реальное противоречие может порождать конфликт и агрессивные формы социальных отношений. При этом важно понимать, что инициатором конфликта не всегда является оппозиция. Им часто становится власть, которая в своих безальтернативных формах функционирования может дойти до стремления ликвидировать всякое инакомыслие, а следовательно, и оппозиционарность в любом ее проявлении. Таким образом, оппозиционарность не тождественна социальной или политической агрессии, она не обязательно носит конфликтный характер. Оппозиционарность - объективно ценное социально-психологическое явление. Непонимание этого властью дестабилизирует не только политическую, но и социальную обстановку, так как, не имея возможности выразить оппозиционарную ориентацию, добиваться реализации своих интересов через конституционную деятельность оппозиции, люди могут встать на путь открытого противостояния власти, политического конфликта и даже гражданской войны. Оппозиционарная ориентация имманентно конфликтна по отношению к власти. Конфликтность зависит во многом от того, насколько существующий политический режим расходится с оппозиционарны-ми ориентациями. Оппозиционарная агрессия не должна превышать определенной критической точки, за пределами которой она приобретает преимущественно разрушительный характер. В целом прагматический и ценностный диссонансы приводят к активизации социально-политической активности субъектов оппозиции. Все отмеченные источники проявления оппозиционарности дают только ориентировочные представления о ее детерминантах. В конкретных условиях требуется более детальный и всесторонний анализ этой проблемы. Это также поможет правильно разобраться в сущности оппозиционарности и возможности влияния на ее характристики. Сущность и интегративный психологический механизм оппозиционарности проявляются через выражение определенной ориентации, деятельности и взаимодействия оппозиции с обществом и властью. В данных измерениях предстает сущность оппозиционарности, как многомерного и закономерного явления демократизирующегося общества. Для раскрытия их структуры и содержания прежде всего необходимо уточнить саму сущность политической оппозиции. Оппозиция может рассматриваться как политически организованная часть общества, выражающая интересы социальных слоев, выступающих против курса правящего политического режима, отстраненная от выработки важных для общества решений, стремящаяся реализовать интересы своей социальной базы путем завоевания государственной власти или участия в ней. К определяющим признакам оппозиции можно отнести наличие политической организации; официальное заявление лидеров о вступлении в оппозицию к правящему режиму; наличие альтернативной правящему курсу программы; подчинение действующему законодательству; признание правящим режимом легитимности организации. Политическую оппозицию целесообразно разделять на организованную и стихийную, политические ориентации которых характеризуются критически-конструктивным, деструктивным или пассивным отношением к правящему режиму, социально-политическим и другим проблемам общества. В данном контексте оппозиционные ориентации в той или иной степени проявляются как у широких народных масс, отдельных группировок, так и у отдельной личности. Исследование психологических аспектов оппозиции привело к необходимости введения нового понятия, которое раскрывало бы условия, факторы, механизмы и в целом сущность того сложного отношения к власти и взаимодействия с ней, в целом с обществом, раскрывая в конечном счете феномен политической оппозиции. Это понятие должно стать элементом, в котором в неразрывном единстве слиты психологическое и социально-политическое и может быть обозначено новой категорией - оппозиционарность. Оппозиционарность - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально-политической и экономической жизнедеятельности общества. Оппозиционарность характеризуется следующими признаками:

? полное или частичное неприятие существующего порядка, общей структуры общества и его политической системы, направлений внутреннего или внешнего развития страны, определяя критическое отношение к социально-политическому курсу и практике правящего политического режима; ? осознание необходимости реализации собственных политических целей, задач такими силами и средствами, которые в большей степени соответствуют потребностям людей и закреплены в принятой программе, платформе или иной определенно выраженной форме; ? активная деятельность оппозиции по реализации стратегических и тактических цели и задач, прежде всего связанных с отношением к власти, политике, социальной практике и развитию общества.

Оппозиционарность проявляется через противоречивое межличностное или социальное взаимодействие субъектов политики, в котором оппозиция целенаправленно стремится к самореализации и в социально-психологическом плане презентуется тремя неразрывными компонентами - побудительным, когнитивным и регулятивным. Побудительный компонент рассматривается как мотивационно-целевая детерминанта, определяющая характер активности оппозиции в политическом процессе при достижении выдвигаемых целей, частично или полностью не совпадающих с официальной политикой. Когнитивный компонент взаимодействия реализуется в виде коммуникативных и перцептивных процессов, а регулятивныи - поведенческих и эмоциональных процессов. В условиях оппозиционных отношений субъектов политики возникают трудные межличностные или групповые ситуации, которые разворачиваются как процессы, происходящие в соответствии с определенными закономерностями. Эти закономерности проявляются как определенная зависимость осуществления противодействия оппозиции официальной власти, которая характеризуется активным привлечением конкретных психологических механизмов и соблюдением принципов, определяющих конструктивный или деструктивный характер взаимосвязи оппозиции и власти. Причем конструктивное взаимодействие оппозиции и власти возможно при достижении благоприятных социально-психологических взаимоотношений, соответствия профессиональной компетентности субъектов политики решаемым задачам и обеспечения их участия в реализации конгруэнтных целей и задач. Оппозиционарность как процесс проявляется через взаимодействия и воздействия субъектов политики друг на друга, через их отношения, деятельность и общение, обусловленные собственными целями и потребностями, которые'могут быть реализованы только в рамках общего проблемного поля. Внутренней основой оппозиционарности являются самоотношение и взаимоотношения в рамках оппозиционной структуры, которые включают мотивационный (интерес к другому), коммуникативный (доверие к другому), перцептивный (образ другого), поведенческий (установки и ожидания определенного поведения) и эмоциональный (эмоциональные реакции на другого) аспекты. Внешние и внутренние основы проявления оппозиционарности выражаются как актуальное состояние системы ценностей оппозиции, ее отношений в политической системе, как сложная субъект-субъективная реальность, ограниченная по времени и пространству и представленная в сознании, нормах, действиях и поведении оппозиционеров. В зависимости от характера отношений оппозиции к власти выделяются конструктивные, деструктивные и нейтральные ситуации. При этом реальные ситуации по степени сложности их разрешения могут быть представлены как трудная внутриорганизационная оппозиционарная ситуация и трудная межсубъектная ситуация. Трудная внутриорганизационная оппозиционарная ситуация- это ситуация разбалансированно-сти связей и отношений внутри оппозиционной структуры в системе “задача - личностные возможности и (или) мотивы - модель, алгоритм и технология оппозиционарной активности - системные условия существования и проявления активности оппозиции”. Они определяются на основе двух критериев: типа внутриорганизационных отношений, в которых возникла ситуация, а также уровня ее трудности (угрозы) для субъекта оппозиционарности (угроза потенциальная, непосредственная или уже реализующаяся). Соответственно выделяются трудные ситуации профессиональной деятельности субъектов оппозиции - проблемные, конфликтные и экстремальные; организационные ситуации - программные, кадровые, управленческие, обеспечивающие и др.; внутри- и межличностные ситуации - коммуникативные, интерактивные, социально-перцептивные, а также внутрилично-стные затруднения, конфликты и кризисы. Трудные межсубъектные ситуации оппозиционарности проявляются в процессе противостояния и противодействия оппозиции официальным властям и представляют собой психически напряженные ситуации, в которых оппозиция как субъект взаимодействия (его присутствие, действие или бездействие) рассматривается основным участником в виде угрозы, препятствия для реализации своей программы и тактических установок - концепции, целей, ценностей, направленности, стремлений, интересов, оппозиционных позиций и действий. Они включают проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации. Реально проявляется оппозиционарность благодаря определенным механизмам, в основе действия которых лежат психологические компоненты. Наиболее существенные стороны такого проявления выражаются в виде определенных закономерностей. Одна из основных закономерностей взаимодействия оппозиции с властью проявляется в мотивационно-целевой сфере и предстает как борьба целей и мотивов. Она выражается в том, что стремление субъекта оппозиции осуществить свои цели, как правило, власть блокирует удовлетворение интересов оппонента, препятствует достижению ей своих целей. На практике оппозиция чаще всего защищают групповые или собственные интересы. Отстаиваемые оппозицией интересы не всегда существенно влияют на остроту развития политической ситуации. Психологическим механизмом, с помощью которого осуществляется борьба мотивов оппозиции в политическом процессе, является согласование их целей и интересов. Оптимальной с точки зрения достижения общей согласованной цели является направленность и объективный учет конгруэнтных интересов оппозиции и власти, всего общества. Для оппозиционарности характерно проявление определенной субъективности в политическом процессе как закономерного признака. С одной стороны, в силу того, что она выражает интересы отдельного социального слоя или выдвигает собственные групповые цели объективно имеет место возрастание степени искажения восприятия и оценки ситуации. С другой стороны, субъекты оппозиции являются носителями индивидуального, которое синтезируется в рамках общего основания - цели, программы и т. п., при условиях, которые также воспринимаются и оцениваются также субъективно. Искажению подвергаются как сама ситуация в целом, так и ее отдельные составляющие: мотивы, высказывания, действия и поступки как оппозиции, так и власти, а также их личностные качества субъектов политического процесса. Это в условиях трудной ситуации приводит к формированию негативного образа другого. Данный негативный образ в острых, напряженных и затяжных ситуациях проявляется в виде непримиримых взаимосвязей оппозиции и власти. Показателем адекватности восприятия оппозицией политической ситуации служит точность прогноза ее развития. Наиболее часто не прогнозируются конфликтные ситуации, а наименее точно - предкон-фликтные. Точному прогнозу развития ситуации чаще всего мешают ее скоротечность, отсутствие информации о возможных действиях оппонента и недооценка важности проблемы. В качестве одной из основных закономерностей проявления оппозиционарности выступает ее активное участие в коммуникативных процессах взаимодействия с властью и обществом. При этом проявляется такая особенность, как расширение спектра применяемых моделей, алгоритмов и технологий, обеспечивающих более эффективное воздействие на власть и мобильную обратную связь с различными институтами общества. При этом коммуникация в трудных ситуациях характеризуется снижением гласности, открытости и конструктивности в отношениях между ними; возрастанием роли иррациональных компонентов (эмоциональных, а не осознанных способов взаимодействия, невербальных средств коммуникации; усилением критичности высказываний в адрес оппонента; преобладанием побудительной информации над констатирующей, доминированием феномена “слова” над феноменом “дело”, разрушающим воздействием привлекаемых психотехнологий и др. Закономерной стороной проявления оппозиционар-ности является стремление ее субъектов к реализации такой стратегии, тактики и техники участия в политическом процессе, которая обеспечивает достижение поставленных целей. Параметрами, которыми описывается вся эта архитектоника, являются жесткость позиции оппозиции и модальность ее отношения к оппоненту, т. е. власть или иные институты общества рассматриваются как объекты воздействия или как субъекты взаимодействия. Сочетание этих параметров определяет использование таких основных стратегий, тактик и техник, как нормативная, конфронтационная, манипулятивная и переговорная. Выбор их оппозицией определяется соотношением ситуационных, личностных и других факторов. Ситуационными факторами являются: прогноз оппозицией успешности применения избранных стратегии, тактики и техники взаимодействия с властью и обществом; соотношение статусов оппозиции- власти-общества; острота и напряженность социально-политической и экономической ситуации; степень трудности решаемой проблемы; стратегия, которую реализует оппонент - официальная власть; зависимость оппозиции от взаимного отношения к ней власти и общества. В наибольшей степени от ситуационных факторов зависит выбор системы взаимодействия оппозиции с властью и обществом, а также сам характер этого взаимодействия. К личностным факторам выбора стратегии, тактики и техники проявления активности оппозицией целесообразно отнести: ориентацию целей, мотивов лидеров и всего состава оппозиции в конкретной политической ситуации; предпочитаемый тип отношения к власти, государству, обществу; уровень когнитивной сложности, общей культуры, профессионализма субъектов оппозиции. От них более всего зависит выбор конфронтационнои, манипулятивнои или переговорной системы взаимодействия оппозиции. Одна из существенных сторон проявления оппо-зиционарности характеризуется как закономерность эмоционального взаимодействия оппозиции с другими субъектами политики. В зависимости от особенностей политической ситуации проявляется эмоциональная составляющая в общем процессе регуляции связей и отношений оппозиции с властью, обществом и другими субъектами политики. Эмоции, чувства и иные переживания со стороны оппозиции являются индикатором трудности политической ситуации; регуляторами проявления оппозиционарности по всем аспектам - осознания, отношения, взаимодействия, деятельности и поведения; регулятором проявления активности оппонента власти, общества и различных его институтов; проявлением отношения к оппоненту. Отзеркаливание и особенно поляризация эмоций являются деструктивными психологическими механизмами, а эмпатия - механизмом конструктивного взаимодействия оппозиции с различными субъектами политики. Учет отмеченных и других закономерностей проявления оппозиционарности позволяет выбрать оппозиции основные принципы ее осознания, отношения, взаимодействия, деятельности и поведения в конкретных условиях и в непосредственно разворачивающейся ситуации. Все они должны быть научно обоснованы и организационно выверены. Например, определяющими принципами оптимального взаимодействия оппозиции с другими субъектами политики можно считать такие, как: ориентация на переговорную стратегию; широкое использование различных средств коммуникации при минимизации критики и угроз; умелое сочетание прогноза развития ситуации с готовностью к ее негативному развитию; нацеленность политических оппонентов на конкретные свои интересы, в том числе увязывание личных интересов лидеров с интересами дела; постоянный контроль эмоционального состояния; определенный уровень открытости и уважительное отношение к оппоненту и др. Оптимальному взаимодействию оппозиции в политическом процессе способствует реализация таких психологических механизмов, как: согласование целей и интересов; рефлексия; стремление к взаимному доверию; эмпатия; обеспечение баланса рангов и др. С учетом характеристик сущностных признаков оппозиционарности, основных закономерных сторон и механизмов ее проявления в конкретных политических ситуациях представляется возможным определение ее как целостного феномена, который имеет собственную структуру. В соответствии с этим определяется структура оппозиционарности и ее составные части. В нее целесообразно включить взаимосвязанные конструктивную и деструктивную части.

Конструктивная часть Она выражается в выдвигаемой цели и научно обоснованной практике ее достижения. При этом прослеживается ориентация на создание новых политических и социально-экономических отношений, которые в большей степени соответствуют выдвигаемой программе, платформе или другому регламентирующему кодексу и более существенно соответствуют интересам и потребностям общества или его части, представляемой оппозицией. На психологическом уровне негативное состояние психической устойчивости, творческого потенциала, личностно-профессионального развития и в целом психического здоровья приводит к появлению потребности в его преодолении. На устранение такого несоответствия ориентируется оппозиция и в обществе, побуждая к этому власть и всю политическую систему. Обоснование нового альтернативного политического курса включает в себя следующие моменты: выдвижение программы выхода из кризиса, разрешение противоречий, поиск нового баланса социальных интересов, создание более устойчивой социально-политической системы.

Деструктивная часть Критика существующей социальной и политической системы не подкрепляется конструктивными концепциями и действиями. Провозглашается и проводится общая линия на разрушение существующей политической системы, дестабилизацию политической обстановки. На психологическом уровне деструктивной части оппозиционарности прослеживается обострение действия всех или основных психологических факторов на личностном, групповом и общесоциальном уровнях. Это усиливает состояние психического дискомфорта, напряжения, информационного диссонанса, определяющих обострение основных противоречий в обществе, которые нередко выливаются в конфликты между представлениями о возможном, желаемом и реально существующем типе политической системы. Разрушительные социальные ориентации, несущие исключительно деструктивный заряд, нельзя назвать оппозиционарными. Оппозиционарность предполагает особое, научно обоснованное единство деструктивных и конструктивных ориентации. Псевдооппозиционарные деструктивные установки и действия наносят обществу огромный ущерб, и чем большей властью обладают их носители, тем разрушительнее социальные последствия от их действий. Пример тому - политическая деятельность отдельных современных оппозиционеров, которые именуют себя по-разному, но преследуют узкокорыстные цели, которые не ориентируются на прогрессивное развитие общества. Не имея научно обоснованной и всесторонне выверенной программы, такие оппозиционеры перерождаются в антисоциальные силы, которые “подталкивают” общество к его разложению и выливаются в попытки фашизации жизнедеятельности, усиление негативных тенденций в расслоении общества, криминализации социальной практики, обострении связей и отношений страны в мировом сообществе и т. п. Поэтому псевдооппозиционарность не следует принимать за разновидность оппозиционарности, а необходимо расценивать как неприемлемый социальный рецидив, который не может быть одобрен и принят ни существующей властью, ни оппозицией. Содержание и направленность оппозиционарности, соотношение ее конструктивно-деструктивного баланса не может быть неизменным в различные периоды развития общества. Так, во время социальных потрясений, серьезного падения уровня легитимности правящей элиты, провала экономических реформ, кризиса общества представляются большие возможности для активизации как конструктивного, так и деструктивного проявлений оппозиционарно-. сти. В ней проявляется тенденция активизации дифференциации на разрозненные группировки, между которыми обостряются противоречия, конкуренция и даже конфликты. Адекватно расширяется содержание, практика проявления оппозиционарности не только в отношении к власти, но и в отношении других субъектов политики. Именно в таких условиях проявляет себя как многоликая оппозиция, так и псевдооппозиция. Напротив, в стабилизирующемся обществе, в котором усиливаются тенденции демократизации, в оппозиционарности начинает преобладать конструктивно-творческое начало, нацеленное на коррекцию и совершенствование проводимой в обществе политики, а также оптимизацию содержания и организации собственного функционирования. В благополучный для общества период деятельностная, коммуникативная и отношенческая стороны оппозиционарности проявляются как максимально конгруэнтными с проводимой политикой власти и жизнедеятельностью общества. По сфере действия оппозиционарность проявляется не только на общесоциальном или групповом уровнях, но и непосредственно как определенная ориентация, позиция, действия, поведение и взаимоотношения конкретной личности как субъекта политики. В личности, как в высокоорганизованном эпицентре, аккумулируются общественные отношения. Власть и проводимая ею политика - важнейшая сфера общественного бытия, и все, что определяет отношение к ней человека, характеризует его важнейший признак как личности. Оппозиционарность на индивидуальном уровне предстает как социально-политическая система ценностных ориентация, позиций, деятельности и поведения личности, регулирующих ее активность в наиболее значимых ситуациях в целях преодоления противоречий и конфликтов с властью. В диспозиционной концепции регуляции социальной активности субъекта политики проявление оппозиционарности личностью определяет высший уровень ее диспозиций во взаимоотношениях с властью, обществом, конкретными людьми. Оппозиционарность следует различать по формам участия в выработке политики, политической деятельности, взаимоотношений, самоорганизации. Она проявляется в реально противодействующих власти формах политической активности. Все они могут быть представлены как формы взаимодействия в рамках существующей политической системы; массового, группового и индивидуального участия в политических акциях протеста; проведения мероприятий внутриор-ганизационного характера; опосредованного влияния на политическое и социально-экономическое развитие страны, региона, конкретной структуры, организации и пр. Конкретное их использование проявляется как выборы, акции протеста и гражданского неповиновения, парламентская деятельность и др. В тех случаях, когда ошюзиционарность ограничивается только внутренним, психологическим выбором социально-политических ценностей, в инакомыслии или инакоговорении, можно говорить о пассивном или потенциальном типе оппозиционарности. При этом в массовом масштабе оппозиционарность предстает как относительно пассивный, мировоззренческо-ценност-ный протест - недовольство широких масс той или иной формой ущемления их интересов. Потенциальные основы оппозионарности выступают предпосылкой для ее активного проявления. Активная (деятельностно-отношенческая) сторона оппозиционарности осуществляется в реальных шагах по достижению своих целей, выполнению программ и планов в реальном противостоянии с властью. Критерием оппозиционарной активности является готовность и способность субъектов оппозиции к достижению выдвинутых целей и задач. Политическая практика показывает, что оппозиционарность остается пассивной, если в ней не обеспечивается конгруэнтность общей цели и целей отдельных субъектов оппозиции - человека, группы, общности, которые скорее всего преследуют свои “атомарные” интересы, прикрываясь или играя в оппозиционарность, имитируют ее. Поэтому, когда оценивается проявление оппозиционарности, надо иметь в виду активную, пассивную и иммитационную оппозиционарность. Именно их следует считать основным объектом анализа. Вполне очевидно, что психологические аспекты активной, пассивной и имитационной оппозиционарности в корне отличаются друг от друга. Проанализировав сущность, механизмы и факторы проявления оппозиционарнсти как закономерного явления демократизирующегося общества, представляется возможность определить социально-психологические особенности оппозиционарности в российской политической практике в интересах придания конструктивной направленности оппозиционарно- прп emu в демократизирующемся обществе России. Для этого важно исходить из сложившегося опыта, реальной политической и социально-психологической ситуации и прогноза по развитию политических процессов. Анализ данной стороны проблемы характеризуется следующим. Оппозиционарность в современной российском обществе проявляется как сложное социально-психологическое явление, которое нельзя свести к чему-то одномерному, например, к ценностной сфере или только к деятельности, общению и прочей активности определенных субъектов политики. Она представляет собой синтез усвоенных социально-политических концепций и собственного политического опыта, эмпирических знаний и социальных установок, во многом определяемых политическими лидерами. Именно в этом проявляется сложная, двойственная природа оппозиционарности, в которой особым образом синтезированы воедино социально-политический и психологический компоненты. В России следует различать оппозиционарность широких масс, оппозиционарность политически организованной группы и оппозиционарность конкретного человека как субъекта политики. Оппозиционарная установка, являясь базой и основным источником оппозиции, вместе с тем не всегда имеет организованное начало, четкую цель и не предполагает обязательных политических действий. Оппозиционарность как качество присуще каждому зрелому индивиду или групповому субъекту политики. Даже самый далекий от политики человек или деполитизированное объединение людей имеет какие-либо, пусть даже упрощенные и фрагментарные, социально-политические концепции и проявляет свое определенное отношение к власти, обеспечивая себе определенное место в жизнедеятельности общества. При этом все они, даже частично являясь субъектами политики, не могут иденцифицировать себя с общественно-политической системой, властью и в какой-то степени всегда находятся под влиянием самых различных идей и представлений и собственных целей, мотивов и переживаний. Оппозиционарность в то же время проявляется по-разному в количественном и в качественном отношениях. Применительно к российской действительности можно утверждать о слабо выраженной оппозиционарности тех субъектов политики, которые всецело одобряют выбранный правящей властью курс, и о сильно выраженной оппозиционарности у тех, кто полностью отрицает курс развития российского общества. Имеют место и маргинальные оппозиционеры, которые в зависимости от развития ситуации занимают наиболее приемлемые радикальные или конформистские позиции. Это обусловлено объективными и субъективными условиями и факторами, которые характеризуют сущность субъекта политики, в том числе оппозиционного в процессе демократизации в России. Примечательно, что изменение социально-политической и экономической ситуации в обществе вызывает существенные изменения характера проявления оппозиционарности. Причем наиболее яркое и активное это проявление наблюдается среди маргинальной и латентной (скрытой) части представителей оппозиции. Например, случившаяся в августе 2000 года трагедия с атомной подводной лодкой “Курск” дала мощный импульс проявления радикальной активности различных группировок оппозиции. Актуализированный спектр проявления оппозиционарности в этот период вобрал в себя самые разные оценки российской политической системы и действительности, протесты и демонстрации экстремистской политической направленности, консолидированные действия, в том числе с участием международных сил, конструктивного, деструктивного или псевдооппозиционарного характера и др. Особенностью данной ситуации явилось то, что властные структуры оказались недостаточно подготовленными к активному и полезному взаимодействию и эффективному использованию того потенциала, которым уже реально располагала сформировавшаяся в последнее десятилетие отечественная оппозиция, да и другие субъекты политики и общество в целом. Здесь не полностью учтено то, что оппозиционарность реализуется прежде всего через выбор системы социально-политических ценностей, целей и самосотоятельных действий, отличающихся от социально-политических ценностей, целей и ориентации существующей власти. Динамика отношений широких народных масс к власти связана с легитимностью правящей элиты и популярностью политически организованной оппозиций. Представляется, что в таких ситуациях снижение легитимности и доверия общества законной власти актуализирует проявление оппозиционарной ориентации. При этом следует учитывать, что факторы и условия мировоззренческо-целевого, организационно-правового, социально-психологического характера актуализируют активность конструктивной, деструктивной оппозицио-нарности и проявление псевдооппозиционарности. Опыт политических взаимоотношений в российском обществе в последние десятилетия свидетельствует о том, что власть во взаимоотношениях с субъектами политики использует различные методы, в том числе методы психологического воздействия на общественное сознание, мнение, поведение, в определенной степени контролируя направленность и проявление оп-позиционарности. Так, власть использует время и традиции, для того чтобы народ привык к данному типу управления, адаптировался к нему, считал бы его естественным, относился к нему без отчуждения. Именно для этого демонстрируются политические ритуалы. Действительно, то, к чему человек привыкает, воспринимается им как должное. С другой стороны, традиции и время могут стать прямыми противниками управляющей группы, поскольку существует и такой феномен, как психологическая усталость от привычного, которая рождает отказ от традиций и поиск новых ориентиров. Следовательно, психологически важным является легитимность власти и ее организационно-правовых и социально-психологических основ. При этом власть широко использует гигантский потенциал правового, экономического и психологического воздействия, в том числе с применением средств массовой информации (СМИ), которые, искусно формируя харизму политических лидеров, умело поддерживают правящую верхушку. В определенных условиях СМИ занимают и оппозиционную по отношению к власти позицию. Чаще всего это проявляется, когда затрагиваются их интересы как “четвертой” власти, при выполнении “определенного” заказа или при других обстоятельствах. В частности, ими занималась резко конфронтационная позиция в отношении правоохранительных структур по делу В. Гусинского, в оценке действий Президента РФ В. Путина при трагических событиях, связанных с трагедией атомной подводной лодки “Курск”, и др. Однако эти отдельные эпизоды не нарушают общей тенденции тесного взаимодействия власти и средств массовой информации. Эта тенденция характеризуется тем, что психологическое воздействие средств массовой информации, властное манипулирование увеличивают долю иррациональных компонентов оппозиционарности, в результате чего человек в своем политическом решении руководствуется такими иррациональными факторами, как образ лидера, политические мифы, психологическая защита, стереотипы восприятия. Находясь во власти иррациональных представлений, человек только полагает, что он субъект политической жизни; на самом деле он является псевдосубъектом, поскольку его выбор зависит не от отстаивания собственной социально-политической ориентации, а от того, насколько успешно манипулируют его сознанием. Практика показывает, что от уровня политической зрелости субъектов политики и рядовых граждан существенно зависит удельный вес в структуре оппозиционарности, преобладание рациональных компонентов, и тем в большей степени в своем политическом решении она опирается на свои социальные интересы и собственную систему социально-политических ценностей. Рассматривая особенности проявления оппозиционарности в современной российской политической практике, следует выделить ее характерные взаимосвязи с политической властью. Оппозиционарность не существует сама по себе, ее содержание зависит от особенностей политической системы. В наибольшей степени сущность политической системы выражается через политические отношения, определяющие силы власти, методы управления, приоритетные социальные группы. В свою очередь политические отношения определяют тип политического режима, господствующий в обществе. Для анализа оппозиционарности важно понимать, при каком режиме она реально появилась и получила развитие. Политический режим определяет форма существования власти. Сущность политического режима раскрывается через определение политического господства, выбор социально-государственных или индивидуальных приоритетов, методов управления, количество легализованных партий, соотношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Среди разновидностей политического режима следует прежде всего выделять диктаторские и демократические режимы. К диктаторским относят авторитарные и тоталитарные режимы, определяющими чертами которых являются: абсолютное доминирование исполнительной власти, выражающееся в полном подчинении средств массовой информации, законодательной и судебной власти; бюрократизации, запрещении деятельности оппозиции, исключении ее из одобренного властью, легального процесса, борьба с оппозиционарностью. Ошюзиционарность воспринимается в структуре резко негативных связей и ассоциаций как угроза режиму, враг государству. Отличительными чертами демократического режима являются: президентская форма правления с уравновешиванием законодательной, исполнительной, судебной властей, опирающихся на широкие демократически ориентированные объединения и слои населения. Определяющими чертами демократии являются свободные выборы, многопартийность, легализация борьбы за власть, правовое обеспечение политических процессов. Неотъемлемой частью такого демократического социального механизма является оппозиция. Без нее демократия просто невозможна. Демократический режим предполагает легализацию деятельности политической оппозиции, терпимо относится к проявлением оппозиционарности. Конституционная оппозиция в условиях демократического режима имеет право: создавать партии, участвовать в выборах, использовать средства массовой информации и т. д. Многочисленные и влиятельные слои общества, способные представить во власти свои интересы, хотя и не победившие на выборах, представляют собой парламентскую оппозицию. Атрибутом демократии является социальный механизм, с помощью которого различные социальные слои и группы, представляя своих кандидатов на политических постах, могут успешно отстаивать свои интересы, в социально приемлемых формах выражать ориентацию оппозиционарности. В условиях демократизации российского общества оппозиционарность воспринимается властью не только терпимо, ее считают оплотом режима, главным механизмом, уравновешивающим интересы различных социальных групп, стабилизатором политических процессов, способствующим преодолению социальных, экономических кризисов и вооруженных конфликтов. Оппозиционарность как реальный феномен имеет признаки общего, частного и специфического характера. В том числе большой интерес представляют ее особенности, обусловленные национальным характером культуры многонациональной России. Это обусловлено тем, что специфика оппозиционарности в российском обществе зависит от стереотипов массовой идеологии и психологии. Эти стереотипы в различных регионах страны и у разных народов связаны с этно-национальными, культурными, религиозными, экономическими, историческими и другими факторами. В свете рассмотрения данной проблематики, особенный интерес представляют следующие важные черты русской культуры: многомерный социокультурный уклад с различными уровнем и содержанием ценностных приоритетов, вероисповеданий, геополитических связей и отношений с Западом и Востоком; динамизм обновления и интеграции русской культуры и всех ее составляющих субкультур со своими ценностными, ментальными и приоритетными ориен-тациями; приверженность к гуманизму, коллективизму, соборности, централизации, нравственным принципам и традициям, самодержавности и др. Культурно-политическое своеобразие порождает своеобразие русского характера, который существенно влияет на особенности национальной оппозиционарности. Среди них обращают на себя следующие черты национального характера: амбивалентноть русского характера как одновременное присутствие в нем апполонистического и дионисийского начал, приводящих к борьбе противоположностей в суждениях и действиях; неумеренность и склонность к крайностям; высокая способность к кратковременному волевому усилию и политическая пассивность во все остальное время; неустойчивость ценностных ориентации; потребность в критической оценке и стремление к оппо-зиционарной активности. Эти характерные особенности передаются от поколения к поколению и доходят до современной социальной практики. В ней, кроме того, находят отражение и особенности оппозиционарности нового демократизирующегося российского общества. В предшествующие десятилетия государство, установив жесткий контроль за всей общественнай жизнью, утвердив однопартийный политический режим и исключив инакомыслие, практически полностью подавило собой и гражданское общество в целом, и политическую, социальную, экономическую активность отдельной личности. Неформальные объединения, возникшие в период перестройки, заложили основу гражданского общества, однако в дальнейшем, с приходом к власти сил, провозгласивших себя демократическими, общество не получило того, что было провозглашено в лозунгах, программах и обещаниях новой власти, которая под лозунгом демократии стала во главе общества. Она, ослабив мощь государства, позволила занять ведущие позиции в обществе коррумпированным группировкам, которые безнравственными средствами и способами перераспределили национальные богатства, подорвали отечественный потенциал, криминализировали все стороны функционирования общества. Эти тенденции, берущие начало с конца 80-х годов XX столетия, определили исключительную роль оппозиционарности, которая на рубеже третьего тысячелетия может сыграть исключительную роль в действительной демократизации российского общества. В таких условиях оппозиция в России не только коренным образом отличается от оппозиции в развитых в гражданском и правовом отношении европейских стран; во многих отношениях современная российская и западная оппозиции противоположны. Дееспособность российской оппозиции связана с активностью масс, национальными традициями и культурой, а также с развитием партийной структуры общества. В частности, настоящая политическая ситуация в России, характеризующаяся расширяющейся многопартийностью, требует существенной оптимизации этого вопроса. Отличительная особенность российской оппозиционарности проявляется и в следующем. Если в традициях развитой демократической политической системы основная, системная оппозиция поддерживает существующий порядок и малая, внесистемная, ультрарадикальная оппозиция стремится его разрушить, то в условиях российской действительности, наиболее популярные и сильные оппозиционные партии отрицают весь политический и социально-экономический курс правящего режима. Несущественная же часть оппозиционного движения, поддерживая стратегический курс власти, оспаривает его конкретные, частные моменты. Следует отметить, что в перспективе роль оппозиции в России будет зависеть от того, на какие слои . она будет ориентироваться. Если в их главу будут поставлены интересы большинства населения, прежде всего производителей, то оппозиция будет конструктивная, центристская. В случае победы леворадикальных сил оппозиция будет демократической. Авторитарному режиму будет противостоять непримиримая оппозиция, объединяющая левые и правые силы. Важнейшая задача оппозиционных сил в современной России - создание политической коалиции, как объединенной конструктивной оппозиционной силы. Для такого объединения оппозиционные организации должны быть готовы на определенные жертвы, такие, как поиск общих точек соприкосновения в социальных, экономических, политических программах, утверждение единого, признанного всеми оппозиционными силами лидера и т. д. Объединение оппозиционных групп в единую коалицию может преследовать различные цели - от совместных акций протеста, для которых не требуется выбор единых руководящих органов, до совместного проведения предвыборной кампании. Пренебрежение властью жизненными интересами большинства народа зашло настолько далеко, что в настоящее время возможно объединение конструктивных оппозиционных сил. В целом, исходя из общего понимания политической оппозиции (лат. oppositio - противопоставление, противодействие) как противостояния в системе политических отношений, можно обоснованно считать, что оппозиционарность выступает ее наиболее общей характеристикой и является одним из проявлений общеонтологического закона, который наиболее ярко выражается в демократизирующемся обществе. Его нарушение приводит к нарушению поступательного развития общества и к обострению противоречий в нем. Оппозиционарность как целенаправленная активность субъектов политики, интересы, цели и задачи которых не совпадают с официально выработанным курсом и практикой по их реализации, выступает неотъемлемой частью процесса демократизации общества. Она проявляется на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровнях. Для придания конструктивной направленности оппозиционарности важно знать ее сущность, механизмы и факторы проявления в конкретных условиях. Неудовлетворенность материальных, социальных и других интересов обусловливает направленность оппозиционарности. Власть, обеспечивая реализацию своих целей, не может удовлетворить потребности всех слоев общества, которые по этой причине становятся в оппозицию к ней. Будучи главным субъектом оппози-ционарности, оппозиция может и должна играть определяющую роль вдемократизации общества, так как это отвечает ее сущностному предназначению в обществе.

Вопросы для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте массовое политическое сознание - структуру, тенденции развития, а также возможности воздействия на него. 2. Раскройте психологические основы генезиса макросоциума, выделите его структуру и функции основных элементов. 3. Проанализируйте основные психологические факторы политических изменений и этнополитических процессов в современной России. 4. Охарактеризуйте общественное мнение как фактор, определяющий направленность политического процесса и активность политических лидеров. 5. Выделите условия эффективного политического влияния на феномены неструктурированной социальной среды - элиту, толпу, деструктивные образования. 6. Каковы особенности проявления оппозиционарно-сти в мегаполисах и регионах современной России? 7. Проведите психологический анализ проблемы политического партнерства, конкуренции, конфликтов и влияния на них массового сознания. 8. Раскройте основы политико-психологического анализа формальных и неформальных структур макро- и микроуровней. 9. Изложите особенности прикладного исследования общественного мнения в политической психологии.