logo
"Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей

3. Характеристика русской идеи в трудах Н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) - мыслитель, публицист. Родился в Киеве, происходил из дворянской семьи. Выступал в программных сборниках русских идеалистов: "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины". В советский период создал Вольную академию духовной культуры. Философские искания привели Н.А. Бердяева к построению экзистенциональной по сути концепции. Главная проблема его философии - бытие человека, смысл его существования. Что касается социально - политических воззрений, то Бердяев весьма скептически относился к власти и государству. Причем, по его мнению, русские люди сильнее, чем западные, чувствуют зло и грех всякой власти. С главной темой его работ связано внимание к философии истории ("Судьба человека в современном мире", "Русская идея") и идеологией "аристократии духа" ("Самопознание"). Так же необходимо отметить вклад Н.А. Бердяева в развитие французского экзистенциализма и персонализма.

Как уже отмечалось ранее, Н.А. Бердяев дал наиболее полную социально-психологическую характеристику "русской идее", связав ее с "таинственными" противоречиями психологии русского народа. Прежде всего, для автора, раскрытие этих противоречий связывается с таинственной жаждой абсолютности. Стремление русских ко всякому возвышенному, идеальному, совершенному, абсолютному необходимо для того, чтобы служить идеалу, подчинить ему всю жизнь. Отсюда стремление к проявлению радикализма различного рода: "Очень важно отметить, что русское мышление имеет склонность к тоталитарным учениям и тоталитарным мировоззрениям. Только такого рода учения и имели у нас успех". Что, подчас бросало русский народ не только и не столько из крайности в крайность, а оставляло в каком-то промежуточном состоянии. Так Бердяев отмечает, что это связано с накопленным столетиями "отрицательным сознанием", укреплением атеистических и нигилистических идей. В последнем (результат европейского развития) он видит отражение в России самых "предельных форм". "Уж если русский - анархист, то самый предельный, бунтующий против первооснов бытия. Уж если русский - материалист, то материализм для него - богословие, если он атеист, то атеизм его религиозен". Н.А. Бердяев так же отмечал, что русский народ самый аполитичный, никогда не умевший устраивать свою землю, и одновременно Россия - "самая государственная и самая бюрократическая страна в мире", все в ней "превращается в орудие политики". В русской "стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, женственность" и в то же время это - страна "невиданных эксцессов, национализма, угнетения подвластных национальностей, русификации".

Так как в основном произведения Бердяева историософичны, но широко рассматривает появление каких-то новых черт в русском самосознании в процессе истории. Автор считает пробуждением русской самобытной и самостоятельной мысли произведение Чаадаева "Философские письма". Однако, как бы ни было тяжело каждому русскому читать и осознавать мысли, высказанные в "Письмах", по мнению Н.А. Бердяева русское самосознание "должно было пройти через это горькое самоотречение". При разборе многих проблем работа Чаадаева проникнута русской мессианской идеей, что, по мнению Бердяева, в дальнейшем получает развитие в работах Соловьева, Хомякова и многих других мыслителей.

Важную роль в характеристике русского народа играет потребность в отрицании, разрушении и созидании, возрождении, которые питаются "героической" сущностью народа. Так же, отрицание социального неравенства, обличение неправды господствующих классов Бердяев считает "очень существенным русским мотивом".

По мнению Бердяева русское национальное сознание не может соответствовать только славянофильству или только западничеству. "В нем должна раскрыться великая миссия России - быть посредницей между востоком и западом, осуществлять славянофильскую мечту в единении с западной культурой и в претворении ее в свою плоть и кровь". При этом должно сохраняться разумное равновесие между восточными началами и западной культурой, в противном случае Россию ждет разложение и гибель, которое стимулирует "русский дух", направленный на построение великой жизни, но неуправляемый, он превращается в дух "самосжигания и самоистребления".

Подводя итоги своему исследованию по историософии XIX века, Бердяев отмечает, что в социальной теме, русских исканий социальной правды в России вынашивались идеи братства людей и народов. Ее автор считает "русской идеей". "Но поскольку эта идея утверждалась в отрыве от христианства, которое было ее источником, в нее входил яд, и это сказалось на двойственности коммунизма, на переплетении в нем правды и лжи".

Рассматривая религиозную тему в работах мыслителей все того же XIX века, автор подробно останавливается на духе соборности присущей православию, и идее соборности, духовной коммюнотарности, что, по мнению Бердяева, так же является "русской идеей". Так же Н.А. Бердяев отмечает, что русская религиозно-философская мысль в своих лучших представителях решительно борется против всякого юридического истолкования тайны христианства, и это входит в русскую идею.

Отмечая мессианские устремления и эсхатологические чаяния как характерную особенность русской души, Бердяев усматривает в искажении этих начал духовную основу Октябрьской революции 1917 года. Автор отмечает, что "мессианская идея" марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отождествилась с русской "мессианской идеей". Но в то же время Н.А. Бердяев отмечает, что русский коммунизм - это извращение русской "мессианской идеи", так как он утверждает "свет с Востока", который должен озарить буржуазную "тьму Запада". "Коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию. Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа".

В связи с коммунизмом Бердяев рассматривает темы рабства и свободы. Автор утверждает, что всякое организованное и организующее общество враждебно свободе и "склонно отрицать человеческую личность". По его мнению, личность, осознавшая свою "первородную свободу" становиться одинокой и не затронутой обществом массовыми процессами истории.

В рассмотрении так называемого русского ренессанса Бердяев отмечает в нем, принадлежащие только русскому национальному характеру черты, связанные с XIX веком. Это, прежде всего это "религиозное беспокойство" и религиозные искания, постоянный переход в философии за границы философского познания, в поэзии - за границы искусства, в политике - за границы политики "в направлении эсхатологической перспективы".

Таким образом, подытоживая все выше сказанное, следует отметить, что Бердяев как крупный мыслитель своего времени рассмотрел одну из самых сложных проблем того времени (да и современности) - осмысления роли России и русского народа в историческом процессе и их предназначение, которое было определено им свыше. Пытался понять "что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идею". Так же Н.А. Бердяев рассмотрел характерные черты русского самосознания, русской души и характера в связи с историческим процессом. Исследовал роль религии в формировании "русской идеи" и описал ее контуры в самых общих понятиях. Рассмотрел вопросы рабства и свободы в связи с коллективистской направленностью коммунизма, предвидел крах данной социально-политической системы.