logo
Авторитаризм, султанизм и неоавторитаризм: сущности недемократического режима в Беларуси

2. Авторитаризм, султанизм и неоавторитаризм: сущности недемократического режима в Беларуси

Формирование и функционирование политического режима в Беларуси представляется настолько уникальным, что позволяет применить к нему любую теорию или политологическую концепцию режимов, начиная от султанизма, заканчивая тоталитаризмом. Тем не менее, теоретическое рассмотрение данных режимов, и сопоставление их характеристик с белорусским режимом позволяет говорить о том, что в Беларуси сформировался иной тип политического режима.

Этот режим значительно «мягче» чем тоталитаризм, но в то же самое время, существенно отличается от такого политического режима, который может быть классифицирован как «султанистский». По сравнению с режимом султанистским, белорусский режим, является более консолидированным, бюрократизированным, и обладает широкой социальной поддержкой. Белорусский политический режим занимает пространство между султанистким и (нео)тоталитарным режимом. Это пространство «принадлежит» авторитарному режиму.

К сожалению, концепция авторитаризма стала универсальной, обобщающей характеристикой всех недемократических режимов. Многие политологи, также рассматривают султанизм как разновидность авторитаризма, который характеризуется доминирующей ролью личной власти, либо вовсе отождествляют эти два понятия. Однако, не смотря на некоторую схожесть авторитаризма и султанизма, которую можно обнаружить в силу того, что оба эти режима недемократические и используют одинаковый набор политических инструментов, необходимых для удержания политической власти, между этими режимами существуют определенные различия.

Х. Линц, который и разработал категорию султанизма, для определения некоторых недемократических режимов в Латинской Америке, Юго-восточной Азии, которые, по его мнению, отличаются от авторитарных режимов, выделяет четыре типа недемократических режима: авторитаризм, тоталитаризм, пост-тоталитаризм и султанизм. «Идеальный тип султанистского режима может быть идентифицирован следующим образом. Он опирается на персональное управление, однако лояльность в отношении к правителю не мотивируется тем, что он выражает или артикулирует какую-нибудь идеологию, или тем, что он воплощает в себе миссию, не его харизматическими характеристиками, а посредством смешенного использования страха и вознаграждения для тех, кто сотрудничает с правителем».

Авторитарный режим, в отличие от султанистского, характеризуется наличием законодательных норм, более или менее развитых государственных институтов управления, бюрократической системы, ограниченным функционированием политической оппозиции. «Авторитарный режим это политическая система с ограниченным, не внушающим доверие политическим плюрализмом, без разработанной и ведущей идеологии, но с различимым менталитетом, без интенсивной или экстенсивной политической мобилизации, за исключением отдельных моментов в их развитии, и в которых лидер или небольшая политическая группа реализует власть в недостаточно ясно очерченных формальных границах, но более или менее предсказуемых» Политический словарь /Под ред В.Ф. Халитова. - М.: Высшая школа, 2009. - С. 46..

О том, что Беларуси сформировалось авторитарное государство, еще 90-х годах отмечали белорусские политологи, так В. Чернов писал: «Современный политический строй в Беларуси - это авторитарный режим, проделавший стремительную эволюцию от олигархической системы правления к открытой президентской диктатуре с крайне ограниченными реформаторскими возможностями».

Конечно же, идеальная дефиниция авторитаризма также не встраивается существующую белорусскую политическую модель, особенно если принимать во внимание появление новых элементов в структуре политического режима, государственную идеологию, политизацию общественной жизни, растущий контроль государства над политическими и социальными процессами и т.д. Кроме того, белорусский политический режим активно использует демократические механизмы и методы в управлении обществом и собственной легитимизации.

Естественно, что при рассмотрении политического режима, который установился в Республике Беларусь, также необходимо принимать и общие историко-политические факторы, условия в которых этот режим формировался. Белорусский режим быстро адаптировался к новым политическим и экономическим, внешним и внутренним условиям и вызовам, а скорее успешно использовал авторитарные механизмы господства для формирования устойчивой системы власти. Не вызывает сомнения тот факт, что в Беларуси сформировался качественно новая модель недемократического политического режима. Можно говорить о своего рода модернизированном недемократическом авторитарном режиме, так как в современных политических и экономических условиях консервативный недемократический режим не был бы в состоянии эффективно функционировать.

Для того, чтобы классифицировать белорусский режим, проведем общий сравнительный анализ, структурных характеристик и механизмов функционирования недемократических режимов, на основе исследований Х. Линца и А. Стефана.

Таблица 2.1

Сравнительный анализ структурных характеристик и механизмов функционирования недемократических режимов

Структурные характеристики и механизмы функционирования политического режима

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Султанистский режим

Белорусский режим

Идеология

Хорошо разработана и носит все охватывающий характер.

Идеология не разработана, но существует ярко выраженная ментальность

Высокая манипулятивность символами и восхваление лидера. Разработанная идеология отсутствует.

Существует государственная идеология, нацеленная на рациональное объяснение происходящих в стране процессов.

Мобилизация и политизация

Экстенсивная мобилизация за счет сознанных государством массовых организаций

Экстенсивная и интенсивная мобилизация отсутствует за исключение определенных моментов в развитии.

Низкая мобилизация, носящая случайный характер церемониального типа без постоянной организации.

Организованная и постоянная мобилизация, в том числе и за счет созданных прогосударственных организаций.

Социальная поддержка

Всеобщая и безоговорочная поддержка режима.

В целом население аполитично, что дает возможность режиму обеспечить себе необходимую социальную базу

Социальная база режима очень узка и поддержка обеспечивается за счет «страха и вознаграждения» и деятельности парамилитарных групп.

Режиму удается сохранить устойчивую социальную базу и поддержку большинства общества за счет мобилизации и эффективной социально- экономической политики.

Государственный контроль

Полный, тотальный государственный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества.

Сильный политический контроль при социальной и экономической автономии общества.

Государственный контроль не устойчивый, режим не в состоянии контролировать все стороны общественной и политической жизни

Государственный контроль устойчивый как в политике, так и в экономике, при необходимости государство может расширять или сужать сферу общественной автономии.

Политический плюрализм и оппозиция

Оппозиция отсутствует полностью.

Оппозиция функционирует в формальных границах дозволенных режимом.

Режим не в состоянии подавить протестные настроения в обществе. Существует широкое оппозиционное сопротивление, в том числе и вооруженное.

Оппозиция существует в рамках отведенных режимом, не в состоянии организовать широкого сопротивления.

Политическое лидерство

Тоталитарного лидера не ограничивают никакие формальные границы.

Лидер действует в плохо очерченных, но достаточно стабильных формальных границах.

Крайне персонализированный, нет рациональных или легальных сдержек. Сильная династическая традиция.

Сильная роль лидера в политической жизни общества. Опора на административно- бюрократический аппарат.

Социально- экономическая политика

Плановая экономика при государственном распределении социальных благ.

Экономическая и конкурентная экономика, при слабой системе социального обеспечения.

Эгоистический режим, стремится к обеспечению материальных интересов исключительно правящей группы и ее приверженцев.

Использование механизмов смешенной экономики, при устойчивом обеспечении необходимых социальных гарантий и благ для населения.

В отличие от других недемократических режимов, структура и функции белорусского режима многомерны. Его устойчивость и эффективность обеспечивается за счет целого ряда ресурсов: идеологических, социально-политических, экономических и административно-бюрократических, а также долгосрочной стратегии политического развития, цель которой выявлять потенциальные угрозы для режима и ликвидировать их.

Стоит более подробно рассмотреть некоторые важные элементы белорусского политического режима, которые делают его уникальным среди современных недемократических режимов.