Заключение
Проведенный в соответствии с целями курсовой работы анализ показывает, что исключительный интерес практически всех русских мыслителей к понятию "русская идея" обоснован тем, какое сильное влияние она имеет на умы народа. Сила ее воздействия, как уже отмечалось ранее, обусловлена тем, что "русская" или национальная идея содержит в себе обращение к базовым духовным ценностям, пробуждая в людях патриотизм.
"Русская идея" или национальная идея входит в государственную идеологию, которая играет, несомненно, важную роль в жизни общества, государства, а подчас самого существования государства.
Государственная идеология - это совокупность теоретических, политических взглядов и позиций, закрепляющихся в научных трудах, художественных произведениях, служащих практическим руководством в осуществлении внутренней и внешней политики государства, направленной на выражение и защиту интересов народа и государства. Следуя данному определению, делаем вывод, что, несомненно, зачатки национальной идеи наблюдаются уже у восточных славян вместе с появлением оседлого образа жизни на четко определенной территории, и осознанием себя единым целым.
"Русская идея" в историческом процессе отвечала конкретным требованиям власти, но при этом опиралась на народную идею "общинности". Таким образом "русская идея", включив в себя компонент религии, приобрела форму "триединства", и в дальнейшем историческом процессе, по сути, в ней происходили смены содержания, но не сути или формы.
Проанализировав подходы П.Я. Чаадаева по отношению к определению сущности "русской идеи" делаю вывод, что "русская идея" для него тесно переплетается с религиозной сферой. Автор "Философских писем" выразил горькое негодование по поводу отлученности русского народа от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше миссии, которая должна найти свое отражение в "русской идее". П.Я. Чаадаев высказывает некоторые основные мысли для всей русской мысли XIX века. В России есть преимущество девственности почвы. Ее отсталость дает возможность выбора. Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем.
При раскрытии характеристик "русской идеи" в трудах Н.А. Бердяева были проанализированы проблемы, выражение которых отчасти встречается в работах его современников. Среди таких проблем можно назвать - проблему осмысления России как особой страны с особыми задачами, определенными ей свыше; определение характерных черт русского самосознания, характера в связи с историческим процессом; определение роли религии в формировании "русской идеи"; и другие философские и социально - политические проблемы. Бердяев так же определил основные контуры "русской идеи" - соединение идей братства людей и народов и идеи соборности, духовной коммюнотарности.
Исследуя историческую значимость "русской идеи" для российского народа и, обращая внимание на современность, следует отметить, что значение "русской" или национальной идеи не утратило своей актуальности и по сей день, а скорее только обострило внимание к себе общественных деятелей и народа в целом. Это объясняется тем, что национальная идея всегда являлась тем лозунгом, под которым не раз объединялась наша многонациональная и много конфессиональная страна в едином порыве к светлому будущему.
Но современное положение дел заставляет "содрогнуться" в представлении этого "светлого" будущего без единства всей нации. Уже сейчас наблюдаются неблагоприятные тенденции как внутри страны, так и в мировом сообществе. Здесь всеми движет стремление "обогатиться": внутри страны - побиться национальной автономии и расширить свои властные полномочия, во вне - "отхватить кусок пожирнее", пока Россия слаба, от ее богатств недр и территории.
Отсутствие долгое время даже четко сформулированной концепции национальной безопасности привело к ощутимым упущениям в политике, прежде всего, со странами СНГ, как со странами традиционно тесных политических и экономических связей.
Резко возросший интерес к национальной идее и признание на самых высоких уровнях власти того, что необходимо скорейшим образом ее разрабатывать только подтверждает ее важности не только для устойчивого развития нации, но и продолжения существования этой нации.
За разработку национальной идеи брались многие политические силы, оценив все ее достоинства для достижения своих целей. Однако такими целями может и зачастую является борьба за власть, экономические потоки в стране, в которую и вовлекаются широкие массы с помощью вновь предложенной национальной идеи.
В сути национальной идеи важную роль играют такие понятия как: народность самобытность, национальный характер, народное воспитание. То есть в целом национальная идея относиться к духовно-нравственной сфере. А.С. Пушкин в одной из публицистических заметок дал такое определение народности: "Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-либо народу. Климат, образ жизни, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в поэзии. В России…" А проблему народного воспитания он затронул в письме к Николаю I: "Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению (сказано в высочайшем манифесте от 13 июля 1826 года), но праздности ума, более вредной, чем праздности телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей,.. сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть, порча нравов, а конец - погибель." Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые буйства, новые общественные бедствия ".
Тема образования, затронутая великим поэтом, осталось актуальной до сих пор, так как и в начале XXI века в России есть постыдное количество либо полностью не грамотных, либо полуграмотных людей, причем подобные факты порой выявляются на призывных пунктах. Так же существует проблеме патриотического образования в стране. "Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие" - говорил великий поэт, однако сейчас в России наблюдается четкая тенденция к идеологизации реальных политических деятелей, а порой их "обеление" в учебниках истории и при этом упускаются знаковые для всей нации события истории.
Следовательно, смысл современной государственной идеологии в реальном овладении массового сознания, с целью донести ее суть и направленность деятельности государства до нации, чтобы она поддержала ее своими силами.
Но для этого нужно сформировать социальный идеал, его выражение в четких, ярких, привлекательных формах - сейчас это одна из насущных задач идеологов. Слабость нынешнего российского государства, заключается в том, что оно не выработало пока убедительного, привлекательного идеала будущего устройства общества.
Заканчивая, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что национальная самостоятельность и независимость, национальная самобытность - это духовные ценности, утрата которых означает исчезновение народа и государства. Этим и обосновывается значение национальной или "русской идеи" для современного политического процесса России.
Список использованной литературы
русский идея чаадаев бердяев
1. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: Социокультурный аспект. - Киев, 1995
2. Аксюгиц В. "Бог и Отечество - формула русской идеи"// Москва, 1993, №1 - с. 120 - 127
3. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Том III, IV./ Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин и др. - М., Мысль, 1997
4. Андреев Ю. Общероссийская и национальная идея сейчас и в будущем // Диалектик. - 2001. - №1. - с. 63-65
5. Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. - М., 1998. - № 5,6 - с.5-21;5-19
6. Артемонова В.Г. Философская мысль: от истоков до наших дней. Н.Новгород, 1997
7. Бердяев Н.А. Русская идея ("Русская идея", "Самопознание"). /Сост., вступ. Ст. и примеч. М.А. Блюмеркранца. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2004
8. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990
9. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993
10. Большая Советская Энциклопедия. Том 3, 6, 10, 24, 26, 27, 28 - М.: Изд. "Советская Энциклопедия", 1970
11. Вдовиченко Л.Н., Гуриев М.А.,. Кучкаров З.А, Малахов А.И. Идея - 150. - М.: Концепт, 1997
12. Владиславлев А., Караганов С. Тяжкий крест России: "Русская идея", а вернее - "идея России", как мощная, но пока еще не сложившаяся. //Независимая газета. 1992. 17 ноября (№ 221), с.5
13. Герцен А. Былое и думы. Ч. 1-5. М: Изд-во "Художественная литература", 1969
14. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Приложения: древние письмена об Украине-Руси, очерк ее новейшей истории, документы, универсалы, Конституция 1710 г. - Киев, МПП "Левада", 1997
15. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Эксмо, 2003
16. Ильичев Н. "Национальная идея" и патриотизм // Диалог. - М,2002. - №10 - с.45-48
17. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М.: издательство НОРМА, 2003.
18. Кавелина К.Д. Собрание сочинений В 4 т. Т. 1,4. С.-Петербург. Типография М.М.Стасюлевича, Вас. Остров, 1900
19. .Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М: "Рассвет",1992
20. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. // Независимое военное обозрение - М. - №1 (174).
21. Медведев Р. Отсутствие национальной идеи и идеологии радикальных реформ. //Диалог , 1998 - №12, с.56 - 60
22. Настроения, мнения и оценки населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены - М - №2, [64], 2003. с. 74-100
23. Национальная идея: построение нравственного общества в России: Материалы конф., Иркутск, 18-19 мая 2001, - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2001
24. Общая и прикладная политология / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2001
25. Парамонова С.П.. Динамика морального сознания. - Пермь. Перм. гос. техн. Ун-т.,1997
26. Парамонова С.П. Динамика морального сознания./Приложение - Пермь. Перм. гос. техн. Ун-т.,1997
27. Подберёзкин А., Макаров В. Стратегия для будущего президента России: Русский путь. - М.,2000
28. Политическая энциклопедия в двух томах. Том 2 - М. Мысль, 1999
29. Пушкин А.С. Собрание сочинений М., Главная контора товарищества "Бр. А. и И. Гранатъ и К°", 1900
30. Соколов В. В поисках великой мечты. - "Общая газета", 18 - 24.01.1996
31. Существо русского православного самосознания / Новгородцев П.И. Соч. М., 1995
32. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего ("Философские письма", "Апология сумасшедшего"). - СПб.: Азбука - классика, 2004
33. Чаадаев П.Я. pro et contra - СПб.: Азбука - классика, 1998
34. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать. - М., "Мысль", 1984
35. Яковлев А.И. Государственная идеология. - Калуга: "Облиздат",2001
Приложение 1
Многомерное исследование формирования и изменения морального сознания российского народа было проведено в середине 90-х годов. Результатом его стало выделение четырех основных типов морального сознания в переходный период у населения России:
коммюнотарист - тип морального сознания, характеризующегося приоритетом коллективистских ценностей над индивидуальными;
переходный тип - характеризуется гибкой логикой в поведении, мораль этого типа внутренне противоречива, представитель данного типа может свободно перейти от ценностей коллективных к ценностям индивидуально-унитарным и наоборот;
гедонист несет в себе ценности традиции, в определенной мере, сострадания, человечности;
прагматик - деятельный тип, чаще всего в общественном и личном сообразуется с получением непосредственной пользы.
Следующие две диаграммы характеризуют эти типы морального сознания в связи с ценностными ориентациями и ролью любви в жизни населения страны.
Ценностные ориентации представителей социальных групп молодежи и старшего поколения с различным моральным сознанием [1996, N=225]
Диаграмма 1
Выборки по исследованиям подтверждают устойчивую тенденцию: выдвижение на первое место среди жизненных ценностей наличия круга "хороших друзей". Далее студенты ориентируются на общие всем группам ценности существования - материальную обеспеченность. Стремление общаться - это одна из мощных точек интенсивности, которую не сбила в ценностном мире личности транслируемая из всех источников идея "модернизации", с ее индивидуализмом, расчетом и отчуждением.
Любовь в жизни опрошенных (группы по типу морального сознания) [1996, N=225]
Диаграмма 2
Проведенное исследование привело к выводу о доминировании тех жизненных миров, которые соответствуют установкам, внедряющимся посредством СМИ, и заставляющих население испытывать чувство "эйфории" в любви с помощью упрощения ее понимания.
Респондентам в разные годы было предложено ответить на один вопрос: "какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?". Это позволило определить насколько российское общество приспособилось к новым условиям жизни. Какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации ?
Диаграмма 3
В результате исследования было выявлено, что в целом российскому обществу трудно дается приспособление к своей нынешней жизни, оно сильно зависит от устойчивого экономического климата в России, о чем свидетельствует увеличение ответов "терпеть наше бедственное положение уже невозможно" на период после финансового краха 1998 года.
В тоже время, проведенный повторно опрос населения в период с марта 2000 по март 2003 года дал следующие результаты.
Какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации ?
Диаграмма 4
Из результатов исследования видно, что общей стабилизации в стране и стабилизации экономической сферы жизни общества тот же процесс приспособления к новым условиям жизни проходит легче по сравнению с опросом прошлых лет.
Были прослежены тенденции, наблюдавшиеся в сознании основных групп российской элиты относительно образа будущего России.