2.1 Государственная идеология
С 2003 года в Беларуси началась разработка и внедрение так называемой, «Государственной идеологии Республики Беларусь». Белорусская идеология не является целостной ценностно-философской системой верований, что характерно для тоталитарных идеологий, являющихся «светской политико-социальной религией», которая культивирует правдивых поклонников и верующих, направленной на установление «единомыслия» в обществе. Однако, она не являет «творчеством» лидера, как это свойственно псевдо идеологиям султанистских режимов, лидеры которых занимаются собственным самовосхвалением. Ее можно обозначить как идеологию «своего пути», одной из целей, которой является рациональное объяснение преимущества белорусской политической и экономической модели. Для создания этой доктрины был задействованы представители академических кругов: политологи, историки, философы из Белорусской Академии Наук, Белорусского Государственного Университета, Академии Управления при Администрации Президента РБ и др.
Их задачей являлось всесторонне обоснование необходимости разработки и изучения белорусской идеологии, а также создание своего рода академическо-научного и учебного курса, который был бы внедрен в учебный процесс в Беларуси с 2003 года. Создание и внедрение государственной идеологии носит скорее функциональный, а не мировоззренческий характер. Функционализм заключается в том, чтобы заставить интеллектуалов работать на режим, обслуживать и укреплять его. «Отсутствие внятных, содержательных идей, эклектизм и наличие многочисленных противоречий свидетельствуют о том, что главной причиной нынешней идеологической кампании является не столько сама «идеология», сколько «идеологическая работа» как таковая». Параллельно с идеологией шло создание так называемой идеологической вертикали, которая на сегодняшний день пронизывает не только государственный, управленческий аппарат, но и все государственные учреждения Глухова А.В. Политические процессы и политические процедуры. -М.: Наука, 2010. - С. 68..
В обслуживании идеологии задействован целый штат работников, которые проходят специальную подготовку в Академии управления при Администрации президента РБ. Основными функциями идеологических работников являются: идеологическое обеспечение выборов, выявление инакомыслящих в трудящихся или учебных коллективах, проведение профилактических бесед с теми, кто не разделяет позиций властей.
Государственная идеология также является одним из механизмов, занимающее важное место в процессе мобилизации и политизации общества, хотя основная нагрузка в осуществлении этих задач ложиться на прогосударственные массовые организации: «Белорусский Патриотический Союз Молодежи» (БРСМ) (355 тыс. членов), «Пионерскую организацию» (482 тыс. членов, в основном молодежь школьного возраста) и в перспективе псевдо партийную организацию «Белая Русь». Создание таких организаций свидетельствует о планомерной долгосрочной именно политической работе с населением и отдельными социальными группами.
Структуры БРСМ на сегодняшний день находятся во всех государственных учреждениях и также выполняют идеологическую, контрольную и мобилизационную функции. Хотя членство в организациях подобного типа необязательно, тем не менее, руководство стремиться к максимальному включению, особенно молодых людей, в свои структуры. Основная цель деятельности молодежных про-государственных массовых организаций, это, конечно же, идеологическая и политическая обработка молодежи, «снижение уровня политического экстремизма в молодежной среде, повышение электоральной активности молодых граждан; консолидация общественного молодежного движения в целях построения сильной и процветающей Беларуси».
Кроме всего прочего, одним из значимых инструментов для белорусского режима, который используется для политической мобилизации и политизации общества, является православная церковь. Данный аспект также является важным, но очень часто выпускается из виду при анализе белорусского режима. При режиме Лукашенко православная церковь занимает привилегированное положение, чего нельзя наблюдать в иных типах недемократических режимов, когда речь идет об отношениях между государством церковью. В режимах тоталитарных церковь полностью исключена из общественной системы, в режимах султанистских церковь, как правило, представляет собой одну из оппозиционных сил, противостоящих режиму. В Беларуси православная церковь, является одним из институтов, на который государственная власть не только опирается, но и использует в качестве механизма собственного укоренения в сознании граждан. По данными НИСЕ-ПИ, на декабрь 2007 года Православной церкви доверяло 68.1% населения. В 2003 году государство и православная церковь подписали «Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» что еще больше укрепило позиции церкви в государстве позиции политического режима в обществе. О значимости Православной церкви в структуре государственной системы и политики неоднократно повторял Лукашенко А.Г., так, во время рождественского богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска, он заявил: «Но самое главное, что характеризует нашу Церковь, -- это патриотизм. Церковь никогда не была непатриотичной. Церковь -- самое патриотичное образование, структура в нашем государстве. Особенно Православная Церковь, -- потому что она всегда была с народом и всегда защищала свое Отечество. Поэтому я хочу еще раз, традиционно уже, по истечении еще одного года, после которого мы стали взрослее, поблагодарить Вас, Владыка, поблагодарить всех священнослужителей нашего государства -- от настоятеля самой маленькой любимой мною деревянной церквушки до большого храма -- за эту преданность нашему Отечеству».
- Введение
- 1. Проблема определения белорусского режима в политической науке
- 1.1 Характеристика белорусского политического режима в официальной политической науке
- 1.2 Взгляды, подходы и определения белорусского режима в независимой науке
- 2. Авторитаризм, султанизм и неоавторитаризм: сущности недемократического режима в Беларуси
- 2.1 Государственная идеология
- 2.2 Государственный контроль и репрессии
- Заключение
- Вопрос 26. Виды авторитаризма; по х. Линцу.
- Планы семинарских занятий Тема №1. Политические изменения и политические режимы.
- Планы семинарских занятий Тема №1. Политические изменения и политические режимы
- Недемократические режимы
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Лекция 6: недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
- Тема 7. Политические режимы